Найти в Дзене
ИА Регнум

«Бить не хотел, еду в полицию». За что учитель физкультуры побил ученика

Оглавление

«Учитель избил ученика» — эта фраза регулярно появляется в лентах российских новостей. Печальная эстафета передается из региона в регион: Красноярский край — Москва — Дзержинск — Нижний Тагил — Петропавловский поселок — Магнитогорск. И вот теперь — Владивосток.

   Иван Шилов (с) ИА Регнум
Иван Шилов (с) ИА Регнум

«Сразу показался строгим»

Учительница школы № 21 во Владивостоке не смогла справиться с учеником, который своим поведением мешал проводить урок, и обратилась за подмогой к физруку — педагогу со стажем в 20,5 лет, Валерию Баулину. Тот решил проблему силой: на видео зафиксировано, как он хватает мальчика за руки, пытается ударить по лицу, а затем толкает на парту и душит. Учительница находится рядом и останавливать физрука не собирается, зато, похоже, пытается объяснить ученику, за что его «наказывают». По словам учеников, драться с ребенком педагог не собирался — в его задачи входило лишь рассказать детям о правилах поведения на уроке. Но, слово за слово, ученик использовал нецензурные слова — и перебранка переросла в расправу.

ИА Регнум дозвонился до Валерия Васильевича в тот момент, когда он после разговора с родителями ребенка ехал в полицию. Поводом для вызова стало видео, сразу же после урока появившееся в сети.

«Я сейчас еду в полицию как раз по этому делу, — сказал педагог. — После выхода ролика меня вызвали в полицию. Извините, но мальчик меня вывел. Я был не прав. Извинился перед ним и перед его родителями. Что было до этого инцидента, пока не могу рассказать» .

ВРИО директора школы Елена Владимировна Черепанова комментировать произошедшее отказалась.

Старшие ученики школы рассказали ИА Регнум , что физрук Валерий Васильевич, которому уже 61 год, ведет уроки физкультуры у всех классов — с 5-го по 11-й. По словам детей, он всегда был строгим, но никогда не позволял себе насилия: мол, нормальный учитель, не рукоприкладствовал, мог только «чутка порой оскорбить».

« Увидели его ( впервые. — Прим. ред. ) в пятом классе , — рассказывает ученица 10-го класса. — Сразу показался строгим, слишком придирался к физкультурной форме. Но уроки проходили нормально, без конфликтов (за исключением плохого поведения некоторых моих одноклассников). До насилия дело не доходило. В основном пояснения о технике безопасности. Ничего плохого против него не имею» .

« Он лучший тренер в мире» , — говорят дети, занимавшиеся у Валерия Васильевича самбо и желающие ему, чтоб «в полиции все у него было нормально» .

Часть родителей тоже защищают сорвавшегося педагога и предлагают «рассматривать каждую ситуацию отдельно». «П реподавателя я видела только с хорошей стороны, — прокомментировала ситуацию мама одного из учеников школы № 21 корреспонденту РЕН ТВ. — Мой ребенок всегда говорил о преподавателе только хорошее, он тоже занимается у нас самбо. Всегда его хвалил и говорил, что никогда никакой грубости с его стороны не было».

Но есть и противоположные мнения.

«В любом случае я бы очень не хотела, чтобы такой человек преподавал у моего сына физкультуру или любой другой предмет, — сказала в интервью ИА Регнум Ольга, мать другого школьника. — Я понимаю, детки сейчас разные, и ребенок сам мог довести учителя, но в любом случае это недопустимо» .

По словам родительницы, поддержавшей провинившегося физрука, проблема на самом деле заключается в том, что «руководящий состав школы не принимает участия в некоторых вопросах воспитательного характера» . В школе уже бывали случаи, когда старшеклассники обижали младших, но воззвания родителей, просивших решить проблему, услышаны не были. В результате подростки безнаказанно грубят, хамят учителям и продолжают задевать малышей. «А учителя не могут остановить агрессию со стороны детей», — говорит женщина.

Сегодня (в четверг) к школе пришли дети и родители с плакатами в поддержку Баулина, но в школу их не пустили.

А тем временем следственные органы СК РФ по Приморскому краю возбудили уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ст. 156 УК РФ — неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего.

«Перестаньте культивировать страх — дайте людям оставаться людьми»

Схема подобных происшествий всегда одинакова: ученик ведет себя не так, как хотелось бы учителю, учитель в какой-то момент взрывается и теряет над собой контроль, и как раз этот момент обычно попадает в объектив телефона оказавшихся поблизости одноклассников. Дальше — внутреннее либо полицейское расследование и наказание и/или увольнение. Объяснения тоже не блещут разнообразием: либо все в один голос утверждают, что этот педагог невменяем и для него физические расправы — обычное дело, либо жалуются на ученика, который часто злоупотребляет терпением педагогов.

Еще до выяснения подробностей происшествия во Владивостоке комментаторы в сети традиционно разделились на два лагеря: одни защищают бесправных педагогов, у которых нет работающих механизмов влияния на учеников, другие — детей, насилие по отношению к которым недопустимо в любом виде и в любой ситуации.

