Найти тему

Некрополь XVIII века. Двенадцатая часть виртуальной экскурсии по бывшему Лазаревскому кладбищу Александро-Невской лавры

Оглавление

Завалиевский Александр Степанович (1800 – 1830)

Офицер, капитан лейб-гвардии Саперного батальона. Сын Степана Никитича Завалиевского (1768-1831), действительного тайного советника, бывшего петербургского губернского прокурора, занимавшего с 1798 года должность вице-губернатора.
Что произошло с этим совсем ещё молодым офицером неизвестно, но судя по обилию военной атрибутики на памятнике, военная карьера занимала в его судьбе главное место и намерения его на этом поприще были весьма серьезны

-2

Надгробие представляет собой жертвенник с треугольными фронтонами и акротериями, установленный на прямоугольном цоколе. Венчает жертвенник античный круглый щит и шлем той же эпохи. На лицевой стороне, отлитый с большим мастерством чугунный рельеф с изображением воинской атрибутики

-3

На двух сторонах высечены надписи.
На восточной:

Здъсь погребено тъло Александра Степановича Завалiевскаго
Лейбъ Гвардiи Саперного Баталiона капитана
Родился въ 1800 году Ноября 27 го дня
скончался въ 1830 году/Февраля 8 го дня.

На западной стороне:

Да будетъ Воля Твоя.

Захаров Андреян Дмитриевич (1760-1811)

-4

Великий русский архитектор, представитель раннего александровского классицизма начала XIX века. Автор нескольких знаменитых архитектурных объектов в Гатчине, разработчик проекта застройки Васильевского острова, составитель Архитектурного плана нижегородской ярмарки, а так же множества зданий в Санкт – Петербурге и провинции. Главным творением архитектора Захарова стало здание Главного Адмиралтейства, вот уже более двухсот лет являющееся одним из главных символов нашего города.

-5

Профессор архитектуры Академии художеств, статский советник, главный архитектор Морского ведомства Андреян Дмитриевич Захаров скончался в августе 1811 года. Был похоронен на Смоленском православном кладбище рядом с родителями. В 1815 году над его могилой был установлен памятник в виде прямоугольного в плане гранитного саркофага с завершением виде треугольных фронтонов и акротериев, на высоком гранитном подиуме с рельефными изображениями траурных факелов и ваз, с двумя каменными вазами в правой и левой части подиума. В 1936 году прах А.Д. Захарова, и его родителей, вместе с надгробием были перенесен в «Некрополь 18 века».

-6

Измайлов Иван Михайлович (1724-1787)

-7

Видный русский военный и государственный деятель 18 века, брат московского генерал-губернатора М. М. Измайлова.
Начав военную службу в 1740 году, за время правления Елизаветы Петровны дослужился до звания полковника. Был личным другом будущего Императора Петра III, который сразу после воцарения произвел его в генерал-майоры и назначил шефом Невского кирасирского полка.
Во время дворцового переворота 1762 года, категорически отказался перейти на сторону Екатерины II и запретил делать это своим подчиненным. Был уволен с воинской службы, но в дальнейшем восстановлен. С 1782 года сенатор в чине действительного тайного советника.
Скончался в 1787 году.
Похоронен на Лазаревском кладбище Санкт – Петербурга . Мраморное надгробие над его могилой работы известного мастера И.Г. Остерайха является интересным образцом мемориальной скульптуры 18 века и буквально наполнено символами

-8

Невысокий классический жертвенник имеет кровлю с фронтонами и акротериями. В архитектуре кровли такого типа часто «поддерживают» кариатиды, но очевидно для некрополя такое решение является неуместным и потому мастер заменил их выразительными масками львов,

-9

которые ниже, переходят в лапы.
На северной стороне в прямоугольной филенке – рельефная фигура Минервы держащей венок над воинскими доспехами. Очевидно это аллегорическое напоминание о воинской доблести покойного.

-10

на южной стороне – женская фигура с крестом освещенная лучами солнца которая символизирует Веру и Надежду.

-11

Венчает композицию земной шар с головой и крыльями Хроноса.

-12

В целом надгробие смотрится очень красиво и не производит какого то гнетущего впечатления.

Казадаева Надежда Петровна (1775-1828)

Жительница Санкт – Петербурга, жена русского историка и чиновника, тайного советника, сенатора, члена Российской академии наук Казадаева Александра Васильевича (1776 – 1854).
Происходила из богатой купеческой семьи. Её брат Николай Петрович Резвой (1749—1816) был городским головой Петербурга во времена Павла I. Скончалась от чахотки в 1828 году. Была похоронена на Фарфоровском кладбище Санкт – Петербурга. Её супруг заказал воздвигнуть над могилой жены сень в виде портика с бюстом любимой супруги.

-13

Сам Александр Васильевич пережил супругу на четверть века и в 1854 году был похоронен рядом. В 1927 году Фарфоровское кладбище было закрыто, а в дальнейшем уничтожено. Надгробие Надежды Петровны было отнесено к числу выдающихся образцов искусства и переносно в Некрополь 18 века. Был ли перенесен прах, честно сказать не знаю.

Карнеева Елена Сергеевна (1786-1830)

Тайная советница, жена генерал-лейтенанта, директора департамента горных и соляных дел и Горного кадетского корпуса (Горного института) Егора Васильевича Карнеева (1773-1849). Происходила из старинного рода грузинских дворян. Дочь тайного советника, дипломата, знатока восточных языков Сергея Лазаревича Лошкарева (1739-1814).

Скончалась в 1830 году. Была похоронена на Волковском православном кладбище. Автором надгробия из меди чугуна и гранита является выдающийся скульптор конца 18 начала 19 веков Иван Петрович Мартос.

Композиция представляет собой фигуру коленопреклоненного, скорбящего крылатого Гения, которая установлена на постамент из чугунных плит.

-14

На боковых сторонах постамента рельефные венки с факелами, по сторонам которых лекифы, на восточном торце восьмиконечный крест со скрещенными миртовыми ветвями, на западном торце в картуше надпись выпуклыми литерами:

-15

В 30-е годы прошлого века памятник был перенесен с Волковского кладбища в создававшийся тогда «Некрополь XVIII века»

Нужно сказать, что данный памятник стал авторским повторением надгробия Анны Петровны Кожуховой (Трубецкой) на кладбище Донского монастыря в Москве

-16

Скульптуры обоих надгробий изготовлены способом выколотки из листового металла (латунь, красная медь) по авторскому оригиналу. Эти памятники стали последними мемориальными скульптурами замечательного мастера Ивана Мартоса.

На этом мои уважаемые читатели позвольте сегодня прерваться.
Однако прежде чем пожелать вам всего доброго хочу,

как всегда напомнить, что

Творческая мастерская скульптора Игоря Селиверстова предлагает изготовление надгробий и памятников в лучших традициях мемориальной скульптуры Санкт – Петербурга. Мы выполняем камнерезные бронзолитейные работы любой сложности и сумеем полностью выразить всю глубину ваших чувств, к близкому человеку.

А вот теперь всего вам доброго и до скорой встречи