Найти тему
БИТ

Драма начинается: «Гебен» и «Бреслау»

В ноябре 1912 года, вскоре после начала Балканских войн, «для защиты интересов Германии в Средиземном море» Вильгельм II создал новое военно-морское подразделение. Единственными кораблями, приписанными к данной «Средиземноморской дивизии», были новые корабли (достроенные в августе 1912 года и мае 1912 года, соответственно) «Гебен» и «Бреслау.

«Гебен» (при водоизмещении 22 600 тонн) был значительно крупнее любого из британских линейных крейсеров дислоцированных на Мальте. На ходовых испытаниях он развивал замечательную скорость в 28 узлов. Таким образом, это был самый быстроходный военный корабль в Средиземном море. Более того, в течение первых восемнадцати месяцев своего базирования в Средиземном море, он был самым крупным. Правда, этого преимущества он лишился в мае 1914 года, когда Италия ввела в строй два чуть более крупных дредноута класса «Кавур».

Линейный крейсер "Гебен"
Линейный крейсер "Гебен"

«Бреслау» (при водоизмещении 4570 тонн) также был грозным военным кораблем по сравнению с другими легкими крейсерами, служившими на других немецких зарубежных базах.

Под командованием командующего Средиземноморской дивизией (до октября 1913 - контр-адмирал Конрад Труммлер года, после - Сушон) также находились и другие немецкие военные корабли, временно приписанных к данному региону. К ним относились старые броненосные крейсера «Герта» и «Винета», использовавшиеся в зимние месяцы 1912/13 и 1913/14 годов в качестве учебных судов для курсантов в Средиземном море, и канонерская лодка «Гейер», которая отправилась на восточноафриканскую базу в январе 1914 года. Таким образом, фактически в состав дивизии входили только «Гебен» и «Бреслау».

Вильгельм II в марте 1914 года прибыл в Средиземное море на императорской яхте «Гогенцоллерн» и пожелал, чтобы корабли Сушона сопровождали его при заходах в Триест и Венецию.

К сожалению, на Средиземном море «Гебен» так и не смог развить свою максимальную скорость из-за неисправности котельных труб. К тому времени, когда командование дивизией принял Сушон, «Гебену» удалось развивать скорость максимум в 20 узлов. Адмирал Сушон приложил немало усилий, чтобы весьма успешно скрывать проблемы с двигателем «Гебена» от потенциальных противников. Англичане и французы так никогда и не узнали, что возможности «Гебена» как-то уменьшились.

В 1914 году «Гебен» должен был быть заменен его сестрой «Мольтке», но после убийства в Сараево адмирал Сушон стал опасаться, что замена в соответствии с графиком может не состояться, и организовал его ремонт в Pola Arsenal. Под наблюдением представителей немецкой фирмы-производителя двигателей трубы котла «Гебена» были заменены. Работы начались обстановке строжайшей секретности 10 июля в и были завершены тринадцать дней спустя, как раз в тот момент, когда Австро-Венгрия предъявила Сербии свой ультиматум.

«Гебен» задержался в верхней Адриатике на всю следующую неделю, испытывая свое оборудование, проводя артиллерийские учения и готовясь к боевым действиям.

26 июля, за два дня до объявления войны Сербии, Австро-Венгрия мобилизовала свой флот.

29 июля адмирал Сушон провел на «Гебене» артиллерийские учения в Триесте, а вечером 30-го вышел в море и направился на юг. Два дня спустя в Бриндизи он встретил курсировавший в греческих водах «Бреслау». 2 августа оба корабля проследовали в пункт сбора военно-морских сил Тройственного союза, указанный в военно-морской конвенции 1913 года - Мессину. Там адмирал Сушон узнал, что Германия находится в состоянии войны с Россией, военные действия с Францией неизбежны и что Италия объявила нейтралитет. Адмирал Сушон погрузил уголь, провизию и снова вышел в море.

