Найти тему

Найдены загадочные следы...

Сегодня в России 98 млн человек зарегистрированы в социальных сетях, ежедневно в сеть выкладываются 14 млн фотографий. 64,4% мирового населения имеют доступ в интернет. Не пора ли посмотреть, какой цифровой след вы уже оставили о себе в сети, и как этот след может повлиять на вашу жизнь?

Что такое “цифровой след”?

Так называют информацию, которую можно контролировать. Контроль может быть полным или частичным, но пользователь всё же влияет на этот процесс. К цифровому следу относится информация, которую о своих пользователях собирает Google, геотеги, которые оставляет пользователь для фотографий, сами снимки, личная информация из социальных сетей, данные триангуляции пользователя смартфона, полученные сотовыми операторами, данные, которые пользователь оставляет при использовании банковских услуг, включая получение кредита, открытие счёта, запрос на получение кредитной карты и т. п.

Онлайн-покупки:

  • совершение покупок на сайтах электронной коммерции;
  • подписка на купоны;
  • загрузка и использование приложений для покупок;
  • подписка на рассылку новостей бренда.

Социальные медиа:

  • использование социальных сетей;
  • вход на другие веб-сайты с использованием учётной записи социальной сети;
  • использование дейтинговых сайтов и приложений;
  • репосты прочитанных статей и информации.

Чтение новостей:

  • подписка на новостные издания в интернете;
  • просмотр статей в новостном приложении;
  • подписка на информационные рассылки.

Что такое цифровая тень?

«Цифровая тень» - менее известный термин. Это информация, распространение которой человек никак не контролирует. В качестве примера можно привести видеонаблюдение внутри здания или на улице. Человек просто проходит мимо, даже не зная о наличии камеры, а она записывает изображение. И об этом сам человек ничего не знает или знает, но не в состоянии повлиять на процесс видеосъёмки. Публикация этих данных в открытом доступе в некоторых случаях может привести к негативным для зафиксированного на изображении человека последствиям.

Еще пример цифровой тени - создание “цифровой личности” пользователя сети алгоритмами коммерческих компаний. Используя персональные данные пользователя, которые тот сам оставляет в сети, например, при регистрации в онлайн-магазине, компании используют их для анализа и создания списка предпочтений пользователя. Далее ему показывается персонализированная витрина товаров, персонализированная реклама и т.п. Если введение личных данных пользователь может контролировать, то создание “цифровой личности” алгоритмами - уже нет.

Чем опасны цифровой след и цифровая тень?

Сбор информации сервисами и корпорациями неизбежен, если вы не готовы отказаться от смартфона и ноутбука, но сам по себе он не несёт опасности. Однако заработать серьёзные проблемы уже в реальной, а не в виртуальной жизни можно, если относиться к этому факту слишком беспечно. Вот несколько наиболее опасных ситуаций:

  • раскрытие чувствительной информации о себе (например, о состоянии здоровья, совершённых покупках, посещённых сайтах и др.);
  • успешное мошенничество с последующим получением доступа к личному кабинету банка/данным банковской карты и кражей накоплений/оформлением кредитов;
  • оформление займов в микрофинансовых организациях;
  • проведение незаконных сделок с недвижимостью;
  • совершение действий от вашего лица (например, направление сообщений вашим друзьям, создание профиля и общение от вашего имени на сайтах знакомств, форумах и др.);
  • использование полученной о вас информации с целью запугивания, вымогательства денежных средств и принуждения к действию.

На основе открытой информации из соцсетей, баз данных, купленных на чёрном рынке, и других источников киберпреступники подготавливают персонализированные атаки и действуют порой настолько умело и убедительно, что их влиянию поддаются даже продвинутые пользователи, которые хорошо знакомы с киберугрозами, включая фишинг и социальную инженерию.

Как быть?

Что можно предпринять для того, чтобы по возможности сокращать количество информации о себе в интернете? Уменьшить цифровой след возможно. Это помогут сделать как ваши действия, направленные на обеспечение безопасности в интернете, так и технические приспособления.

  1. Проверьте, что интернет уже знает о вас. Введите ФИО или псевдоним в поисковик — так вы поймете, что в первую очередь видят люди, которые пытаются узнавать о вас что-то в сети.
  2. Также можно оценить, какой рекламный портрет для персонализированной рекламы уже сложился у вас. Туда входят возраст, пол и основные увлечения, которые записываются на основе активности в сети. Эта функция, к примеру, есть у Гугла — ознакомиться с ней можно на специальной странице (myadcenter.google.com)
  3. Уменьшите количество источников информации о вас. Если вы перестали пользоваться старыми аккаунтами в соцсетях или бросили сидеть на древнем форуме, лучше удалить там посты и профили. Если такой функции нет, обратитесь к администраторам площадки. Вашим аргументом станет закон, который заработал в марте 2021 года. Согласно ему, любые данные из соцсетей считаются общедоступными персональными данными — вы вправе требовать остановить их распространение.
  4. Проверьте настройки конфиденциальности. Большинство соцсетей позволяют регулировать приватность страницы: полностью скрыть ее из интернета, сделать доступной только друзьям или публиковать отдельные посты для определенных людей. Такие настройки есть, например, во «Вконтакте» или «Твиттере», а для удобства существует функция предпросмотра.
  5. Используйте браузер, который заботится о вашей конфиденциальности, а именно тот, что отклоняет сторонние файлы Cookie. Например, Safari и Firefox делают это по умолчанию. Посмотреть, что браузеры заблокировали для вас, можно в отчете о конфиденциальности.