Одна из самых ярких и значимых пресс-конференций «России сегодня». Ежедневно их проходит несколько. Но выступления председателя Комитета СФ по науке, образованию и культуре Л.С.Гумеровой всегда отличаются какой-то очаровывающей спокойной тональностью, но глубиной проникновения в тему и широтой кругозора. Сегодня говорилось о многом.
Полностью можно посмотреть здесь
Мне посчастливилось быть уже в третий раз на встрече с Лилией Салаватовной. И у меня были свои вопросы. О них.
Вопрос. Сейчас общество начинает чувствовать, что наука, образование, культура — это стержень нашей цивилизации. А есть ли такое понимание в СФ? Ведь рядом с Вами оборона, экономика, безопасность, генералы, такие крепкие мужики. Удаётся ли противостоять им и показывать, что культура, наука, образование — это наше будущее. Удаётся ли Вам устоять и отстоять приоритет науки, культуры, образования?
Ответ. Я бы не стала разделять. Мы считаем, что наука, образование и культура — фундамент безопасности нашей страны.
Говорят же, если хотите разрушить страну и лишить её будущего, надо, чтобы народ забыл свою историю, надо разрушить образование.
Огромные расходы в образование, культуру — это вложение в будущее. Всё, что касается обороны, безопасности, промышлености, это тоже очень важно. Особенно сейчас. Когда новые вызовы, когда мы должны достигнуть своего технологического суверенитета.
Но это, согласитесь, невозможно сделать без науки, образования. Никакая оборонная промышленость не будет сильной, мощной в любой стране, если не развиваются науки и технологии, если нет кадров, которые производят самую современную продукцию. Это всё связано. И это наша задача, чиновников, парламентариев, управленцев сделать так, чтобы в плане финансов соблюдался этот баланс. Чтобы ни в коей мере не урезались финансы на развитие науки, образования и культуры, но чтобы финансы вкладывались и в то, что делает нашу страну сильной, безопасной и независимой.
Поэтому я с большим уважением отношусь к оборонному ведомству. Мы вместе разработали очень важные изменения в наш Гражданский кодекс, которые касались коммерциализации интеллектуальной деятельности. Это позволило те наработки, которые есть в сфере оборонно-промышленного комплекса, использовать и в гражданской сфере. Как можно быстрее внедрять их в жизнь. Или какие-то отдельные составляющие. Например, ткань, которая не горит, уникальное оптическое стекло, которое может пригодиться в медицине и т.д. Это очень взаимосвязанные сферы и я не сторонник говорить: дайте всё только нам, а вы живите, как хотите. Наша задача — найти правильный баланс.
Вопрос. У нас очень острый вопрос по истории. Ведь наша страна отличается тем, что наши правители, якобы, все были плохими. Во главе великой державы были плохие вожди?! Не стоит ли сейчас вмешаться и поставить вопрос принципиально: нам надо искать не то, что разъединяет, а то, что соединяет; не недостатки выискивать, а положительное. Ведь если мы сейчас действительно становимся великой державой, значит это закономерное следствие того. что были плюсы, огромные достижения. А не минусы.
Ответ. Во-первых, я с Вами согласна на 1000%. А во-вторых, Вы сами практически и ответили на свой вопрос. Но самое главное, Вы практически процитировали президента нашей страны, который четко и ясно сказал: история должна объединять, а не разъединять.
В истории любого государства, любого народа есть разные периоды, есть взлеты и падения. Есть герои, но, к сожалению, иногда бывают и предатели.
Если мы начнем искать только изъяны, это неправильно. Мы должны историю знать, с уважением к ней относиться. И самое главное, те эпохи, вехи, которые сделали нашу страну сильной, могущественной, независимо, продвинутой — об этом мы должны с гордостью говорить и с уважением относиться. А в каком-то правителе искать минусы, выпячивать их — конечно, не на этом должна строиться историческая правда.
Вопрос. Как к специалисту-психологу. Сейчас, в условиях когнитивной войны психология выходит на передний план. И наши психологи, хорошие психологи, они буквально на фронте находятся. Им скорее всего нужна поддержка. Как вы считаете, нужно ли сейчас ставить психологию в ряд таких принципиальных предметов как история, обществознание и т.д.?
Ответ. Обязательно нужно. Я сама педагог-психолог. И я работала в школе, когда только начиналась практическая психология и психологи появлялись в школах. Это очень важно. Потому что оружие, когда мы говорим о детях и молодежи, это не только танки и самолёты, — что тоже очень страшно.Оружие это и слово. Оружие это и технологии. Это и программы. Это и игры, которые внедряют в сознание наших детей. Огромные средства вкладывает Запад в то, чтобы проникнуть в умы и сердца наших детей и молодежи.
Психологов сейчас в школах не хватает. Когда шла оптимизация, то социальных психологов, педагогов-психологов посчитали не очень важными.
Основами психологии каждого ребенка должен обладать каждый учитель. Сегодня программы подготовки педагогов скорректирована. Очень важна практико-ориентированность. Когда я училась, это были больше теоретические знания. Но когда приходишь работать в школу, надо установить контакт с родителями, начинаешь работать с учениками.
Я с Вами полностью согласна, что для того, чтобы противостоять вызовам, нужны знания психологии, высокий уровень профессионализма и компетенций психолога.
Мы с коллегами из МГУ, Государственной Думы ведём работу, чтобы появился закон о психологической помощи. Потому что ситуация сейчас такая, что зайти в интернет, нажать кнопку — и появятся такие лже-психологи, что в результате бывают просто порушенные судьбы, покалеченное здоровье, сломанная психика. Важно этому поставить заслон.
Но и конечно комплексная работа, чтобы высокого уровня специалисты-психологи работали в наших школах, в учебных заведениях.
***
Если у Вас есть вопросы к Л.С.Гумеровой, пишите. А я их задам на очередной пресс-конференции.