Дальнейшие события определялись многими факторами и повлияли на решения как адмирала Сушона, так и на решения и действия адмирала Хауса из Австро-Венгрии, вице-адмирала Лапейрера из Франции, адмирала Арчибальда Беркли Милна из Великобритании и командующего крейсерской эскадрой Средиземного моря контр-адмирала Эрнеста Троубриджа.

Последовательность того, кто кому (и когда) объявил войну, конечно, определяла ход боевых действий, но дезинформация и запутанные приказы затрагивали всех, особенно когда они постоянно изменялись в зависимости от хода событий. Некоторые приказы были неправильно поняты, другие не выполнялись. Коммуникационные технологии не представляли никакой проблемы, поскольку все находились в пределах беспроводной досягаемости своих адмиралтейств.

Приказы адмиралу Сушона были достаточно прямолинейны. Военно-морская конвенция Тройственного союза предусматривала, что объединенный австро–германо-итальянский флот соберется в Мессине, а затем направится в Западное Средиземноморье, чтобы вступить в бой с французским флотом и блокировать перевозки войск французской армии из Алжира. В случае, если эти планы не будут реализованы (а декларация нейтралитета Италии гарантировала, что они не будут реализованы), адмирал Сушон должен был попытаться помешать транспортам своими собственными кораблями, а когда в Средиземном море больше ничего нельзя будет сделать, попытаться пройти Гибралтарский пролив и вернуться домой.

После отплытия из Мессины адмирал Сушон направился вдоль северного побережья Сицилии, заходя по пути в алжирские порты Филиппвиль (Скикда) и Бон (Аннаба), где он ожидал найти французские транспорты, предназначенные для перевозки войск. 3 августа в 18:00, адмирал Сушон получил подтверждение того, что Германия объявила войну Франции.

Приказы, отданные адмиралу Огюстен Буэ де Лапейреру - обеспечить господство на море в западной части Средиземного моря путем вступления в бой и разгрома вражеского флота. Транспорты из Алжира как таковые не должны были сопровождаться (что освобождало военно-морской флот от привязки к графику мобилизации армии), но их маршрут должны были прикрывать старые линкоры и крейсера, дислоцированные к западу от Сардинии. Однако к предрассветным часам 3 августа, когда основные силы флота адмирала Лапейрера покинули Тулон, адмирал уже знал, что Италия сохранит нейтралитет и ни один флот Тройственного союза не будет развернут в западном Средиземноморье. Опасаясь атаки «Гебена» на несопровождаемые транспорты, он направился в алжирские порты, намереваясь сформировать конвои, несмотря на полученные вскоре после полуночи 4 августа приказы, которые явно запрещали ему формировать конвои и подтверждающие, что Германия объявила войну Франции.

30 июля, за целых пять дней до объявления Британией войны Германии, Черчилль приказал адмиралу Милну подготовиться к защите британским средиземноморским флотом французских войсковых транспортов (в том числе и от «Гебена»). Адмиралу Милну запрещалось вступать в бой с «превосходящими силами», если он не будет действовать совместно с французским флотом. Как позже утверждал Черчилль, под «превосходящими силами» он подразумевал австро-венгерский флот с его тремя дредноутами, если тот совершит вылазку из Адриатики против Мальты, но он не указал этого прямо в своих приказах.

2 августа, когда адмирал Сушон покинул Мессину, адмирал Милн получил приказ преследовать его своими линейными крейсерами, в то время как броненосные крейсера адмирала Троубриджа должны были наблюдать за устьем Адриатики на случай выхода австро-венгерского флота.

В ночь с 3 на 4 августа, приближаясь к алжирскому побережью, адмирал Сушон получил новые приказы по радио из Берлина: «Заключен союз с Турцией. «Гебен» и «Бреслау» немедленно направляются в Константинополь». Адмирал предпочел истолковать «немедленно» довольно вольно и приступил к выполнению своих ранее намеченных планов.

