Найти в Дзене
Люди PRO

Менты не верили сбежавшей из плена Тане, пока не спустились в погреб неприметного гаража. То, что было внутри, не на шутку напугало сыщиков

Оглавление

По утверждению психиатров, одно из самых страшных испытаний для человека – испытания неволей. История 20-го века предоставила для этого бесчисленные доказательства. Немалая часть человечества побывала в роли пленников в результате бесконечных войн, революции, междоусобиц и террора. Только через ужасы гитлеровских концлагерей, сталинского Гулага и полтавских застенков прошли десятки миллионов человек.

Не меньше людей побывало за решеткой, отбывая заслуженное наказание за совершенное преступление. Но во всех случаях большинство вернувшихся на свободу бывших узников рано или поздно предстояло столкнуться с серьезными психическими проблемами.

Еще в начале века основоположники психоанализа открыли, что в сознании бывших невольников происходят необратимые изменения, которые могут проявиться только через десятки лет. И совершенно нормальные люди могут превратиться в сухих дьяволов и маньяков. Могли ли они тогда предположить, какое невероятное подтверждение получит их теория в конце столетия в маленьком российском городке, затерявшемся в глубинах Кировской области?

Странные пропажи людей в тихом городе

21-го июля 1995-го года в районном суде города Вятские Поляны должно было состояться очередное заседание, но одна из обвиняемых – 36-летняя Татьяна Козикова, находившаяся под подпиской о невыезде, – на суд не явилась. Милиционер, прибывший по адресу Козиковой, застал заплаканную мать, которая сообщила, что ее дочь пять дней назад ушла из дома и до сих пор не вернулась.

Маловероятно, что она могла удариться в бега. За мелкое хищение грозил небольшой срок. Объявляя в розыск, в милиции обратили внимание, что это уже четвертое исчезновение людей за последние полгода.

До этого также неожиданно и бесследно пропали 35-летняя Татьяна Мельникова, 33-летняя Вера Толпаева и 37-летний Евгений Шишов. Для небольшого города это было явно многовато. Последующие полтора года в жизни Вятских Полян случалось разное, но люди больше не пропадали.

Но 21-го января 1997-го года поступает заявление об исчезновении 22-летний Ирины Ганюшкиной. Как и в предыдущих случаях, казалась, что бесследно.

Сбежавшая узница

21-го июля в районном управлении милиции был обычный рабочий день, когда в дежурной части появилась светловолосая девушка, которую поначалу никто и не признал, – пропавшая зимой Ирина Ганюшкина. Она стала рассказывать, что все это время находилась в каком-то вырытом под гаражом подземном бункере, где некий мужчина держит в ошейниках рабов, заставляя их на себя работать.

Милиционеры предложили девушки больше не смотреть фильмов ужасов и не мешать им работать. Но когда Ганюшкина стала перечислять людей, которые содержались там вместе с ней, ее стали слушать более внимательно. Услышав фамилии Козиковой, Мельниковой и Толпаевой, оперативники подняли розыскные материалы, и Ганюшкина немедленно опознала по имеющимся там фотографиям всех считавшихся пропавшими без вести людей.

Задержание владельца гаража

В свою очередь она показала фотографию владельца бункера – 44-летнего Александра Комина. К гаражному кооперативу «Идеал» выслали милицейский наряд. Через час у гаража №198 появился невысокий мужчина и стал открывать замок. Это был человек с фотографии, показанный Ганюшкиной. Комина задержали и потребовали немедленно открыть люк в подвал, но тот изобразил удивление, говоря, что это обычный погреб для картошки.

Ганюшкина предупредила оперативников, что лестница, ведущая в подземелье, находится под током. Тогда один из них пошел на хитрость, сказав, что сейчас полезет сам. Если его не станет, то за избавления от милиционера ему вышки не избежать.

Подействовало. Комин отключил ток. Оперативники спустились вниз и увидели то, что до них не видел, пожалуй, ни один страж порядка в этой стране.

Что опера увидели в подвале

На глубине 9-ти метров действительно находился бункер, за стальной дверью которого обнаружили двух женщин. Это были пропавшие более двух лет назад Татьяна Козикова и Татьяна Мельникова. На лицах обессилевших невольниц было вытатуировано слово «раб».

Женщин госпитализировали, надев на глаза повязки, чтобы они не ослепли от солнечного света, которого давно не видели. Пока они приходили в себя, Комин и арестованный днем позже его сообщник Александр Михеев начали давать первые показания.

Бригаде Кировский областной прокуратуры, приступившей к расследованию этого невероятного дела, еще только предстояло узнать его чудовищные подробности.

Заключенный выстраивает четкий план

Александр Комин родился в Вятских Полянах в 1953-м году. Обычное детство. В 18 лет он отправляется на три года в тюрьму за хулиганство. Там и произошло то, что спустя 20 лет сыграет роковую роль в его судьбе.

На зоне была швейная фабрика, где Комин получил первые уроки ударного труда. В результате он так прикипел к любимой работе, что после освобождения даже закончил техникум по специальности портной. Но в небольшом городе его призвание реализовать были непросто. Пришлось работать сторожем, разнорабочим, электриком. Хотя желание стать первым вятским кутюрье никогда не покидало Комина.

Но еще больше его терзала другая мысль: там же, на зоне, он был поражен рассказом одного заключенного, который был осужден за то, что держал в подвале своего дома в заточении нескольких бомжей. Они подделывали для него иконы, которые в то время хорошо продавались на черном рынке. Но больше всего его потрясло, как выглядел тот зек. Комин впервые увидел человека, который познал, что такое неограниченная власть над людьми, и захотел испытать то же самое.

