Настоящий демон гонок — Жиль Вильнёв просто физически не умел проводить безликие Гран-При. Его, порой небезупречный, стиль пилотажа, вполне мог обеспечить корону, но, как это часто бывало, трагедия прервала восхождение на вершину.
Начав гоночную карьеру не с картинга, а с аэросаней канадец пробился в европейские гонки в достаточно зрелом возрасте — 27 лет. Да и то, дебют мог произойти еще позже. Жиля, который с переменным успехом выступал вместе со своим младшим братом Жаком в Формуле-Атлантик, порекомендовал чемпион мира 1976 года Джеймс Хант. В год наивысшего триумфа, Хант принял участие в гонке на берегу реки Святого Лаврентия. Англичанин пришёл лишь третьим, а победителем был Вильнёв. По возвращении в Европу Хант порекомендовал руководству McLaren обратить внимание на канадца.
В Формуле-1 Жиль дебютировал в Великобритании в 1977 году на старом M23B, в то время как основные пилоты команды McLaren (Хант и Масс) стартовали на M26. Квалифицировавшись 9-м, канадец, финишировал 11-м, в целом весьма удачно проведя гонку.
Однако в McLaren не стали и дальше следовать совету Ханта. В конце сезона стало известно, что на место уволенного немецкого гонщика Йохена Масса берут француза Патрика Тамбэ. Этим сполна воспользовались в Ferrari, рекрутировав Вильнёва. Так, проведя одну гонку, Жиль попал в самую известную команду планеты, которая принесла ему славу и смерть. В том же году он пилотировал красный болид в двух заключительных гонках, в том числе перед домашней публикой в Моспорт-парке.
Вильнёв угадал со временем и местом. Заменив в команде Ники Лауду он стал напарником опытного Рёйтеманна. Статус второго пилота в чемпионской команде был весьма выгоден и уже по ходу сезона 1978 года канадец приобрел огромную армию болельщиков. Над ним, как над новичком, не висел груз необходимости обязательно побеждать, а природный талант и манера езды не оставались незамеченными. Вильнёв достаточно часто сходил из-за сверхагрессивного пилотажа, но Энцо Феррари терпеливо сносил сводки инженеров о разбитых болидах, веря в то, что Жиль Вильнёв постепенно наберётся опыта. К финальному этапу сезона, который прошёл в Канаде на трассе Монреаль (эта трасса дебютировала в чемпионате мира) Жиль подошел всего лишь с 8-ю очками. Стартовав с 3-го места, канадец помчался к победе и смог впервые в карьере взойти на верхнюю ступеньку подиума.
В следующем году напарником Жиля стал опытный Джоди Шектер. И хотя южноафриканец считался первым номером команды, Вильнёв порой навязывал ему борьбу. Снова у Ferrari была великолепная машина и представители «Скудерии» являлись фаворитами в борьбе за титул. Канадец одержал в начале сезона две победы подряд — в ЮАР и США. Причем на трассе Лонг-Бич он оформил хет-трик. После этого руководство Ferrari стало придерживать своего второго пилота. Пропустив по приказу из боксов Шектера в Монце, Вильнёв фактически похоронил свои шансы на титул. На финише их разделило всего 4 десятых секунды. Победа в Уоткинс-Глене уже ничего не могла поменять. Джоди Шектер стал чемпионом мира, а Вильнёв надеялся победить в будущем.
Однако амбициозные планы пришлось перенести минимум на год. В Ferrari поняли, что соревнуясь с Williams и Lotus в лучшем достижении «Граунд эффекта» они обречены. И, по примеру другого автоконцерна — Renault — было принято решение сосредоточиться на постройке турбодвигателя. Поэтому 1980 год вышел переходным. Два лучших пилота прошлого сезона — Шектер и Вильнёв — набрали вместе лишь 8 очков. Южноафриканец после этого покинул автоспорт, так как уже достиг всего, чего хотел. А канадец терпеливо ждал нового автомобиля.
Далеко не сразу удалось достичь результатов. Но в Монако турбо-модель под управлением Вильнёва победила, за тем последовала вторая подряд победа в Испании. У партнера Жиля — Дидье Пирони — дела шли похуже, но между напарниками установились дружеские отношения и оба с надеждой смотрели вперёд.
Теперь Вильнёв считался первым пилотом «Скудерии» и рассчитывал, наконец, завоевать титул чемпиона мира. 1982 год вышел сколь скандальным, столь и трагическим. Вначале конструкторы под предводительством Берни Экклстоуна пытались урвать деньги в споре с Автомобильной Федерацией. Затем, пилоты нанесли своим шефам удар в спину, устроив настоящую стачку на первом этапе в ЮАР. Скандалы раздирали Формулу-1 весь год, но гонки, тем не менее, проводились. Несмотря на неудачи на первых трех заокеанских этапах, в Ferrari продолжали работать. В Имолу, на Гран-При Сан-Марино, приехало лишь 7 команд и 14 гонщиков. Ferrari, находясь вместе с Renault, на стороне Федерации, приняли участие в гонке, в отличие от большинства «частных» команд. Поэтому пилоты «Скудерии» не имели проблем. Гонка выдалась весьма скучной. На последнем круге, как на параде, лидировал Вильнёв, а следом шел Пирони. По соглашению между пилотами партнеры не обгоняли друг друга, если шли на финиш вместе. Однако Пирони был весьма амбициозным человеком. Ранг «второго в городе» его не удовлетворял. Именно Пирони (а не более опытные и титулованные Лауда, Джонс, Рёйтеманн) организовал забастовку в ЮАР. И даже дружба с Жилем не помешала ему в осуществлении честолюбивых замыслов. На финише он обогнал канадца и победил. На подиуме Вильнёв демонстративно не замечал бывшего друга. До конца жизни они больше не обмолвились ни единым словом.
В Бельгии Вильнёв горел желанием поставить выскочку на место. В квалификации Пирони имел лучшее время, и канадец бросился на свой круг. Трасса была влажная, а Зольдер и в сухую погоду представлял опасность. Налетев на медленно ехавший March Йохена Масса, Ferrari взмыла в воздух, многократно ударилась о землю и застыла грудой обломков. Прибывшая на место аварии бригада медиков попыталась оказать канадцу первую медицинскую помощь, но как оказалось позже, пилот получил серьезный перелом позвоночника – перелом основания черепа. В тот же день Жиля Вильнёва не стало.
Так закончилась славная карьера одного из самых харизматичных гонщиков за всю историю. Нет смысла говорить о том, стал бы Жиль чемпионом мира или нет. Главное — он остается кумиром миллионов людей, многие из которых родились уже после его смерти.
Если Вам понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь на канал.
Еще больше информации Вы найдете на сайте F1PADDOCK.RU