«Был ли Горький?» (не путать с ЖЗЛ «Горький») - это краткий биографический очерк-эссе о жизни нашего знаменитого пролетарского писателя.
Многим кажется, что Горький – тема неинтересная, навязшая в зубах ещё со школьных лет. Но всё ли мы знаем об этом человеке? Или, вернее сказать, всё ли мы понимаем так, как оно было в то сложное время? Ну давайте задумаемся, вспомнив курс литературы в школьном объёме.
Горький – буревестник революции, это мы зазубрили прочно. Но почему же тогда после революции он уехал из России? Только ли потому, что был болен?
(«Писатель, всю жизнь призывавший к перевороту и уехавший после него, тем самым признавался в крахе главных жизненных установок»).
Какие отношения у него были с Лениным? А со Сталиным? Почему его не трогали ни в 20-е годы, ни позже? И почему он вернулся в СССР? И когда он был искренен – когда писал свои «Несвоевременные мысли» или когда воспевал Соловки? И был ли он искренен вообще? Вопросов много, и Дмитрий Быков (29 июля 2022 года Министерство юстиции России внесло Быкова в реестр СМИ - "иностранных агентов") на всё даёт свою версию ответов, вполне логичную и понятную.
Быков сумел коротко, ясно и ёмко разложить всё по полочкам, показать нам Горького в окружении его современников, родных, в контексте истории и литературной жизни того времени.
Рассказывая о биографии Горького, автор развенчивает некоторые мифы, которые почему-то сидят у нас в голове со школьных лет, например, о том, что Горький – выходец из беднейших слоёв населения.
Книга хороша кроме того тем, что совершенно лишена назидательности, то есть автор не навязывает никому свою точку зрения. Плохой ли был писатель Максим Горький, хороший ли – каждый решит для себя сам. Дмитрий Быков, называя Горького
«самым странным из прозаиков Серебряного века»,
воздержался как от восхваления, так и от оплёвывания. Но тем не менее, говорит о том, что поэт Горький был никакой (впрочем, совсем недавно на просторах Интернета я набрела на сайт, где поклонницы поэзии Горького восхищаются его «Девушкой и смертью» и «Легендой о Марко»), да и драматург из него не получился. Удачный роман у него был лишь один, последний – «Жизнь Клима Самгина». А вот публицист он был отменный, публицистика его настолько остра, что до сих пор не всё опубликовано.
Несколько цитат:
«Интересно, что тип «лишнего человека» на протяжении нашей истории социально опускается, переходит из дворян в разночинцы, из разночинцев в босяки – видимо, в поисках все большей свободы. А может, просто дворяне перестают быть главным действующим классом – и тогда в других классах, выходящих на сцену, заводятся свои лишние люди: неизменный атрибут здорового общества, где обязаны быть сомневающиеся. Горький – пролетарский Печорин, свидетельство того, что теперь судьбу России будут решать низы. Вот так – от дворян Печорина и Онегина, Бельтова и Рудина, к разночинцам Базарову, Волгину и Молотову, а от них – к Горькому, главному собственному персонажу, не находящему себе места, – развивалась генеральная линия русской словесности: тема сильного человека, не удовлетворяющегося убожеством русской политики, идеологии и быта. Но чем ниже он падает социально, тем выше – как бы в порядке компенсации – оценивает себя: Печорин себя ненавидит – Горький полагает себя сверхчеловеком».
«О стихах, которые он тогда сочинял, некоторое представление дает чудовищная – кто бы спорил – поэма «Девушка и смерть», которую он впервые сумел напечатать лишь четверть века спустя, и не по цензурным соображениям, а потому, что такая графомания нигде не могла бы появиться, когда бы ее не подкреплял авторитет прославленного горьковского имени».
К чтению очень рекомендую, думаю, что у многих изменится отношение к писателю и человеку Алексею Максимовичу Пешкову (Максиму Горькому).