Найти в Дзене
Минская правда | МЛЫН.BY

Почему расцветает репетиторство и что не так с учебниками — по следам совещания у Президента

Оглавление
«На ростанях». Для белорусов перевод не требуется. На перепутье. Классический сюжет от классика национальной литературы.
«На ростанях». Для белорусов перевод не требуется. На перепутье. Классический сюжет от классика национальной литературы.

Лобанович. В Беларуси учитель и врач являются центральными фигурами политики развития от Президента. Не банкир и торгаш, а учитель и врач. Когда мы говорим «учитель», мы имеем в виду всю интеллигенцию, потому что без знаний нет страны. И сколько тех перепутий было у нашего народа, исторических, ментальных… А теперь так совпало снова — нужно выбирать.

И в региональном плане так было всегда: Восток — Запад. И в мировом — так интенсивно и до неузнаваемости мир еще не форматировали. Каждый новый технологический уклад требует своего бога. Но Бог один, и образ человека единственный. Только в качестве Бога — цифра, вместо религии — искусственный интеллект. А человек? Расчеловечен, на разделочной доске интересов мирового истеблишмента разделан на десятки гендеров. А вы думали, это плюрализм мнений. Нет, это жесткий гендерный нацизм цифрового концлагеря. И к этому мировую общественность готовят.

-2

Поэтому снова на ростанях, на перепутье. И от образования очень многое зависит. Хотя бы то, как мы отреагируем на возникшие мировые угрозы. Но если для многих это лишь философия геополитики, то большинство вопросов — повседневность. Образование — источник развития, успешной экономики, консолидирующей идеологии и вообще жизнеспособности государства. А еще оно касается каждого из нас. Поэтому образование всегда под прицелом общества.

Пришли на пересдачу

Пересдача экзамена. С таким чувством во Дворце Независимости — весь цвет сферы образования. От министра до самых успешных наставников страны. В зале — высший состав управленцев, губернаторский штаб, контролирующие органы.

-3

Президент отметил две сверхзадачи. Это совещание должно быть последним такого рода. Выслушать разные точки зрения и принять решения. Второе — для чего все это. «Я хочу, чтобы вы меня правильно поняли. Я, как Глава государства, уже неоднократно говорил: школа — это храм. В этом, если хотите, весь сакральный смысл. Здесь должен быть железный порядок и дисциплина как в организации образовательного процесса, так и в материальном плане. Что мне вам объяснять. Школа закладывает фундамент будущего не просто гражданина — человека… Здесь и сейчас мы должны определить механизм работы средней школы и вузов на перспективу и решить главную задачу — обеспечить нашей молодежи условия для профессионального становления и развития в своей стране. Подчеркну: наиболее талантливые, перспективные абитуриенты должны быть востребованы у нас, на Родине. Это мое железное правило», — заявил белорусский лидер.

-4

Острый, злободневный, необходимый разговор — да! Но, главное, он должен быть честным. Президент сразу задает темп большому диалогу. Опыт организации проходного совещания по образованию для его участников закончился фиаско. Словно и не было уроков 20-го. Обсудили все, что можно. От тенденций до деталей.

«Все косяки в этом плане — от нас, мы виноваты, не дети. Или у кого-то из нас мозги не туда повернуты и его заносит на поворотах. Поэтому давайте начинать с себя. Но никаких кардинальных решений после нашей сегодняшней встречи быть не должно, — подчеркнул Александр Лукашенко. — Все социологические опросы показывают, что учителя, преподаватели, ученики устали от того, что мы постоянно революционным образом пытаемся усовершенствовать систему образования. Пора заканчивать с этим».

Без перемен

Помните этот лозунг? «Перемен!» Не школьных. Сколько уже их было-то в образовании? И кому стало лучше? На чьи интересы работают все эти эксперты нововведений? Многие из нас заканчивали советскую школу. Годами и десятилетиями программы и подходы менялись. А качество было космическое. До сих пор наработками в космосе, «оборонке», гражданской промышленности пользуемся. Понятно, наука движется. Образование должно успевать. Но, простите, азбука, правила, таблица Менделеева и законы Хаммурапи, математики и физики — все те же.

Апгрейд системы образования напоминает ремонт. Постоянный процесс. Только на свалке оказались в том числе и нужные вещи. Причем многие — с гравировкой «Сделано в СССР». Говорим «учебные программы», подразумеваем — учебники. Тема на диссертацию.

Требования Президента четкие. Школьный учебник — это икона. Красочный, понятный, впечатляющий. Денег на него жалеть нельзя. При «совке» умели делать классические учебники, а сейчас, при современных возможностях, книги-то в твердом переплете получаются.

Или задания в них непомерно сложны — не по возрасту, или ошибки обычные и фактологические можно найти.

Официальная версия: все комплекты учебников начали создавать с 2015 года. Непонятно, почему постоянно переиздаются. Возможно, так ученые мужи свои амбиции реализовывают, новые звания зарабатывают и банальные гонорары… Или у этой сумятицы другие причины. Но порой на задания из новых учебников взрослый человек не может ответить.

