Очередной вопрос, с которого начну. Точнее целая серия. Почему одним из символов России считается-балалайка? Как звучит? А сейчас она только для музеев годится?
В Интернете пара сотен тысяч сайтов и под миллион статей о балалайках, но вот так, чтобы все нужное мне в одном месте было - не нашла. Пришлось компоновать самой.
Балалайка была отдушиной русского человека еще сто лет назад. Её назначение -развлекать . Несмотря на 3 струны, балалайка может и в пляс пустить, и растрогать до глубины души. Она даже в классическом музыкальном номере не теряется. https://yandex.ru/video/preview/15458164993344581350
Историю появления балалайки можно прочесть на многих сайтах, версий, как водится, много. Одно бесспорно: современный вид балалайки -результат целенаправленной работы специалистов. Если смотреть фрески, миниатюры, лубки, то в самых старых увидим инструмент с круглым корпусом, похожий на домру.
Действительно, домра русских скоморохов -это инструмент с 3 струнами и квартовым ладом, у наших братьев -славян, украинцев, белоруссов, тоже были добры, но чуть иные, с 4 струнами и с квинтовым строем. Потом скоморохи исчезают: в 1648-1649 гг царствовавший тогда Алексей Михайлович запретил скоморохов, а инструменты велел собрать и сжечь ( кто не верит, ищите Указ приказчику Верхотурского уезда от 1649 года)*. Позднее появляется на изображениях музыкальный инструмент иного вида - с треугольным корпусом, вытянутым грифом, но и в ХVIII встречаются инструменты с полукруглым корпусом. Так, один из лучших исполнителей Иван Евстафьевич Хандошкин( основоположник русской скрипичной школы), пользовался балалайкой с полукруглым корпусом (если быть точной "с шаровидным кузовом, сделанным из тыквы"), который изнутри был проклеен порошком из битого хрусталя для более чистого, благородного звука . С петровских времён начинается шествие балалайки в привычном нам виде по стране. Уже к правлению Елизаветы балалайка становится народным инструментом. Доказательством этому служит интересная оценка этого инструмента одним из первых русских академиков -Якобом Штелиным ( по имени и фамилии понятно -немец) : "Несовершенный и антихудожественный инструмент, мало пригодный для чего-либо иного, кроме бренчания деревенских песен"( Я. Штелин "Известия о музыке в России" СПб 1769г). В другой монографии, "Известия об искусстве танца и балетах в России" СПб, 1769г, академик отводит балалайке уже целый раздел, называя её "распространеннейшим инструментом во всей русской стране". Он же пишет, что балалайки продаются во всех мелочных лавках, что везде на них наигрывают, что балалайку просто изготовить самому.
Так было до второй половины 19 века, пока задорный голосок балалайки не услышал В.В. Андреев: " Был тихий июньский вечер. Я сидел на террасе и наслаждался тишиной деревенского вечера. Вдруг совершенно неожиданно услыхал дотоле ещё неведомые для меня звуки. Я сорвался с места и подбежал к флигелю, откуда неслись звуки. Передо мной на ступеньках крыльца сидел крестьянин и играл на ...балалайке!... Я уже видел раньше этот инструмент в маленьких лавках на окнах, но никогда еще не слыхал игры на нем. Я был поражен ритмичностью и оригинальностью приема игры и никак не мог постичь, как такой убогий с виду, несовершенный инструмент только с тремя струнами, может давать столько звуков" (с)
Он загорелся научиться играть на балалайке, взяв учителем этого самого крестьянина-виртуоза Антипа. За пару недель овладев игрой на незатейливом инструменте, Андреев понял и "потолок" возможностей балалайки. Это его совершенно не устраивало. Что делать дальше подсказал помещик А. С Паскин -большой ценитель, известный исполнитель песен на балалайке. Он рекомендовал заказать у столяра балалайку лучшего качества, чем та, кустарная, на которой Андреев играл до тех пор. Услышав разницу в звучании, Василий Васильевич понимает, что балалайка будет достойно звучать и со сцены, и в столичных салонах, если доработать ее конструкцию, подобрать материал, "одеть её во фрак". Он собирает, изучает кустарные балалайки разных губерний: 2, 3, 4 -струнные, с полукруглыми и треугольными корпусами, с широкими и узкими, длинными и короткими грифами, сделанные из высушенных тыкв, ели, бука, сосны...
Андреев делает вывод, что треугольная форма с 3 струнами - наиболее распространенная форма балалайки, а вот пропорции ведущей роли не играют, могут меняться. Это наблюдение в дальнейшем поможет ему создать разновидности балалайки, но о них позже. Андреев делает чертежи, эскизы, описания концертной балалайки и едет в город, к мастерам. Затея Андреева приходится по душе одному из лучших смычковых мастеров -В.В. Иванову. Первую концертную балалайку они делают вместе в буквальном смысле: Андреев проводил часы в мастерской Иванова, корректировал, следил за работой. Результат превзошел ожидания. Нужно отметить, что высшее общество того времени было избаловано выступлениями лучших виртуозов Европы, игравших на гитарах, мандолинах. И вот, в 1886 г состоялось первое публичное выступление Андреева на балалайке. Это был успех. Но Василий Васильевич не доволен, он снова садится до чертежи, дорабатывая, совершенствуя инструмент. Новая балалайка звучит в 1887году. Появляется целый балалаечный ансамбль из учеников Андреевского кружка, который 20 марта 1888г производит фурор первым же выступлением.
