Найти тему
Eurasia Inheritors

Профессора и пророки. Часть 3

Вера в веру

Автор Игорь Шумейко

Думаю, и самые ярые антикоммунисты взгрустнут о взращённом на той истории-литературе поколении… Аристократ духа академик Жорес Алфёров в день известия о Нобелевской премии был окружён толпой светских репортеров: «Селебрити!» Усмехнувшись, ответил хору жаждущих: «Хорошо, интервью даю тем, кто письменно гарантирует, что его журнал со дня основания не опубликовал ни одного гороскопа».

Невольно подтверждая тезу об опережавшем развитии на нашей «одной шестой» идей Просвещенцев, сегодня Европа нагоняет уровни СССР 1930-х годов.

Daily Mail (30 ноября 2022 г.): «Впервые за 200-летнюю историю переписей более половины населения страны: не христиане, две трети жителей Лондона представители этнических меньшинств. Более трети британцев „не исповедуют никакую конкретную религию“». Комментарии читателей: «Покойся с миром, Великобритания!», «Лондонбад, столица Англостана!» (похоже, наши не поленились, отметились)

Нынешний политический поворот назван «Выбор восточного вектора». Вспомнив предыдущий выбор — веры, не избежим аналогий. Застав в разгаре вселенский раскол Церкви (1054), Русь выбрала Восточную версию веры. Многие народы принимали тогда христианство (паства Кирилла-Мефодия, чехи-моравы, практически синхронно с Русью), но величественный, многозначительный выбор веры провёл только князь Владимир. В согласии с ним и народная память, литература, живопись выделяют сей сюжет, фиксируя само наличие Выбора, опции.

В других, прямо противоположных обстоятельствах — Русь не могущественная держава, гроза Восточной Европы, а несколько княжеств, добиваемых со всех сторон — выбор Александра Невского повторил, подтвердил выбор Владимира. И имел столь же глобальные следствия. Представим, Александр едет в Каракорум, к каану Мунке, господину его господина (хана Батыя) через Волгу, Урал, Сибирь… будущие губернии своих потомков. Абсолютная основа легитимности — Россия была включена внуками Чингисхана в империю, где позже приняла лидерство у изнемогших в замятнях монголо-татар.

Но не «русский гуманизм» оставил северную Евразию островком в океане геноцидов, работорговли, Опиумных и подобных войн. Вместе с громадными землями Россия приняла и Тенгри, небо над этой территорией. Яса Чингисхана начиналась: «Во имя Тенгри (вечного неба)». Этнограф, религиовед Жан-Поль Ру: «Тенгризм — религия тюрок, монголов». Точнее, это мета-религия, обеспечившая уникальное сосуществование всех прочих религий мира и единственный в истории случай — наличие в одной правящей династии одновременно христиан, мусульман, буддистов, конфуцианцев. Причем та веротерпимость не была религиозным безразличием. Наоборот, постоянные споры о вере, диспуты раввинов, мулл, христианских священников — главное, после охоты, занятие при дворе каанов…

Исходная тема очерка глубоко интересовала Израильскую Академию наук. Просеяли до буквы — издание Israel Academy of Sciences and Humanities (1974) опиралось на дотошного Иосифа Флавия, перепроверенного ведущими филологами современности, — на предмет упоминания евреев всех античных авторов: Геродот — ноль, Аристотель — ноль. Поправки лишь заострят мой тезис. Да, у Аристотеля есть пара строк: «Если правдивы басни о таком озере в Палестине, в котором держатся на плаву человек или вьючное животное… а что бы вымыть в его воде одежду достаточно намочить её и встряхнуть» (310 до
н. э.).
Это при упомянутом безграничном любопытстве греков, их бездонной как Интернет жажде изучать, описывать все земли, царей, народы, их культы, богов! Но вереницы от Авраама до Соломона, Иезекиля, Эсфири… просто нет. В «Интернет 4 века до н. э.» пробилась лишь вода, в которой не тонут и легко стирать одежду.

Первым евреев упомянул и весьма уважительно автор энциклопедичной «Истории Египта» Гекатей Абдерский (300 до н. э.). Проанализировав, сравнив со всеми известными культами, он решил: абстрактное божество, коему поклоняются евреи, — небо… Кажется очень недооценен тот первый ментальный контакт грека, знавшего всех богов мира и еврея, не желавшего знать никого, кроме Сущего. Огромной важности усилие «переводчика» Гекатея — мучительно пытался совместить Невидимого с обширным каталогом богов и нашёл решение, — небо. Страшный запрет на любой зримый образ («не сотвори кумира»), но небо? Без молний (Зевс, Юпитер, Перун), Солнца (Гелиос), начинки гороскопов — звёзд, без Селены-Исиды- Луны, от чьих поклонников как от прокаженных бежал Авраам? Абсолютно чистое небо, бездонная незахватанная пустота, на другом конце света её называли Тенгри, считая перво-религией всех людей...

