Вопрос: Ольга Ивановна, здравствуйте. #вопросАзовой.
Вопрос про фонематический слух. Хочу разобраться с этой темой до конца. Можно, когда работаешь, сравнивать правильный звук с неправильным, произносить звук правильно и неправильно? Заранее спасибо за ответ.
Мой ответ: Здравствуйте. Хорошо бы понять, что имеется ввиду под «неправильным».
Сначала вспомним, какие встречаются нарушения звукопроизношения:
1️⃣ замены (стойкое употребление одного нормативного звука вместо другого, имеющимся в фонетической системе родного языка (субституция))
2️⃣ искажения (ненормативное произношение, использование в речи звуков, которые отсутствуют в фонетической системе русского языка - так, как не принято)
3️⃣ пропуски (полное выпадение в той или иной позиции слова)
4️⃣ смешения (путаются два правильно произносимых звука в речевом потоке)
3️⃣ и 4️⃣ нам не понадобятся в разборе про «неправильные» звуки в заданиях по развитию и коррекции фонематического слуха.
А вот 1️⃣ или 2️⃣?
В этом же вопрос? Да?
Итак.
Мы предполагаем задания типа таких:
- Хлопни в ладоши, если услышишь звук …
- Подними флажок, если ...
1️⃣✅ предлагается нормативное произношение и замены:
сапоги - [ш]апоги
санки - [з]анки
чемодан - [щ]емодан
лапа -[л’]япа,
рука - [л]ука
и так далее по 4 группам замен:
по глухости-звонкости, твёрдости-мягкости, шипящие-свистящие, соноры
2️⃣❌ предлагается нормативное произношение и искажения
сапоги и [с боковое]апоги
санки и [с-межзубное]анки
рука и [р - увулярное]ука
лапа и [л - двугубное]апа
Вопрос задавать не буду. Я уже визуально выше показала, что «неправильное» произношение мы предлагаем в виде замен. Ни в одной книге ни у одного классического автора не видела второго варианта (может вы видели? - покажите). Это даже внешне неудобоваримо, но и, главное, незачем предъявлять ребенку искаженное произношение. Но прежде всего это связано с тем, что далее ребенок будет писать - «горловых» и «межзубных» букв нет. Про это я уже рассказывала. Вот два ролика
https://youtu.be/HLmrvTQDUNE?feature=shared
И https://youtu.be/DReCNhUJhtQ?feature=shared
Можно, например, обратиться к классической работе Чевелевой Н.А. «Приёмы развития фонематического восприятия у дошкольников с нарушениями речи», Журнал "Дефектология" 1986 год.
III этап. На занятиях этого этапа дети должны научиться различать слова, близкие по звуковому составу. При этом могут быть использованы следующие игры.
Логопед показывает детям картинку и громко, четко называет: «Вагон».
Затом Логопед детям: «Я буду называть эту картинку то правильно, то неверно, а вы внимательно слушайте. Как я ошибусь - вы хлопните в ладоши». Логопед произносит: « Вагон -- вакон -- фагов -- вагої -- факон - вагом» и т. д. Затем показывает детям листок бумаги и называет: «Бумага — пумага - тумага
- бумага - пумака - бумака» и т.д. А дети, услышав неверно сказанное логопедом слово, хлопают в ладоши.
Вначале логопед берет слова, легкие по звуковому составу, затем - более сложные.
Усложнение подобных игр-упражнений может состоять еще и в следующем. Детям предлагается поднимать красный кру-жок, если логопед «ошибется», и зеленый, если слово, по их мнению, произнесено верно. Это требует от ребенка большей внимательности.
Там приведено несколько примеров заданий. Искажений вы не встретите.
На фото есть работа Т.А. Ткаченко «Развитие фонематического восприятия» и похожее задание.
Особенно люблю книгу В.А. Ковшикова «Исправление нарушений различения звуков». Там все прекрасно. Даже по фото понятно.
У меня есть вебинар про фонематический слух - все мифы (по-моему, не меньше шести) развенчиваю. Особенно один, где при проверке (не при коррекции) «фонематического слуха» просят повторить (анализатор другой) и дают задание, которое больше подходит для проверки слоговой структуры. Встречали такое?
Может быть есть смысл вспомнить о развитии фонематического восприятия в онтогенезе? Вспомнить схему фонематического развития Швачкина Н.Х., этапы усвоения фонематической системы языка в онтогенезе, описанные Левиной Р.Е., работы Бельтюкова В.И.?
Чтобы было проще ответить, почему немежзубный, небоковой, негорловой и тд.
Ребенок с нарушением «фонем.слуха» не дифференцирует звуки по 4 признакам : глухой-звонкий, твердый-мягкий, шипящие-свистящие, соноры (р, л, j), а вот вот то, что звук должен вибрировать, свистеть и тд ребенок как раз слышит и поэтому искажает, «пристраивает» его в горло, в щеку, между зубов. Ухо слышит, а «мышца не дает». Помню, как лет двадцать пять назад Татьяна Григорьевна говорила, что ребенок, который «искажает» звук, тем не менее понимает, что «горловой» буквы «р» нет и пишет правильно («дух выше тела», - говорила Т.Г.). На эту тему про языковую рефлексию пишет Р. Якобсон в работе «К языковой проблематике сознания и бессознательности».
Так зачем же дополнительно вводить детей в заблуждение?
Если у ребенка только фонетические (искажения) нарушения, он и так прекрасно поймёт. А если фонематические (замены), то и нужно давать простые варианты типа «вагом-пагон-вагон», так предлагают многие авторы (другого варианты не видела), а уж если у ребенка ФФН, то тем более «не путать».
Итог, не рекомендую дифференцировать искажение (не просто неправильное, а именно искажение) и нормативное звучание. Не забывайте про внутреннее проговаривание. Ещё раз - можно «неправильно» удобоваримо произнести. - см фото примеры Т.А.Ткаченко, Н.А. Чевелевой и др
«Думайте», - говорила Мария Федоровна. Думаю. И ещё раз пишу - «не предлагайте искажения». Когда выбор заданий «неправильного» звучания большой, то обойдитесь другими вариантами.
А для детей со сниженным интеллектом и при прочих когнитивных трудностях? При таких нарушениях многое нужно упрощать. Иногда даже легкое задание «хлопни в ладоши, если услышишь звук..» детям не доступно, так как слово «хлопнуть» услышал и хлопает (действие хлопания получается, а полная инструкция - нет, хлопает на всё - и при правильном, и при неправильном произнесении).
Тема почему-то всё время всплывает в вопросах. А вот в этот раз возьму и попрошу ♥️и 👍, если действительно важно.
#фонематическоевосприятие
#logomed_olga_azova_фонематическоевосприятие
#фонематическийслух
#logomed_olga_azova_фонематическийслух
#ффн
#logomed_olga_azova_заменызвуков
#logomed_olga_azova_искажениязвуков