Помощник для подземелья

В советскую эпоху, учитывая опыт своего солагерника, он рисковать не стал. Но когда система рухнула, и стало возможным все, что заблагорассудится, Комин решил действовать.

Для начала нужен был надежный партнер. И он нашелся. Однажды, работая ночным сторожем, он обратился с деловым предложением к своему напарнику Александру Михееву.

«Он сказал, что в его подвале уже немного вырыто. "Если ты мне поможешь, сделаем площадь, будем сажать огурцы и сдавать в рестораны, кафе. И круглый год у нас будет стабильная зарплата"», – Александр Михеев.

Но внизу работать будут не они. Поэтому Комин сразу дает Михееву задания на будущее.

«Найти рабов бомжей привезти или кого угодно заманить, чтобы они работали», – Александр Михеев.

Почти четыре года компаньоны рыли подземный бункер, где оборудовали несколько помещений: провели электричество, вентиляцию, сделали лебедку, выполняющую роль лифта. И к началу 95-го года подземная тюрьма была готова принять первых гостей.

Но Комин не хотел ограничиваться карьерой огуречного короля, ведь у него была куда более интересная профессия. И он решает устроить здесь швейную фабрику. Покупает электрические машинки, материалы. Он не забыл, как сам сидел за швейной машинкой под бдительным присмотром лагерной охраны. Теперь ему не терпелось оказаться на их месте.

Первая рабыня

Начались поиски будущих рабов. Лучше всего, чтобы это были одинокие люди, еще лучше – молодые женщины, идеально – портнихи. Комин с Михеевым ходили по городу, шарились по рынку, вокзалу, но пока безуспешно. Вечером 13-го января Михееву повезло. Возле школы №3 на улице Гагарина он встретил некую Веру Толпаеву и пригласил ее встретить Старый Новый Год в гостях у одного хорошего человека.

Та, к счастью, не удивилась, почему вдруг в гараже. Там, в специально оборудованной комнате, в зале приемов, как называл ее Комин, Толпаеву напоили водкой с заранее подмешанным снотворным. Так в жизни Александра Николаевича Комина начался новый период период осуществления его самой заветной мечты.

Неудачный рабочий

По началу Толпаева была примерной узницей. С ней Комин вполне удовлетворял свои властные амбиции. Но шить она не умела, а учиться не хотела. Тогда Комин спросил, не знает ли она в городе какую-нибудь портниху. Толпаева знала и порекомендовала ему Татьяну Мельникову.

Ее адрес она точно не помнила, и Комин отправился на поиски. На Пароходной улице он неожиданно встречает еще одного своего солагерника – Николая Малых, который по совершенно невероятному совпадению оказывается сожителем Мельниковой.

«Сегодня говорит, я встретил друга. Мы с ним вместе сидели. Человек очень хороший, непьющий, работящий», – Татьяна Мельникова, потерпевшая.

Пришлось приглашать в гараж обоих, где вновь зал приемов, водка со снотворным, и вскоре новые узники были в бункере. Но еще по дороге в гараж Комин понял, что Малых, зная законы зоны, никогда не будет на него работать.

Выход был один. План избавления от неожиданного свидетеля у подельников созрел быстро. Полусонного Мылых грузят на сани и вывозят в поле. Там они раздевают его, оставляют при 20-градусном морозе за стогом соломы. Лишь две недели спустя случайные прохожие обнаруживают его тело. Расчет Комина был точным. У милиции подозрений не возникло: бывший зек выпил лишнего, заблудился, заснул и замерз.

На фото: город Вятские Поляны, Кировская область
На фото: город Вятские Поляны, Кировская область

Не пригодился надзирателю и подписал себе приговор

А тем временем подземный кооператив начал свою деятельность. Мельникова шила халаты и трусы, которые Комин сбывал в городе на рынках и предприятиях. Параллельно продолжалось строительство бункера, где Толпаева была подсобным рабочим. Но здесь нужна была мужская сила, и Комин решил заполучить узника для земляных работ.

21-го марта 1991-го года у магазина на улице Урицкого Комин с Михеевым примечают крепкого, но явно пьющего мужика, и предлагают ему выпить с ними в одном замечательном месте. 37-летний Евгений Шишов с радостью согласился и сам спустился в подземелье. Приняв дозу знаменитого коктейля, он очнулся лишь утром в ошейнике на стальном тросе и самыми натуральными кандалами на ногах.

Но пользы от Шишова на строительстве было немного. Когда Комин стал выяснять, что Шишов умеет делать, тот на свою беду признался, что он, как и Комин, электрик четвертого разряда. И тем самым вынес себе приговор. Он мог разобраться в хитроумных электрических коммуникациях бункера, обесточить лестницу, открыв узникам путь на волю.

Комин выбирает для коллегии профессиональную казнь, изготовив электрический стул собственной конструкции. Комин великодушно дает выкурить несчастному последнюю сигарету, после чего заставляет женщин приступить к исполнению приговора. Выключателей неспроста было два: обе узницы должны были сыграть роль палача. Мельникова отказалась, и тогда Толпаева сама, воткнув штепсель в розетку, нажала оба выключателя.

Ночью тело Шишова поднимают на лебедке наверх, отвозят в лес и закапывают. Но жизнь в бункере продолжается. Более того, продукция швейного кооператива неплохо расходится в городе. Но одна Мельникова не могла удовлетворить возросший аппетит Комина. Нужны были еще швеи. И тогда подземному надзирателю приход в голову очередная гениальная мысль.

Уважаемые читатели, мы не можем уместить эту длинную историю в одну статью. Завтра – 29.09 в 19:00 – на нашем канале выйдет продолжение.

❗️ Подпишитесь на канал, чтобы точно не пропустить развязку этого запутанного дела!

👍 Ставьте лайки, чтобы мы увидели, что история заслуживает продолжения.