Приход генеративного искусственного интеллекта ускорил использование ИИ в различных областях, включая журналистику. Искусственный интеллект становится наиболее заметным в журналистике, когда что-то идет не так. Некоторые редакции уже публиковали статьи, созданные ИИ, которые были испещрены ошибками или содержали оскорбительные предложения. Существует широкая тревога, что ИИ будет использоваться для замены журналистов на дешевую рабочую силу. Но новое мировое исследование демонстрирует, как ИИ интегрировался в эту отрасль, даже несмотря на опасения журналистов — и это не касается только написания статей.
Отчет был опубликован на этой неделе исследовательской инициативой JournalismAI, созданной Полисом — мыслящим центром по журналистике Лондонской школы экономики и политических наук. Инициатива поддерживается Google News Initiative.
"Генерация изменений: мировое исследование того, что делают новостные организации с искусственным интеллектом" включает в себя точку зрения "более 120 редакторов, журналистов, технологов и медиамейкеров из 105 маленьких и крупных редакций в 46 странах." JournalismAI не утверждает, что это исследование представляет всю мировую индустрию, но оно дает представление о том, как рынок медиа использует эти новые технологии.
Более 75 процентов респондентов использовали ИИ где-то в процессе новостной деятельности. Более половины упомянули увеличение эффективности и повышение производительности как причину использования ИИ — в идеале, ИИ может автоматизировать монотонные и повторяющиеся задачи. Около трети респондентов выразили надежду на то, что технологии ИИ помогут им добраться до более широкой аудитории, персонализировать опыт читателей и увеличить вовлеченность аудитории.
В то же время более 60 процентов респондентов выразили беспокойство по поводу этических аспектов интеграции ИИ, таких как редакционное качество и другие аспекты журналистики, включая точность, справедливость и прозрачность. В общем, редакции по-прежнему считают важным вмешательство человека для смягчения потенциальных вредных последствий систем ИИ, таких как предвзятость и неточность.
Отчет говорит, что для новостных организаций в странах "глобального Юга" ИИ имеет особые сложности. Большинство ИИ-инструментов разрабатывается с акцентом на английский язык (с очень конкретными акцентами). Средства и ресурсы обычно концентрируются в нескольких странах, и различные политические реалии могут повлиять на доверие людей к ИИ.
Тем не менее, исследование показало, что 90 процентов новостных организаций уже используют какую-то форму ИИ в производстве новостей, 80 процентов — в распространении новостей и 75 процентов — в сборе новостей. Задачи сбора новостей включают в себя автоматическую транскрипцию и перевод, извлечение текста из изображений и анализ веб-сайтов или использование автоматизированных инструментов суммаризации. Производство новостей может включать в себя перевод статей на другие языки, редактирование, написание заголовков или полных статей. Распространение включает в себя использование ИИ-приводимой оптимизации поисковых систем, а также такие вещи, как адаптация контента под конкретную аудиторию.
Существуют значительные различия в масштабах здесь — проверка орфографии статьи с использованием ИИ и создание новой статьи с помощью ИИ предоставляют ИИ-инструментам разный уровень контроля. Отчет не указывает, сколько редакций используют эту технологию для каждой конкретной задачи, но он упоминает, что распространение новостей имеет самый широкий спектр вариантов использования и чаще всего упоминается как область, наиболее затронутая ИИ в редакции.
Несмотря на то что большинство респондентов беспокоятся о последствиях внедрения инструментов ИИ, только около трети из них заявили, что их организация имеет стратегию в области ИИ или в настоящее время разрабатывает ее.
Технологические компании, такие как Google, внедряют инструменты ИИ в свой бизнес, даже при этом возникают новые этические и юридические вопросы. Несколько редакций заблокировали GPTBot, инструмент для сканирования веб-сайтов от конкурента Google, OpenAI, от использования своих данных, и авторы подали иски против OpenAI и Meta за использование их работ для обучения ИИ. Тем не менее, новостные агентства также заключают соглашения с компаниями по ИИ, как, например, The Associated Press, которая подписала соглашение с OpenAI ранее в этом году.