А годом позже, в 1889г на Всемирной выставке в Париже этот оркестр поражает уже мировых ценителей. Гастроли по России, Германии, Англии проходят с неизменным успехом. Но Андреев продолжил дорабатывать балалайку еще не один год в соавторстве с мастером С.И. Налимовым. Изменившись, похорошев, балалайка захватила все слои общества, да что там, она завоевывает сердца и за границей Российской Империи.
Есть несколько видов балалаек.
1. Привычная нам всем по звуку-задорная, звонкая прима. Именно этот вид предназначен для сольного звучания. https://youtu.be/kNdHA1-OUpU?feature=shared
2. Альт. Балалайка более мягкого тембра. https://youtu.be/Mrd7eE3zxf0?feature=shared
3. Бас.
4. Балалайка -контрабас. Может достигать 1м 60 см в высоту, ведь чем больше балалайка, тем толще её струны, а значит, ниже звук. https://youtu.be/Rl_Y6MyN7jA?feature=shared
5. Секунда. Балалайка с самым пронзительным голосом. https://youtu.be/9E1pFehPVOs?feature=shared
Еще популярная, но теряющая свои позиции, балалайка входит в XX век, чтобы постепенно уйти из повседневной жизни в музеи, в культуру, в историю. На кухнях и улицах её заменили тальянка и семиструнная гитара. И все же пылиться на музейных полках этот инструмент не будет никогда. Она прочно вошла в академическую музыку, под нее сочиняются концерты, фантазии. Она звучит в ансамблях и оркестрах. Открыты классы по обучению игре на балалайке в музыкальных школах, училищах, консерваториях, и они никогда не пустуют. В 1983 году был снят познавательный фильм о балалайке, в который вошло много музыкальных номеров. https://yandex.ru/video/preview/7271460497452002004
И в нашем, XXI веке балалайка актуальна и интересна по -прежнему. Предлагаю вниманию подборку современных номеров в исполнении виртуозов-балалаечников и ансамблей.
https://ok.ru/video/5653142178544
Вот еще один совершенно изумительный по красоте номер , где балалайка не теряется. https://youtu.be/74tsiCE1DRQ?feature=shared
Современное звучание балайки. https://youtu.be/Up1ptpKqqco?feature=shared
Виртуоз Алексей Архиповский, открывал Евровидение 2009 (https://yandex.ru/video/preview/638083209202511327), задорную балалайку превращает в нежную, душевную певунью https://youtu.be/ZkPwPd_bsdw?feature=shared.
На этом статья закончена. Ниже несколько уточнений.
* Не переживайте, русская домра не исчезла, самое лучшее свидетельство -в VII веке в Москве в районе Пятницкой улицы был "музыкальный" переулок, где изготавливали музыкальные инструменты, так вот среди них было много "домерщиков"- тех, кто создавал домры. И, конечно, сейчас русская домра звучит со сцены.
**Работы досоветского периода, в которых достоверно описана балалайка
- "Известия о музыке в России" Я. Штелин СПб, 1769
- "Музыка и балет в России в VIII веке" Я. Штелин
- "Заметки о России с точки зрения науки, искусства, религии и других особенных отношений" И. Беллерман, 1778
- "Попытка описания русской столицы Санкт-Петербурга" И. Георги , СПб, 1790
- "Диссертация о русских древностях" М. Гютри, СПб, 1793
- "Карманная книжка для любителей музыки на 1795г" И.Д. Герстенберг СПб, 1795 и 1796 гг
- Словарь Академии Российской по азбучному порядку расположений" Издание второе, СПб, 1806-1822гг в шести частях.
- "Народные музыкальные инструменты музея Санкт-Петербургской консерватории" М. Петухов, СПб 1884г
- "Энциклопеди́ческий слова́рь Брокга́уза и Ефро́на" ( ЭСБЕ) Издательское общество "Ф.А. Брокгауз-И.А. Ефрон" СПб, 1890-1907гг
- "Домра и сродные ей музыкальные инструменты русского народа" А.С.Фаминцын, СПб 1891г
- "Балалайка. Очерки истории её развития и усовершенствования" Б. Бабкин СПб, 1896г
- "Тамбуровидные музыкальные инструменты русского народа" Н.И. Привалов, СПб 1905г
- "Записки 1780-1809" С. А. Тучков СПб, 1906
- "Записная книжка артиста Большого театра В. В. Безекирского 1850-1910гг" СПб, 1910г