Учитель! …Пусть смолкнут фанфары
И стихнут заздравные речи…
Вы труженик «гвардии старой»,
Вы пламя негаснущей печи.
Вы держите руку ребенка
В пути по «учебной» дорожке,
Ведёте неспешно и тонко,
То сжав, то ослабив ладошку.
И часто в усталом бессилье,
Сутуля усталые плечи,
Шепча про Святую Россию,
Опять приближаетесь к печи!
Вы любите эти ладошки –
Готовые руки «к ответу».
Вам кажется, это росточки,
Которые тянутся к свету!
И светом сияющей мысли
Взрастите Вы корни и ветки,
И твердой походкой по жизни
Идут уже взрослые «детки».
Шаги их узнаете верно –
В них Вашей судьбы отраженье!
Но смолки они. А у двери
Вас новое ждет «пополненье»…
От всех поколений, всех сразу
Скажу я, Ваш праздник встречая:
Учитель! Я многим обязан
Огню ваших глаз! Поздравляю!
День учителя (Всемирный день учителей) – отмечается 5 октября во всем мире. Именно 5 октября 1966 года октября ЮНЕСКО (Организация ООН по вопросам образования, науки и культуры) приняло рекомендации о статусе учителей. В этом документе отмечалось, что успехи в образовании во многом зависят от личных и профессиональных качеств учителей, а также от условий, в которых трудятся педагоги.
По данным Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, в 2022 году в школах России работали 1 083 400 учителей. Из них всего 23% моложе 35 лет. Большинство педагогических коллективов держится за счет «старой гвардии» учителей – если они уйдут из школы, то учить детей будет некому…
Великие учителя (педагоги)
Аристотель
Знаковая фигура в педагогической науке. Одним из первых сформировал методику обучения детей. Согласно ей, ребёнка нужно с ранних лет воспитывать как разностороннюю гармоничную личность. Именно благодаря ему в числе обязательных занятий кроме точных и гуманитарных наук появились физкультура, рисование и музыка. Аристотеля можно назвать основателем системы государственного образования. Частных учителей философ не жаловал и считал, что дети обязательно должны ходить в школу и учиться вместе. А до тех пор, пока детям не исполнится семь лет, забота о воспитании должна была ложиться на плечи родителей.
Константин Ушинский
Благодаря Ушинскому в российской образовательной системе начался процесс демократизации. Педагог стремился сделать образование доступным для народа и боролся со стереотипом, что учёба – это привилегия избранных. Ушинскому удалось провести ряд реформ в Смольном институте благородных девиц, где он работал инспектором. Педагог выпустил первые российские массовые учебники для маленьких детей «Родное слово» и «Детский мир», а ещё методическое пособие по преподаванию русского языка, которое издавалось больше 150 раз.
Антон Макаренко
Сын железнодорожника, он не смог получить хорошего образования, однако стал одним из выдающихся педагогов XX века (по мнению ЮНЕСКО). Свою образовательную систему он начал воплощать, работая в трудовой колонии для несовершеннолетних преступников. Он помог сотням детей пройти социализацию и подготовил их к реальной жизни. Макаренко считал, что хороший учитель должен верить в своих учеников, отлично знать свой предмет и незамедлительно действовать, опираясь не на книжные формулы, а на собственный опыт. Авторская методика учителя до сих пор остаётся актуальной, а его советы можно взять на вооружение каждому родителю.
Настоящий Современный Учитель
Несмотря на тяжелые условия труда (бесконечные отчеты, двойное ведение электронного и бумажного журналов, работа на 1,5+ ставки для более-менее нормальной зарплаты и проч.), продолжает служить школе, детям, стране. Во многом не согласен со ФГОСами, но вынужден составлять технологические карты урока и делать программы в конструкторе. В ответе за все. По мнению родителей, обязан научить говорить даже камни. По мнению учеников… А вот ученики Настоящего Учителя любят! Дай бог Учителям терпенья и здоровья!