Сегодня государственная религия Японии — Синто, версия тенгрианства. Пришедший в VII веке буддизм был принят с великодушной формулировкой: «Тенгри благоволит Будде». И по сей день, полтора тысячелетия царит синкретическая «риобу синто». По случаю свадьбы, рождения ребёнка японец идёт в храм Синто. Похороны, поминовения — в буддийский.

Мета-религия Тенгрианство это некая вера в веру, (наивное?) почитание священников всех религий. Наши прыщавые «вольтеры», беглые семинаристы, Чернышево-Писаревы объясняли защиту ханами Православия «подхалимством» оного. Но… смотрим на Японию. Будда тоже подхалимствовал?

Ханы лишь выполняли пункты Ясы, написанной до первых контактов с Русью:

«11. Он (Чингисхан) постановил уважать все исповедания, не отдавая предпочтения ни одному. Это он предписал как средство быть угодным Богу.

30. Освобождать от всякого налога и уважать храмы, посвящённые Богу, равно и служителей Его».

Википедия ловко объединяет Тенгри и фолк-хистори. Её определение:

Тенгриа́нство — неологизм, обозначение доисламской и добуддийской религии кочевников Евразии, культ Тенгри — обожествлённого неба; а также одно из современных направлений неоязычества, поддерживаемого такими деятелями фолк-хистори как Мурад Аджи.

Вдумаемся. Во-первых, неологизм — значит, ранее тенгрианство вообще не изучалось, не определялось. Во-вторых, фолк-хистори — то есть и сейчас тенгрианство — удел несерьёзных историков.

Религия самого большого континента вне серьёзного научного оборота! При том, что религии, культы мельчайших недобитых (интересно, кем?) джунглевых племён — предмет не фолк, а серьёзных историков! К их услугам: академические сообщества, журналы, гранты, экспедиции, ТВ-каналы типа National Geografic. А займётесь Тенгрианством — попадёте в «плохую компанию» к фолк-хисторикам Льву Гумилеву, Мураду Аджи и другим. Такой снобизм напоминает «Тартар» на европейских картах…

Некоторые интеллектуалы, например, в Татарстане, выражают беспокойство по поводу «мусульман, переходящих в тенгрианство». Мои беседы с такими благожелательными к Тенгри авторами, как Рафаэль Безертинов, Фатих Сибагатуллин убеждали: «перешедшие» не рвут связи с традициями ислама, но просто вспоминают и древнейшие традиции своей евразийской перво-религии, или, точнее, мета-религии…

Советско-российско-якутский писатель Николай Алексеевич Лугинов, автор самого яркого в мировой «чингисханиане» образа, — по его книгам снят международный «блокбастер» «Тайна Чингис Хана» (Россия — Монголия — США, 2009). Беседуя с ним, я фиксировал: «Твой Чингисхан — думающий. Собрал не только земли, но и мудрость Азии. Но даже благожелательные писатели, киношники западают лишь на экзотику. Им что Чингисхан, что Чингачгук!»

Давно критикую в статьях, теперь и в книге, образ Азии-«кладовой Природы»: а кладовщик — кто? Наблюдаю-иронизирую, чаще на примере любимой Якутии: «Там алмазы плавают в нефти! Там фонтаны газа пробивают угольные пласты! Там под россыпями золота — вся таблица Менделеева». Собрать вахтовым методом и вывезти? Но в словосочетании «полезные ископаемые» — и неказистость «копания», и заметная ныне противоречивость «пользы»…

На Западе знаменитый доклад Римского клуба «Пределы роста» (1972) породил новую мета-религию — Sustainable development — устойчивое развитие, основу всех нынешних партий/сект зелёного толка. А Россия, о чём сей очерк, успевала искать свой путь/вектор и ускоренно бежать по-западному, галопом по Европам. Вот и сегодня мы успеваем, скосив глаз следить за энцикликами Римского клуба, потеснившего своего соседа — Папу, и подбирать свои собственные ключевые слова к проблемам века.

Наш вариант/замена Sustainable development — гармония. Одно из самых обрусевших, дошедших до народной «гармошки» греческих слов. А признанный в мире российский, хоть и о двух греческих корнях, вклад в сей профессорско-пророческий, научно-религиозный сюжет — термин «Ноосфера». Ядро «русского космизма», ипостась евразийского Тенгри, небесный купол, под которым простор и эллинам-иудеям, и мятущимся меж ними их северным ученикам-неофитам.