Между тем, эксперты считают, что подобные ЧП, которые и без того не редкость, в ближайшее время могут участиться.

«Статистика эта закрыта, но я вижу тенденцию, — говорит Максим Мазуровский, член комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей. — Насилие мы будем видеть все чаще, потому что в стране растет общее социальное напряжение — и это длится уже несколько лет, начиная с ковида и масок. Любое напряжение приводит к агрессии. Я не знаю подробностей инцидента и потому не берусь судить ни учителя, ни ученика. Я даже не считаю, что нам нужно рассматривать и выпячивать конкретные случаи такого насилия, потому что это общая закономерность. Нужно работать с проблемой на государственном уровне, заниматься профилактикой. Просто наказать виновника в данном случае — самый простой, но и самый глупый выход из ситуации».

   Дарья Антонова © ИА Регнум
Дарья Антонова © ИА Регнум

«Эта система похожа на луковицу, — подтверждает практикующий врач-психолог Вероника Петрова, член совета директоров Института интегративной детской психотерапии и практической психологии «Генезис», — тут как в семье: у мамы или папы проблемы на работе — и они не в состоянии выдерживать ситуации, связанные с ребенком. Ведь дети никогда не бывают идеальными, у них свои трудности. Чем больше стресс и напряжение в семье, в коллективе, в регионе, тем меньше способность к саморегуляции у того или иного взрослого. Мы не знаем, что происходит в семье у ребенка, в семье или в коллективе у педагога. Разумеется, учитель не имеет права бить ученика. Это насилие. Но работать с этим нужно комплексно».

По словам Максима Мазуровского, фокусироваться на одном инциденте, как это делают СМИ, давая кричащие однодневные заголовки, неправильно, важно докопаться до глубинных проблем.

«Включите телевизор — вы там увидите культивацию страха и тревоги, услышите множество негативных новостей, но это же не значит, что у нас плохое государство, у нас есть разные люди — и порядочных значительно больше, — говорит он. — Нужно только снять напряжение в обществе, чтобы люди могли оставаться людьми».

По мнению эксперта, государству стоит идти по трем направлениям: смягчить повестку на ТВ, удовлетворить запрос на справедливость, который есть в обществе, и обратить больше внимания на экономическую ситуацию, чтобы повысить общий уровень жизни.

«Люди в целом за последнее время стали жить хуже, в частности, труд учителя недооценен, — объясняет Мазуровский. — Из-за этого школы сталкиваются с кадровой проблемой. Я знаю ситуацию в Петрозаводске: там на начало учебного года недобрали 180 учителей! Это тоже усиливает напряжение» .

«Наше спасение — психологи и тьюторы»

«В первую очередь необходима профилактика выгорания у учителей, — считает врач-психолог Вероника Петрова. — Кроме того, надо работать с семьями, выявлять проблемы у детей на ранних стадиях и предотвращать их. Для всего этого необходимо усиление психологической службы в школе, которая, к сожалению, сейчас у нас практически развалена. Я сотрудничаю со школьными психологами и знаю, что они сейчас не в состоянии оказать достаточную помощь и поддержку всем. В ситуации общего стресса и у родителей, и у учителей много переживаний, а в школе на полторы тысячи человек может быть всего два психолога. Они физически не могут справиться со всеми поставленными перед ними задачами: уделить внимание каждому персонально, провести тестирования в соответствии со всеми спущенными сверху рекомендациями и так далее. Более того, те из них, кто хочет по-настоящему помогать детям, приходят к нам учиться за свои деньги, потому что институтское образование не дает им понимания нужд ребенка. Так не должно быть. Выстраивание этой системы требует комплексной работы на уровне государства» .

   © Павел Лисицын/РИА Новости
© Павел Лисицын/РИА Новости

В апреле 2023 года Минпросвещения опубликовало проект приказа, в котором предложило установить норматив по количеству психологов в детских учреждениях. По подсчетам министерства, одного психолога должно хватать на 200 детей в детских садах, на 300 в школах и на 500 в колледжах. Вступить в силу приказ должен через год — с сентября 2024 года, но пока до таких показателей школам и садам далеко.

Вопрос с количеством учителей в школах тоже остается открытым, и касается он не только недостатка в предметниках.

«Очень бы помогло внедрение института тьюторов — помощников учителей, которые следят за дисциплиной в классе, помогают детям и учителям решать текущие проблемы», — говорит Вероника Петрова. Наши читатели в комментариях под видео из Владивостока действительно сетовали на то, что педагог даже не может вывести расшалившегося ученика из класса, чтобы не мешал остальным, — ведь он несет за него личную ответственность. В такой ситуации тьютор мог бы выйти вместе с ребенком, поговорить о том, почему он так себя ведет, или отвести к психологу. «В частных школах это так и происходит: ребенка отводят к психологу или просят психолога прийти в класс, и тут специалист работает не как карающая служба, а как поддержка в тандеме с педагогом», — рассказывает Петрова.

«Государство делает ряд шагов, направленных на решение проблемы, путь выбран правильный, — считает Максим Мазуровский. — Но проблем много, а как мы пройдем по этому пути — посмотрим» .

Еще больше новостей на сайте