-5

Министр образования рассказал. Эксперты, школьные учителя, даже все неравнодушные белорусы могут вычитать и проверить на ошибки школьные учебники. А своими наблюдениями поделиться с министерством.

Только ошибки, найденные генпрокурором, чреваты новыми переменами. Не школьными. А политического вектора. В теме «О партизанском движении» рассказывают о героях Армии Краёвой. В программах на английский язык отводится больше часов, чем на русский и белорусский языки вместе взятые. Мы кого готовим? Космополитов и заробитчан или граждан своего Отечества? И не надо кивать на англосаксов. Программы разрабатываются нашими специалистами.

Не менее интересна и градация учебников. Есть учебники — их семь. А есть учебно-методические пособия — их сотни. К учебникам — строгие требования. К УМП — пожелания. Это как ГОСТ и технический регламент. Попробуйте белорусскую колбасу по ГОСТу и мясосодержащую «Докторскую» из другой страны по ТР. Такая же разница и между учебником и учебно-методическим пособием.

Дело не в буквах, дело — в людях

Президент, у которого за плечами диплом учителя и внушительный опыт наставничества, выводит золотую формулу: не учитель для учебника, а учебник для учителя. Только как их готовят? Эту тему для разговора Глава государства анонсировал ректорату.

О профессионализме учителей говорит яркий пример. Расцвет репетиторства. Ощущение опасной тенденции. Выпускники педвузов идут не в педагоги, а в гувернеры. Это тенденция или деталь?

Так, может, лицензии на репетиторство выдавать только специалистам с большим педагогический опытом? А то бюджетные общие деньги идут на обучение учителей и врачей, а мы потом недоумеваем: дефицит кадров.

Даже на платном отделении белорусы возмещают лишь не более 50 процентов затрат на обучение. Поэтому и срок отработки увеличится. Тема открыта. Иначе так и будем вкладывать в образование, а дивиденды за счет хорошо подготовленных у нас специалистов будут получать соседние страны.

За границей много денег получишь. А вот Родину за них не купишь. Рисунок Антона Островского
За границей много денег получишь. А вот Родину за них не купишь. Рисунок Антона Островского

Выбрать самых достойных из лучших — еще одна тема жаркой дискуссии.

Проблему нехватки кадров решает целевая подготовка. Но кто движется по зеленому коридору за дипломом? Нужна конкуренция даже между целевиками. И как проверить знания? Минимизировать человеческий фактор и свести к нулю случайность. В спорах, вернее, в научном диспуте, звучали разные мнения. Пришли к среднему знаменателю — черту подвел Президент. Два так называемых внутренних экзамена (с практическими заданиями), общее комбинированное тестирование (просто крестики не расставишь) и внутривузовское собеседование. Это пока для самых элитных профессий и вузов. На журфаке БГУ, например, и в Академии управления — точно.

Министр — прежний, подходы — классические

По внутреннему наполнению понятно. Теперь по форме. Построенные школы будут содержать в надлежащем порядке. Министр доложил: в школах — порядок. Только 270 учреждений образования ждут капитального ремонта. Средства на это есть. Все сделают. А затем ежегодно по десять процентов школ будут ремонтировать. Обязательно создадут систему критериев для получения паспорта готовности. Просто и понятно, как и предлагала Минская область. Кстати, и с приемкой новых школ надо бы разобраться, ведь зачастую после того, как ленточка перерезана, работа над недоделками идет параллельно с учебным процессом.

Что касается строительства новых школ, то здесь подходы пересмотрят. Сначала надо укомплектовать старые. В регионах дорожка проторена — школьные автобусы. Столице тоже надо перенять этот опыт, а то в центре добротные школы полупустые, в «спальниках» — перегружены.

Высказался Президент и про помощь школам. Тема непопулярная. Рождает много инсинуаций. Но школа — второй дом для детей.

-7

«Министерство образования определенную колею прокладывает: новый опыт и прочее. Но губернаторы как-то в тени, но это ваша сфера. И вам там виднее. Колея обозначена на уровне Министерства образования, правительства — действуйте! Не министр должен ремонтировать вам школы, а вы это должны делать. Не министр должен возить детей. Принципиально принято решение, выделяем автобусы. Посмотрите, где эти автобусы используют», — поручил Президент.

-8

Условно заглянули в кастрюли школьных столовых. Есть ли хищения, какие современные подходы к питанию. Даже встал вопрос создания отдельной фабрики школьного питания. Президент предложил универсальное меню. Главное — не превращать школьные столовые в рестораны и корпоративные кафе.

-9

В общем, с домашним заданием в свой кабинет вернулся не только Андрей Иванец. Домашнее задание и у каждого из губернаторов. Экзамен пересдан. Но процесс учебы продолжается. Понятно, будут помарки. Но давайте уже без грубых ошибок, призывает Президент. И требует: без экспериментов.

Автор: Евгений Пустовой