«Бреслау» открыл огонь по Бонне в 05:30, «Гебен» - по Филиппвиллю сразу после 06:00, но поскольку транспорты с войсками собирались не в этих портах, а в Алжире и Оране, немецкий обстрел вызвал больше шума, чем ущерба. Затем адмирал Сушон направился обратно в Мессину, чтобы снова пополнить запасы угля, прежде чем отправиться в Константинополь.

4 августа в водах между Алжиром и Сицилией незадолго до 11:00 линейные крейсера адмирала Милна «Indefatigable» и «Indomitable» перехватили «Гебен» и следовали за ним в течение следующих пяти часов, в какой-то момент приблизившись к нему на расстояние 9000 метров.

Два британских корабля вместе имели шестнадцать 12-дюймовых (30,5-см) орудий против десяти 11-дюймовых (28-см) орудий «Гебена». К счастью для адмирала Сушона, ультиматум, объявленный Великобританией Германии (прекратить вторжение в Бельгию, или Англия объявит войну Германии истекал только в полночь, связав руки адмиралу Милну, в то время как немецкий линейный крейсер (чьи двигатели все еще не были способны развивать максимальную скорость) постепенно уходил…

Утром 5 августа, прибыв в Мессину, адмирал Сушон был встречен уже по-другому. Теперь, когда в Средиземном море существовало военное положение, затрагивающее Великобританию, Францию и Германию, итальянские власти сообщили ему, что, поскольку военные корабли воюющих сторон заходят в нейтральный порт, «Гебен» и «Бреслау» должны отплыть через двадцать четыре часа. Этого было слишком мало для загрузки достаточного количества угля, чтобы добраться до Константинополя. Адмирал Сушон договорился о продлении установленного лимита на двенадцать часов. Тем временем адмирал Милн усугубил свои проблемы, разместив крейсера у северного и южного выходов из Мессинского пролива, чтобы не пропустить тот момент, когда немцы снова выйдут в море, и предупредить остальную часть британского средиземноморского флота. Опасаясь блокады, адмирал Сушон телеграфировал адмиралу Гаусу в Полу, прося австро-венгерскую помощь. Через несколько часов запрос был повторен непосредственно из Берлина в Вену.

Запрос помощи адмирала Сушона поставил Австро-Венгрию перед дилеммой, поскольку она еще не находилась в состоянии войны ни с Великобританией, ни с Францией. На тот момент она находилась в состоянии войны только с Сербией, а военные действия с Россией стали официальными только 6 августа.

Если отбросить дипломатические формальности, адмирал Гаус также столкнулся с большими проблемами. У него было достаточно сил, чтобы справиться с британским средиземноморским флотом (который, как написано выше, получил приказ не вступать с ним в бой), но объединенный англо-французский флот мог легко сокрушить его собственные корабли вместе с «Гебеном» и «Бреслау».

Адмирал Антон Гаус
Адмирал Антон Гаус

В то время как телеграмма адмирала Сушона заверяла адмирала Гауса, что «французских войск здесь нет», накануне, 4 августа, министерство иностранных дел в Вене получило шифротелеграмму от австро-венгерского консула в Неаполе, подтверждающую, что французский флот покинул Тулон и по крайней мере некоторые французские подразделения уже покинули Корсику «с приказом перехватывать австро-венгерские и немецкие корабли». Таким образом, адмирал Гаус знал, что французы были уже в полном составе в море, и что у них возле Мессины, так же, как и у британцев, было гораздо больше огневой мощи, чем у него. Указанные обстоятельства ставили его не в то положение, чтобы спасать немецкие корабли.

Адмирал Сушон оказался предоставлен самому себе...

Продолжение следует...

===============================================

Электронный научно-практический журнал "Бюллетень инновационных технологий" (ISSN 2520–2839) является сетевым средством массовой информации и публикует статьи по актуальным проблемам гуманитарных и естественных наук

===============================================