Найти тему

Духовная власть. Суть, принципы, истоки.

  Что такое власть? - Это система господства и подчинения, укрепляющая любое социальное общество.

Что такое власть? - Это система господства и подчинения, укрепляющая любое социальное общество.

Но власть - это не только незримая сила, поддерживающая единство людей, великих и малых, от рассеивания. Борьба за власть - это основной стержень социальной эволюции человечества, самая заветная цель большинства людей. Ведь борьба за власть, переносясь на уровень подсознания, символизирует борьбу за выживание.

Более того, материя власти, во многом сакральная, поскольку обычно высшим ее владельцем считается бог. Так утверждают все религии.

Однако это всемогущее существо, кажется, способно делиться волшебной материей власти с людьми. Ведь, как известно, "Нет власти не от бога". Несмотря на важность и мощь такой субстанции, как власть, научных исследований этой увлекательной социальной силы немного. Но если такое явление существует и способно оказывать осязаемое воздействие на наш окружающий мир, то оно должно быть доступно для научного изучения и классификации.

Не сложно заметить, что любая власть состоит из трех явно видимых форм.

Первая - власть насилия, которая наиболее явно проявляется в институте государства.

Вторая - власть собственности и денег. Правила этой формы господства наиболее полно описаны великим философом Карлом Марксом в образе такого символического понятия, как капитал.

Третья - духовная власть. Ее можно определить как добровольное подчинение людей определенной идее, традиции или моральному авторитету.

Следует отметить, что духовная форма власти представляет собой своего рода "неизведанную территорию" и плохо исследованное пространство.

И если власть насилия - политические и государственные системы - были описаны древними философами, то духовная власть, как отдельная форма господства, никогда не была достаточно выделена. Скорее всего, это произошло потому, что воздействие духовной власти не предполагает непосредственного принуждения и эксплуатации. Эта форма власти осуществляется наиболее скрытым и опосредованным образом - подчинение ей происходит добровольно.

Однако так как власть экономическая - оплата труда - долгое время не считалась эксплуатацией из-за открытия Марксом понятия "прибавочная стоимость", то и власть, как феномен, не ограничивается прямым насилием. Существуют и более тонкие, притаившиеся формы, вершины которых можно назвать духовной властью. Она настолько утонченна и опосредована, что на протяжении всей истории ее не было замечено и она не получила подробного изучения философами и мыслителями.

  Что такое власть? - Это система господства и подчинения, укрепляющая любое социальное общество.-2

Суть духовной власти.

Золотое правило этой формы господства заключается в том, что формирование мотивов поведения человека позволяет управлять самим поведением. Мотивы, вытекают из сложного комплекса представлений, которые человек воспринимает как непреложную истину. Индивид впитывает эти представления из системы ценностей, преобладающей в его социуме. Одним словом, претензия на правильность тех или иных взглядов автоматически подразумевает претензию на духовную власть над людьми во имя триумфа этой истины.

Материализуя свое господство, духовная власть неизбежно уводит другие формы подчинения. Ведь чтобы победить истину, иногда необходимо прибегать к насилию, а без денег и прочих материальных средств обойтись обычно невозможно. Таким образом, любая духовная власть неизбежно превращается со временем в политическую и экономическую власть.

Следует отметить, что духовная власть - самая древняя из трех форм. Время ее безраздельного господства - это эпоха первобытного общества. Институт государства еще не сформировался в первобытном обществе, и эксплуатация человека человеком еще не существовала. Все взаимоотношения между людьми регулировались обычаями и традициями.

Традиция является основой духовной власти. Она, вытекает из мифологического комплекса представлений о окружающем мире, которые должны приниматься на веру.

Вера является основным двигательным механизмом любой идеологической власти. Потребность в вере и способность верить - одно из основных видовых качеств человека, отличающее его от животных. Именно в этой способности заключается сущность любого культа и религиозной магии."

Как же возможно достичь этого? Как это осуществляется на практике?

Духовная власть, или синоним веры, имеет определенную структуру, состоящую из шести принципов, которые всегда присутствуют везде, где проявляется данная форма господства.

1. Миф - это заявление, которое априори содержит истину для человека, разделяющего данное мнение. Очень часто миф может представлять собой цельную картину мира, из которой теоретик (жрец) может истолковать все случаи жизни в общем и их значение в частности.

2. Жертва. Людей можно заставить поверить в миф только путем осуществления жертвы или посредством ритуальных ограничений. Жертвой может быть все, что угодно - от приношения даров и ритуальных взносов до аскезы и пищевых ограничений, а также жертвоприношений. Но самой сильной жертвой является пролитие крови. Страдание и смерть за веру или убийство врагов веры немедленно наделяют любой миф смыслом. Именно поэтому во всех религиях кровь считалась важной магической жидкостью.

3. Символ. Миф передается массам в виде символов. Жрец, в качестве создателя, владеет символами и распоряжается ими. Всякое искусство, в сущности, представляет собой набор символов разных мифов, которые достигают людей разными способами - музыкой, танцами, литературой, поэзией, живописью, скульптурой и так далее.

