Найти тему

Рассказываю, как проходят занятия с логопедом

Недавно ко мне пришел запрос от мамы ребенка. Попыталась задать этот вопрос с позиции родителя своими словами: "Какие критерии и подходы стоит учитывать при выборе логопеда для ребенка, учитывая опыт, когда диагностика и занятия с логопедом не привели к ожидаемым результатам, и родители сами смогли достичь улучшений в речевом развитии ребенка?" Полный вопрос вы можете прочесть в комментариях под статьей.

Отвечая на ваш вопрос, я хочу написать несколько слов в защиту логопедов. Итак, все в по порядку.

Занятия с детьми проходят обычно 30-45 минут, больше уже ребенку будет сложно высидеть, даже, если занятие будет максимально разнообразным по активностям. Все занятия проводятся по одной структуре, один-два раза в неделю. Меняются темы занятий, структура обычно остается постоянной. Конечно, все еще зависит от возраста, если это совсем маленькие дети и идет запуск речи, здесь мы почти не сидим за столом, а большую часть времени играем. Но сегодня мы говорим про детей 6-7 лет, которым необходимо поставить звуки, и что тут скрывать, большую часть времени педагог с ребенком проводит за столом, отрабатывая различные звуки. Разумеется, все проходит в игровой форме, потому что процесс обретения нового звука – это достаточно нелегкое занятие, которое потребует много сил, усидчивости и желания от самого ребенка. Взрослым людям нелегко дается этот процесс, а что уже говорить о детях. Поэтому логопеды и изощряются, постоянно придумывают новые «фишки», как облегчить этот процесс, незаметно для ребенка научить его новым звукам, параллельно развить речь, фонематический слух и многое другое.

Кстати, для новичков на моем канале, немного расскажу о себе. Меня зовут Елена, я логопед-онлайн для взрослых и детей, имею большой опыт по исправлению дефектов речи, подробно рассказываю и показываю, как это сделать.
Подписывайтесь на мой канал, вы узнаете много интересного.

Поэтому, если вы думаете, что вашему ребенку логопед «впаривает» какие-то лишние знания, на которые вы не подписывались (типа, назовите овощи и фрукты), то здесь, в процессе игры отрабатываются звуки, скорее всего те, с запросом на которые вы пришли к логопеду. Приведу пример:

Игра с картинками по теме «Одежда». Цель игры: автоматизация звука «Ш».

На столе игрушка: собака Шарик и картинки с одеждой (штаны, шуба, варежки, шапка, шарфик и т.д.). Логопед просит ребенка помочь Шарику собрать в корзинку одежду, в названии которой есть звук «Ш». Ребенок кладет картинку в корзинку, одновременно называя предметы одежды и автоматизируя звук «Ш».

Игра по теме «Продукты». Цель игры: дифференциация звуков «С» и «Ш».

На столе игрушки собака Шарик и кошка Соня, а также мелкие игрушки в виде продуктов (колбаса, шоколад, картошка, сок, сосиски и т.д.). Логопед просит ребенка помочь Шарику и Соне так, чтобы Шарику достались продукты, в названии которых есть звук «Ш», а Соне те продукты, в названии которых есть звук «С». Ребенок называет продукты, одновременно дифференцируя звуки, еще и мелкую моторику развивает.

И таких заданий может быть много, здесь идет речь не только о том, чтобы подкачать знания ребенка в каких-то общих понятиях, которые тоже детям могут быть полезны, здесь логопед решает свои задачи: автоматизация и дифференциация звуков, только в игровой и незаметной для ребенка форме.

Итак, вернемся к структуре логопедического занятия, неважно, как оно проводится: онлайн или оффлайн.

Сначала мы делаем гимнастику для расслабления языка, она нужна для того, чтобы язык стал, послушным, спокойным, расслабленным и ему легко было произносить разные звуки. В этом нам будут помогать губы и зубы. Они будут язык пошлепывать, покусывать и причесывать. На эту гимнастику уходит в среднем 5 минут.

Первое упражнение называется «Лопатка». Положи широкий распластанный язык на нижнюю губу и удерживай его в таком положении 5-7 секунд. На начальном этапе, когда вы только начали заниматься, язык может быть непослушным. Он может дергаться, сворачиваться, лежать неспокойно. Это нормально, затем, благодаря постоянным и регулярным тренировкам язык будет спокойно лежать на губе и не дергаться.

Упражнение «Пошлепаем губами по языку». Высовывай и засовывай широкий язык, шлепай по нему губами и говори «пя-пя-пя». При этом необходимо еще правильно дышать: делать вдох через нос и на выдохе выполнять упражнение.

Упражнение «Покусаем язычок». Это упражнение выполняется так же, как предыдущее, только теперь мы будем кусать язычок и говорить «та-та-та». Выполняем также на выдохе.

Упражнение «Причешем язычок». Мы будем просовывать язык между зубами (губами), изо рта и обратно, как бы причесывая его.

Далее опять выполняется упражнение «Пошлепаем губами по языку» и завершаем упражнения для расслабления языка упражнением «Лопатка». После выполнения всех этих упражнений язык будет более спокойным и расслабленным.

Затем выполняется массаж языка. Здесь логопед может использовать различные приспособления или логопедические зонды. В обычной жизни, дома вы можете делать массаж с помощью подручных средств (карандаш, чайная ложка или зубная щетка).

«Поглаживание» (гладим карандашом язык сверху вниз, сначала посередине, затем по всей поверхности языка), 3 раза.

«Нажимание» (нажимаем карандашом, сначала середину языка, затем по всей поверхности языка), 3 раза.

«Лепим пельмешки» (массажируем края языка, как будто лепим пельмени). По 3 раза в одну и другую стороны.

«Скручивание» (скручиваем язык вправо и влево), по 3 раза в каждую сторону.

Далее идет дыхательная гимнастика. Так как все звуки мы произносим на выдохе, то вам будет необходимо научиться правильно дышать: делать вдох носом, а выдох через рот. Упражнения на развитие дыхания занимают 3-5 минут.

А затем мы переходим непосредственно к артикуляционной гимнастике. Она занимает по времени 10-15 минут.

И далее идет автоматизация (отработка звука). То есть, когда мы с ребенком научились говорить правильно звук, теперь необходимо закрепить его в речи. Научиться произносить звук – это одно, главное его теперь применить в речи.

Начинаем от простого к сложному. Сначала отрабатываем в слогах (открытых, закрытых, со стечением согласных и т.д.), затем переходим к словам, словосочетаниям, чистоговоркам и предложениям. Все делаем постепенно, вырабатываем плавную речь. Вот здесь нам и пригождаются те упражнения, которые, как думают некоторые родители, их ребенку не нужны. Именно с помощью этих упражнений, которые логопеды адаптируют в игровой форме, скрыты и постановка звука, и его отработка, говоря простыми словами.

Поэтому не стоит недооценивать труд логопеда, уважаемые родители, мы стараемся изо всех сил, чтобы помочь вашему ребенку, придумываем новые игры в виде презентаций, используем проверенные старые методы, в общем, делаем все, чтобы речь вашего ребенка была правильной и красивой.
На
бесплатной консультации мы сможем обсудить вашу ситуацию, выявить основные трудности и поставить цели для достижения желаемого результата. Я помогу вам понять, какие упражнения и методики будут наиболее эффективными для решения вашей проблемы.

Подписывайтесь на мой канал, впереди еще много интересного.