Найти тему
А ну-ка, бабушки!

Помог себе, поможет и другим: как бывший афганец стал профессиональным психологом и что больше всего заботит его в наше непростое время

Геннадий Николаевич Лукин - боевой офицер, прошедший  Афганистан
Геннадий Николаевич Лукин - боевой офицер, прошедший Афганистан

В 77 лет можно было бы уже успокоиться и спокойно жить для себя и близких, но тогда это был бы совсем другой человек. Геннадий Николаевич Лукин - боевой офицер, прошедший Афганистан. Сняв офицерскую портупею, освоил новую профессию - психолога. Является одним из авторов учебно-практического курса "Культура здоровья". Когда-то сам пережил ПТСР, теперь хочет помогать тем, кто прошел СВО или живет на прифронтовой территории. Понимает, что решить их проблемы исключительно с помощью психиатрии, как предписано приказом Минздрава РФ, невозможно.

"Только вперёд и выше!"

Это жизненный девиз Геннадия Николаевича, который хорошо помнит 50-е гг. Его дедушка, папа и мама воевали на фронтах Великой Отечественной. Мальчишкой он наблюдал, как проходили застолья, какие пелись песни и сколько слёз было пролито по погибшим. Это не помешало ему пойти в военную авиацию и стать вертолетчиком. Хотелось летать.

Во время Афганской войны (1979-1989 гг.) вертолетный полк, в котором он служил, директивой Министра обороны направили на замену в Джелалабад в 40 км от недружественного Пакистана. Ротация тогда проводилась довольно четко, чтобы как можно больше лётного состава приобрело боевой опыт.

У врачебно-летной комиссии были более жёсткие требования, поэтому Геннадий Николаевич мог оказаться среди тех, кто не был допущен к опасной командировке. Но на тот момент он уже был капитаном, начальником штаба эскадрильи. Ему показалось неправильным, что безусые 20-летние пацаны отправятся воевать в составе ОКСВА, а он скажет: "Я старый, больной, не посылайте меня..."

В Афганистане полк пробыл год. Аэродром постоянно подвергался минометным обстрелам. Однажды за одну ночь было сброшено 300 мин. Обшивку некоторых вертолётов посекло осколками, погибли ребята-срочники из технико-эксплуатационной части полка. Они не совершали боевых вылетов и не выходили за пределы аэродрома, но... случилось прямое попадание в их землянку. Таковы превратности войны.

Полк же все равно называли счастливым. За год вертолетчики потеряли всего 2 экипажа - 6 человек. Но самое сложное началось потом. Все эти некомпенсированные страхи, переживания и подавленные эмоции настигли бывших афганцев уже в мирной жизни. Геннадий Николаевич помнит, как через несколько лет из Петербурга, где он остановился с семьёй по окончании службы, поехал на Новый год в Белоруссию к своим боевым друзьям. Встретились пять здоровых мужиков и всю новогоднюю ночь... плакали.

Авторская программа Геннадия Николаевича защищена патентом
Авторская программа Геннадия Николаевича защищена патентом

Бывшие афганцы приспосабливались к мирной жизни, как могли. Одни в лихие 90-е пошли по кривой дорожке, другие ударились в пьянство. А кто-то просто не хотел больше жить. Геннадий Николаевич не скрывает - в его жизни в те годы появился алкоголь. Но он справился. Выйдя в отставку в Санкт-Петербурге, где застала его служба, вынужден был начинать с нуля, искать новую профессию. На фоне возникших проблем со здоровьем.

Всё изменило выступление по радио Мирзакарима Норбекова. Геннадий Николаевич поверил в его методику психосоматической саморегуляции человека и дал себе слово найти автора и подружиться. Сказал - сделал. Вскоре бывший офицер попал на занятия Норбекова и еще больше убедился в правильности подхода своего учителя.

Геннадий Николаевич стал первым учеником Норбекова, который открыл собственный центр в Петербурге и получил медицинскую лицензию. И хотя он и сам начал проводить занятия в группах, ему всегда хотелось изучать и анализировать свою деятельность, найти ей научное обоснование. А для этого требовалось специальное образование. И он его получил. В 58 лет. Окончив психологический факультет Самарского государственного университета.

Самара - малая родина Геннадия Николаевича, куда он захотел вернуться. Но уже не один, а с одной из своих учениц, которая стала его женой и коллегой. Даже вуз они заканчивали вместе. А потом работали над авторской программой учебно-практического курса "Культура здоровья".

Мирзакарим Норбеков и таблица, которой пользуется Геннадий Лукин, работая над улучшением зрения
Мирзакарим Норбеков и таблица, которой пользуется Геннадий Лукин, работая над улучшением зрения

СВО изменило планы

Геннадий Николаевич реализовывает свою программу в регионе более 20 лет. Имеет положительные рецензии солидных вузов и ученых Самары. Его универсальный комплекс (блок физических упражнений, блок работы с органами зрения, блок медитативных практик, направленных на тренировку органов чувств и эмоциональной сферы) за 8 дней занятий творит чудеса. Это помогает справиться с психосоматикой, проблемами в отношениях и не только.

Лукину уже не надо никому ничего доказывать. Есть опыт, большая практика, результаты. Решил он и собственные проблемы со здоровьем. В том числе со зрением. В 1997 году носил очки для чтения с диоптриями +2,5. Сегодня, в свои 77, прекрасно обходится без них.

СВО заставила его вернуться к проблеме ПТСР. Он понимает, что скоро домой вернутся тысячи мужчин, побывавших на линии соприкосновения. И вернутся совсем другими. Недавно в отпуск приходил его родственник. До мобилизации был спокойный, "не раскочегаришь", а теперь мать говорит о нём: "Порох!" Начнутся проблемы и у тех, кто живет в прифронтовой зоне. Многие сегодня внутренне собраны, но настоящий страх начнёт накрывать в условиях мирной жизни. И им потребуется реальная помощь. Нужно подготовить специалистов, способных ее оказывать.

Сегодня по приказу Минздрава это отдано на откуп психиатрии. Но разве можно силами только врачей-психиатров и психотерапевтов дойти до каждого? Люди должны понимать: отправив на СВО мужа, брата, сына, они получат назад совсем другого человека. И вряд ли им будет легко найти с ним общий язык.

Необходимо дойти до каждого
Необходимо дойти до каждого

Сегодня Геннадий Николаевич делает все, чтобы создать совместный проект с Государственным Фондом "Защитники Отечества" по адаптации участников СВО и их семей, а также подготовке нужного количества специалистов. От всей души желаю ему удачи. И завидую. Его активности, неравнодушию и... жизненному девизу.

Спасибо, что дочитали до конца, пишите своё мнение в комментариях, жмите палец вверх и обязательно подписывайтесь на канал "А ну-ка, бабушки!"

Уважаемые читатели! На канале создана подборка "Людские судьбы", где рассказывается о жизни людей, которые живут среди нас, не мелькают на экранах, но на плечах которых держалась и держится наша страна. Чтобы посмотреть все статьи в подборке, жмите тут.

Всем хорошего дня, Виктория Самарская