Со школьных времен мы помним Николая Некрасова, как поэта, которого тревожат бедность и суровая людская доля. Что же в реальной жизни волновало барина-миллионера и картежника Николая, который приказывал обслуживать своих любимых собак, как людей?
Родители
Согласно биографии поэта из советских учебников, его отец был грубым неучем и ненавистником просвещения. В действительности в их доме было приличное собрание книг, а их обладатель, как и в последующем сын, любил рифмовать. Отец отправил Некрасова учиться в гимназию. Вот только Николай был к учебе глух. Его больше привлекали кутежи и карты. После того, как Николай несколько раз оставался на второй год, отец решил забрать его из гимназии.
На школьных уроках нам рассказывали о трепетной любви Некрасова к матери. Архивы и переписка поэта указывают обратное. Когда он уехал из родительского дома, ни в одном из писем к сестре не спрашивал о матери, ее делах здоровье. Более того, узнав от родственников, что мать умирает, он сослался на занятость и не приехал с ней проститься. На похоронах его тоже не было.
Годы мучений и страданий
Не закончив гимназию, молодой Некрасов поехал в Петербург поступать в университет, а отцу сказал, что в Дворянский полк. Никуда в итоге не поступил, поссорился с отцом и остался без его содержания.
Некрасов зарабатывал частными уроками для будущих гимназистов. Заводил полезные знакомства (в этом он был мастер), позволявшие под различными псевдонимами писать стихи, водевили и фельетоны за небольшую плату.
Нам Некрасов в большей степени известен, как поэт. Для современников он прежде всего знаменитый издатель. Как же это удалось бедному юноше, лишенного родительской любви и поддержки? Николай, работая в журнале "Отечественные записки", стал приближен к самому знаменитому литературному критику того времени - Белинскому. В общей компании он познакомился с Иваном Панаевым и его красавицей-женой Авдотьей. Николай воспылал страстью к замужней женщине и признался в своих чувствах. Сначала получил от ворот поворот, но позднее они уже стали жить втроем: Некрасов и чета Панаевых. А еще спустя непродолжительное время к Некрасову перешла не только Авдотья, но и дом, и журнал «Современник», которыми владел Иван Панаев. Мало того, Некрасов велел своим сотрудникам не выдавать Ивану денег, потому что он их всё равно прогуляет.
Это были не единственные противоречивые поступки поэта и издателя. Возмущаясь тяжелыми условиями жизни крестьян и рабочих, Николай Алексеевич вел роскошный образ жизни, покупал для охоты дорогостоящее оружие и породистых собак.
Нерукопожатный
Некрасову дважды приходилось быть отвергнутым обществом.
Первый раз старые приятели перестали общаться с Николаем, когда он оказался замешан в скандале с лишением имения сподвижника Герцена - Николая Огарева. Не желая жить со своей женой Марией Рославлевой и не имея возможности развестись, Николай Огарев решил просто разъехаться, а супруге передал вексель на 300 тысяч рублей с уговором, что она будет жить на проценты с этих денег. Все стороны соглашения были довольны. Спустя несколько лет Некрасов посоветовал Рославлевой обратиться к Панаевой, чтобы она помогла в суде истребовать с Огарева исполнения обязательств по заёмному письму на 300 тысяч. Рославлева была очень внушаемой женщиной и согласилась обратиться в суд, требуя наложения ареста и продажи с молотка имения Огарева. Интересы Рославлевой в суде представляла Панаева.
Суд она выиграла, но ни Рославлева, ни Огарев причитающихся им сумм от продажи имения не получили. Приятели и знакомые Некрасова, зная его неблаговидную репутацию в финансовых вопросах, считали именно его инициатором этого некрасивого дела и последующего исчезновения средств.
Общество отвернулось от Некрасова, его перестали приглашать в гости, а на страницах "Колокола" его называли "гадким негодяем" и "шулером". На похоронах литератора Дружинина ни один из старых литературных друзей не подал поэту руки.
В другой раз Некрасов был отвергнут в 60-е годы друзьями – революционными демократами. С приходом к власти императора Александра II Некрасов набрал в журнал «Современник» революционных демократов. Революционная молодежная среда считала Некрасова своим кумиром.
И вот произошло очередное Польское восстание, которое было подавлено усилиями Муравьёва. Все революционные демократы были на стороне поляков, а генерал Муравьёв стал объектом ненависти. Трудно представить каково было негодование революционно настроенных товарищей, когда они узнали, что Некрасов посвятил Муравьеву оду и настаивал "не щадить виновных". Вчерашние почитатели рвали портреты Некрасова и писали на них "Подлец".
Некрасов переживал, оправдывался, горевал.
«Печальник горя народного»
В общем, истинный Некрасов имеет мало общего с нашим школьным представлением о нем, как певце народного горя. Николай Алексеевич — яркое олицетворение таланта пополам с двуличием. По меткому выражению Корнея Чуковского, внутри Некрасова постоянно сражались барин с разночинцем.