Одним из наиболее развитых фракийских племен, насколько мы можем судить, были эдоны. О былом их могуществе свидетельствуют отрывочные факты позднейшей традиции. Страбон, видимо следуя за Гекатеем, сообщает, что эдоны представляли собой союз трех племен: мигдонов, ситонов/сидонов и одонов (Strab. VII, frg. 11; Steph. Byz. 197.16). О том, что до македонского завоевания эдонам принадлежала Мигдония, говорит Фукидид (Thuc. II, 99, 4). Название «Ситония» носил один из трех «пальцев» Халкидского полуострова, что указывает на то, что, по крайней мере, часть этого полуострова, а не только лежащая к северу Мигдония, была эдонской. Мифологическая традиция связывает с эдонами также Крестонию, где протекает река Эхедор, которая звалась прежде Эдоном область Крусиду на побережье Фермейского залива, бистонов и одомантов (КИДМ. Т. III. Ч. 3: 332). Наконец, о. Фасос прежде назывался Одоном (Delev 2007: 85-106). Таким образом, в эпоху наивысшего своего могущества границы Эдонского племенного союза охватывали значительную территорию от реки Эхедор и Фермейского залива до устья реки Нест, включая о. Фасос и Халкидику. Мифы называют целый ряд эдонских царей и героев (Михайлов 1972: 317-353; Фол 1972: 39-67). В более позднее время свидетельством могущества эдонов служат датируемые приблизительно в пределах 520 – 465 гг. серебряные монеты царя Геты. Этот царь эдонов был первым правителем на Балканах, помещавшим на деньгах свое имя и греческий титул «басилей» (Тачева 2006: 35). Эдонский племенной союз, возможно включавший когда-то также бисальтов и одомантов (Strabo.VIIfr. 36), вероятно распался под напором пеонов (КИДМ. Т. III. Ч. 3: 330-332).
Из сведений, которые предоставляет нам Геродот, можно сделать вывод, что наиболее успешным и масштабным в VI в. до н.э. был процесс объединения племен вокруг пеонского племенного союза. Накануне персидского завоевания пеоны доминировали на фракийских землях к западу от Неста. Под их контролем находились обширные территории. Уже у Гомера пеоны тесно связаны с рекой Аксием, в нижнем течении которого располагалась их крепость Амидон (Hom. Il. II, 845; XVI, 285). Об этой южной части Пеонии сообщает также Фукидид (Thuc. II, 99, 4). Коренные земли пеонов располагались на восточном берегу верхнего течения Вардара (Аксия) и на реке Брегальница, примерно соответствуя территории совр. республики Северная Македония (о пеонах: Petrova 1999; Merker 1965: 35 ff.). На западе и севере они граничили с племенами Верхней Македонии и иллирийцами (Strabo. VII, V, I). Восточные пределы пеонов простирались вдоль Стримона (Thuc. II, 96, 3). В годы Греко-персидских войн пеонийскими считались также племена, живущие между Нижним Стримоном и Нестом до горы Пангей на юге (Hdt. V, 16; Hdt. VII, 113). У нас нет указаний на то, что эдонские земли в междуречье Стримона и Неста когда-либо находились под контролем пеонов, что указывает на то, что здесь эдоны сохранили независимость, однако пеоны отняли у них Мигдонию и Крестонию (Strabо. 7, frg. 11). Очерченными границами аппетиты пеонов не ограничивались. «Отец истории» сообщает о нападении пеонов на Перинф, крупный греческий полис на северном побережье Мраморного моря (Hdt. V, 1-2). Следовательно, как минимум эгейское побережье Фракии до устья р. Гебр находилось в сфере влияния, если не прямого господства пеонов. К концу VI в. пеоны осуществили первую попытку создания «империи», охватывающей обширную часть севера Балканского полуострова.
Приблизительно к тому же времени относится создание еще одного крупного политического объединения во Фракии – Македонского царства. Относительно подробно описал его создание Фукидид (Thuc. II, 99). Хотя, значительная часть македонских завоеваний относится уже к V в., часть этих приобретений (Пиерия, Боттиея, Эордея, Анфем) должно относить к более раннему времени (Борза 2013: 158). Из этого описания видно, что македоняне действовали не так, как пеоны. Если последние расширяли свою гегемонию, подчиняя своему влиянию соседние племена, то македонская экспансия была нацелена на захват пригодной для сельского хозяйства земли. Под предводительством своих царей, македоняне изгоняли из перечисленных областей местных жителей или переселяли их. В результате, к концу VI в. Македония представляла собой гораздо более устойчивое политическое объединение с сильной царской властью.
Именно этот период, по нашему мнению, характеризовал Геродот, когда писал: «Будь фракийцы только единодушны и под властью одного владыки, то, я думаю, они были бы непобедимы и куда могущественнее всех народов. Но так как они никогда не могли прийти к единодушию, то в этом-то и коренилась их слабость» (Hdt. V, 3). Эта характеристика мало соответствует временам самого «отца истории», но в полной мере отражают ту ситуацию, которая сложилась во Фракии накануне вторжения персов. Борьба племен друг с другом привела к созданию племенных союзов, занимающих огромные территории по меркам древнегреческих полисов. В ряде случаев, как мы видели, можно говорить о превращении племенных союзов в ранние государства. Без сомнения, те же процессы проходили и во внутренних районах Фракии. В бассейне рек Марицы и Тунджи в роли объединителя выступал племенной союз одрисов.
(Текст статьи приводится с небольшими изменениями по публикации: Анисимов К.А. ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШНИЕ АСПЕКТЫ ОБРАЗОВАНИЯ ОДРИССКОГО ЦАРСТВА И ПРОБЛЕМА ЛОКАЛИЗАЦИИ ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ ПЛЕМЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ ОДРИСОВ // Исторический формат. №4. 2020. С. 98-114).