После некоторого перерыва возобновляем серию публикаций о лучших песнях отечественного рока.
Николай Коперник «Дымки» (1986)
Ютуб-канал CatchTheBreeze
Если коротко охарактеризовать музыкальный стиль московской группы Николай Коперник, то это новая волна. Но новая волна, в которой прослеживаются влияния таких разных жанров как фанк, прог/арт-рок, психоделика, электроника, джаз, симфонический авангард, советская эстрада. Лидер и основной композитор Николая Коперника Юрий Орлов использовал при написании музыки коллектива принципы и приемы, придуманные и разработанные Филипом Глассом и Дэвидом Сильвианом. То есть творчество ансамбля было интеллектуальным, концептуальным, отстраненным и утонченным.
Обычно при таком раскладе найти одну единственную композицию, которая являлась хотя бы условно хитовой и могла однозначно представить группу слушателю, становится архисложной задачей. Но пройти мимо такого явления отечественного рока, а Николай Коперник - это несомненно явление, я не мог. В результате мой выбор пал на трек «Дымки» (музыка Юрия Орлова, аранжировка и программирование драм-машины клавишника команды Игоря Леня) с первого, самого известного альбома команды «Родина» (1986). Написанный на стихи поэтов северных народностей из сборника, выпущенного к 60-летию образования СССР, альбом вошел в известную книгу Александра Кушнира «100 магнитоальбомов советского рока», что само по себе уже является знаком качества.
Two Siberians/Белый Острог "Siberia/Сибирь" (2017)
Ютуб-канал Smo_rodina
Дуэт гитариста и скрипача - достаточно странное сочетание для музыкального коллектива в масштабе не только одной отдельно взятой страны, но и всего земного шарика. И, наверное, стоит поблагодарить судьбу (или божественное провидение) за то, что она свела Юрия Матвеева (гитара) и Артема Якушенко (скрипка) в Иркутском музыкальном училище.
Первое совместное выступление музыкантов состоялось на Всесоюзном джазовом фестивале в Новосибирске в 1986-ом. После окончания учебы они работали в "Театре пилигримов", создавая саундтреки для спектаклей. В 1992 году Юрий и Артем приняли участие в фестивале "Рок чистой воды", и с тех пор дуэт, играющий инструментальный джаз-рок с изрядной примесью этники, принялся покорять музыкальный мир в пределах как раз того самого уже упомянутого шарика. У нас в стране это происходило под вывеской Белый Острог (White Fort), а за рубежом - Two Siberians
Они выпустили ряд альбомов, продолжили писать музыку для театра, попробовали свои силы в создании звуковых дорожек и к кинофильмам, много и с успехом гастролировали по Европе и Америке. И однажды настолько впечатлили знаменитого джазового саксофониста Майкла Брекера (Michael Brecker), что он инициировал выпуск сибиряками альбома в США, собрав для этого солидную компанию штатовских джазовых музыкантов, включая собственную персону.
В конце 2000-х - начале 2010-х Юрий и Артем взяли паузу для сольных карьер, но затем возобновили совместное творчество. С альбома 2017 года
"Сибирская сюита (Siberian Suite)" я и взял заключительную пьесу с очень характерным названием.
P.S. История Белого Острога - ярчайший пример и образец за счет чего нашим музыкантам надо добиваться успеха на международной арене. За счет оригинальности и уникальности. Нотки этники тоже не помешают. А вторые, третьи и даже десятые цеппелины и флойды на Западе и свои есть. Я ни в коем случае не хочу принизить достижения отечественных рокеров, работающих в традиционных стилистиках. Но им для признания надо быть не такими же или чуть-чуть лучше, а превосходить западных коллег на голову, а то и на две.