Всякая наука, так же как и религия, всегда основана на использовании символов.

4. Обряд и праздник - эти два понятия неразделимы, поскольку праздник всегда является частью обряда или сопровождается им. Чтобы люди верили в миф, им необходимо постоянно переживать его, чтобы их сознание существовало в этом мифологическом представлении и оценивало мир в соответствии с ним. Главная цель обряда, сопровождающего праздник, или наоборот, заключается в создании такого коллективного переживания мифа на практике - действуя на массовое сознание и подсознание людей, жрецы применяют инструменты духовной власти.

5. Тайна. Любой жрец обязан быть хранителем тайн и секретов. Потому что любая тайна является отголоском самой большой и великой загадки - тайны смерти. Владение тайной позволяет человеку взять что-то от мощи и власти этой величайшей загадки сущего.

6. Традиция. Совокупность всех вышеперечисленных принципов образует универсальный код духовной власти, который передается из поколения в поколение в виде обычаев.

  Что такое власть? - Это система господства и подчинения, укрепляющая любое социальное общество.-3

Архетипы коллективного бессознательного.

Можно заметить, что все перечисленные выше принципы являются основой любого культа, не только религиозного. Потому что культ может проявляться не только в религиозной сфере, но и быть культом личности, науки, знаменитых киноактеров и музыкантов: список можно продолжить.

Более того, принципы духовной власти практически совпадают с архетипами коллективного бессознательного, которые, в значительной степени, изучал знаменитый психолог К. Г. Юнг, относящийся к неофрейдистскому направлению.

Элемент бессознательного - это именно та сила, которая формирует мотивы человеческого поведения, влияет на его поступки и вызывает сильные эмоциональные переживания. Не кажется ли коллективное бессознательное неким инструментом управления сознанием, секретной властью над чувствами и эмоциями как отдельных индивидуумов, так и широких масс, которая существует с глубокой древности?

Кем и с какой целью она скрыта? - Давайте постараемся разобраться в этом.

Несмотря на то, что К. Г. Юнг был последователем З. Фрейда и изучал сферу бессознательного, можно отметить, что его определение архетипов коллективного бессознательного значительно отличается от изучаемого З. Фрейдом индивидуального бессознательного.

Индивидуальное бессознательное - это наследие животных предков в психике человека. Это, можно сказать, внутренний зверь, который пребывает в каждом из нас. Тем временем, у животных отсутствуют архетипы коллективного бессознательного, которые в значительной мере перекликаются с принципами духовной силы. Как будто в сознании людей существует некий социальный имплантат, который действует на уровне вне поля рассудка, аналогично животным инстинктам. Можно предположить, что архетипы, так же как и инстинкты, врожденные, а не зависящие от воспитания человека в обществе. В подтверждение этого положения можно привести тот факт, что системы воспитания и образования в разных человеческих обществах, будь то примитивные или высокоразвитые, полностью отличаются. В то же время, архетипы остаются одинаковыми вне зависимости от эпохи, расы, общества или культурного типа.

Таким образом, духовная сила является социальным инстинктом, характерным исключительно для человека. Возникает вывод, что между индивидуальным (биологическим) бессознательным и коллективным (архетипическим) бессознательным существует пропасть. Первое - наследие зоологии в сознании человека, второе - архетипы, дарованные нам обществом разумных существ. Однако и то, и другое является врожденным и действует исключительно вне рассудочного поля.

Именно эти два вида инстинкта, индивидуальный (биологический) и социальный (архетипический), определяют суть и образы поведения как отдельных личностей, так и массы людей в гораздо большей степени, чем рассудочное и логическое начало. Разум (абстрактно-логическое мышление) можно сравнить с тонкой нефтяной плёнкой над колышущимися волнами бессознательного. Можно с уверенностью утверждать, что вся область мотивации человеческого поведения и социализации личности в обществе определяется неосознанными инстинктами. Мы являемся марионетками дремлющих внутри нас древних инстинктов и архетипов, и их нити пронизывают нас от головы до пят.

Архетипы коллективного бессознательного можно сравнить с искусственным управляющим механизмом сознанием людей. Присутствие этого механизма можно считать культурным инстинктом, который присущ только Homo Sapiens, несмотря на парадоксальность такого утверждения.

Посылая в мозг особые смысловые и символические раздражители, можно вызвать ожидаемые реакции, как правило, в эмоциональной сфере: страх, ненависть, восторг, восхищение, эйфорию, обожание и так далее. Это область деятельности, характерная только для человека, подобно искусству, которая представляет собой набор символов-кнопок и способна вызывать любую мелодию на неосознанных архетипах. Искусство и культ - это два неотделимых сферы деятельности, способные активировать скрытые стихии человеческого сознания.

Подпишитесь на канал и поставьте пожалуйста лайк👍

Ваши комментарии и лайки очень важны. Спасибо всем, кто оставляет обратную связь.🙌

🔅🔅🔅🔅🔅🔅🔅🔅🔅🔅🔅🔅🔅🔅

Интересные статьи схожей тематики в подборке:

ℙ𝕊𝕐ℂℍ𝕆𝕃𝕆𝔾𝕐