Мегаполис "Москвички" (1989)
Ютуб-канал megapolisband
Ещё одни представители новой волны/пост-панка в моих "Дополнениях к главным хитам нашего рока" - это московская группа Мегаполис. Для подавляющего большинства отечественных слушателей Мегаполис - это прежде всего переведенная на немецкий язык песенка Оскара Фельцмана "Ландыши" (версия Мегаполиса называется "Карл-Маркс-Штадт"). Звучит она, конечно, весело и прикольно. Но для меня детище Олега Нестерова и Михаила Габолаева знакомо прежде всего по записям второй половины 80-х и четко ассоциируется со всей московской нововолновой тусовкой. Ночным Проспектом, Центром и упомянутым в данной статье Николаем Коперником.
Соответственно, и песню я выбрал из того времени. Опус Олега Нестерова на стихи Александра Бараша впервые появился на дебютном магнитоальбоме "Утро". Затем номер был записан в разных вариантах на ещё трех релизах коллектива: "Бедные люди" (1989); "Megapolis" (1994); "Акустический концерт в "Утопии"" (1996). В видео, кстати, звучит вариант 1989 года. Режиссером клипа был известный позднее телеведущий Иван Демидов.
И ещё момент. Не знаю как вам, а мне в "Москвичках" почему-то мне всегда слышался регги. Такой северный, чуть-чуть подмороженный, но всё же регги.
Azazello "The Mystery" (2004)
Ютуб-канал ProgRockNeverDie
Как-то через одну сегодня у меня расположились группы московские и коллективы из самых дальних уголков нашей страны. Вот вам команда, названная по имени булгаковского героя, родом из небольшого города Тында в Амурской области, который на слуху был в конце советских времен в связи со строительством Байкало-Амурской магистрали. Впрочем, в 1995 году когда музыканты местной треш-банды М. О. Р. Г. решили записать материал, не вписывавшийся в рамки треш-стилистики, ни о каком БАМе речь уже не шла.
Как это принято в мировой практике в таких случаях, название проект получил другое. И так уж вышло, что не всякий любитель рока в нашей стране, если его спросить, сообразит о каком таком "морге" идет речь. Зато многие, особенно любители прога, неплохо знакомы с творчеством Azazello. Известен ансамбль и в Европе, ибо в начале века известный своей специализацией на всевозможных вариациях прогрессива французский лейбл MUSEA записи тындинцев издавал и распространял на подведомственной ему территории.
Представит же этот своеобразный и весьма интересный коллектив песня "The Mystery" с альбома 2004 года "Седьмое Небо - Seventh Heaven"
Арсенал "Ностальгия" (1985)
Ютуб-канал НИКОЛАЙ ИГОНИН
Говоря о джаз-рок ансамбле Арсенал, следует честно отметить, что самый мирный на свете Арсенал - это в первую и, наверное, единственную очередь Алексей Козлов. "Советский и российский саксофонист и джазмен, композитор, актёр, публицист, писатель. Участник и лауреат многочисленных отечественных и зарубежных фестивалей джаза. Автор музыки ко многим театральным постановкам, кино- и видеофильмам." (с) Википедия.
От себя добавлю, что Алексей ещё и страстный пропагандист, двигающий в массы сложную и нетривиальную музыку как через собственное творчество, так и через лейбл «АртБит». Понятно, что хоррор-панк массам ближе, но...
Безумство храбрых — вот мудрость жизни!
Безумству храбрых поем мы славу.
Арсенал со своей пластинкой, выпущенной фирмой "Мелодия" в 1979-ом, уже упомянутый мной в одном из предыдущих выпусков ансамбль Гюнеш и Градский с диском "Звезда полей" сыграли громадную роль в моем личном становлении как меломана. За что Вам, Алексей Семенович, огромное спасибо!
Представит же группу Арсенал ставшая его визитной карточкой пьеса «Ностальгия» с альбома «Второе дыхание». По-моему она достойна быть в числе лучших композиций нашего рока.
Автор заметки - БиС
Предыдущие заметки по теме "Хиты нашего рока":
Студия нашего медиа-партнера Радио "Выход" расположена в замечательном месте для работы и творчества: