Приблизительно во второй четверти VI в. на юго-востоке проявляли активность фракийцы – апсинтии. Геродот сообщает об их вторжениях на Херсонес Фракийский, где проживало племя долонков (Hdt. VI, 34). В годы, когда у власти в Афинах находился тиран Писистрат, долонки терпели поражение в войне со с апсинтиями. Не имея возможности самостоятельно защитить себя, долонки по совету Дельфийского оракула пригласили править ими афинского аристократа Мильтиада Старшего из рода Филаидов. Мильтиад в сопровождении множества колонистов прибыл на полуостров, оградив его от вторжений апсинтиев стеной. Так как Мильтиад поддерживал дружеские отношения с лидийским царем Крезом (Hdt. VI, 37-38), его призвание долонками следует относить либо к первой, либо ко второй тирании Писистрата (Суриков 2005: 299). Он стал основателем династии тиранов, правивших Херсонесом на протяжении около полувека (Златковская 1971: 203 и далее).
Из текста Геродота следует, что апсинтии были ближайшими соседями херсонесских долонков на севере от полуострова. В более позднее время эту территорию занимали кены, но из других источников мы знаем, что апсинтии проживали на берегах Гебра и реки Мелас, иначе называвшейся Апсинт, что город Энос в устье Гебра находился на землях аписнтиев, что само это племя в более поздние времена получило название корпилов (Strabo. VII, fr. 58) Военно-административная область, стратегия, Корпилика находилась в I-II вв. н.э. к западу от Кеники (Ptol. III, XI, 6). Из Геродота и Арриана мы знаем, что в V-IV вв., во время похода Ксеркса на Элладу и похода Александра Великого в Азию, на побережье Меласского залива между устьем Гебра и Херсонесом Фракийским располагались земли племени петов, Петика (Hdt. VII, 110; Arr. Anab. I. 11, 4). Таким образом, можно сделать вывод, что в конце VI в. апсинтии представляли собой обширный союз племен, включавший территории корпилов, петов и кенов (П. Делев ошибочно, на наш взгляд, отождествляет апсинтиев с меландитами (Делев 2010: 96-111)). По нашему мнению, с этим племенным союзом необходимо связывать «царя фракийцев» Олора. Геродот ограничился лишь тем, что сообщил о браке Мильтиада Младшего, только что утвердившего свою власть над Херсонесом, с дочерью «царя фракийцев» Олора Гигесипилой (Hdt. VI, 39). «Отец истории» перечисляет это событие в числе мер Мильтиада по укреплению своей власти: убийство правителей отдельных поселений, создание отряда из 500 наемников, брак с дочерью Олора. В связи с этим высказывались разные мнения по поводу происхождения этого фракийского правителя, достаточно могущественного и влиятельного для того, чтобы обеспечить стабильность правления Мильтиада (подробнее: Златковская 1971: 120-122, 208; Порожанов 2011: 146-149). Учитывая, что союз с Олором должен был, очевидно, держать в страхе потенциальных противников Мильтиада, его владения должны были быть относительно недалеко от Фракийского Херсонеса. В непосредственной близи от полуострова находились племена апсинтиев, война с которыми подтолкнула долонков отдать власть Филаидам.
Еще одно крупное объединение племен сложилось в Западных Родопах. По мнению некоторых историков (до недавнего времени, в том числе автору этих строк) Гекатею и Геродоту оно было известно под именем сатров (Hdt. VII, 110-112). Однако, уже Фукидиду в этом же регионе известны дии (Thuc. II, 96, 2). Более поздние авторы знают только могущественных бессов (Polyb. XXIII. 8). У Геродота бессы – род сатров, которому принадлежало знаменитое святилище Диониса с оракулом, аналогичным Дельфийскому (Hdt. VII, 111). Можно предположить, что череда имен отражает борьбу отдельных племен и родов за политическое руководство в племенном объединении вокруг святилища Диониса (Делев 2002: 14-15). В пользу этого свидетельствует тот факт, что после разгрома римлянами бессов вновь всплывает имя диев, участвующих в одном из антиримских восстаний (Tac. Ann. III, 38). Аналогичным образом мы можем объяснить изменения наименований и в других фракийских регионах, например смену имени апсинтиев на корпилов (Делев 2010: 96-111). Впрочем, сам Геродот помещает сатров, все же, на горе Пангей, а не в Родопах.
В Северной Фракии ключевую роль играли племена гетов. Геты занимали обширные районы Добруджи и прилегающие территории Нижнедунайской равнины, а также осваивали Левобережье Дуная (о гетах: Фол, Спиридонов 1983: 96-98; Ткачук 1999: 276). Геродот, описывая столкновение гетов с персами, называет их «самыми храбрыми и честными» среди фракийцев (Hdt. IV, 93). Фукидид (Thuc. II, 96, 2) подчеркивает сходство их одежды и вооружения со скифскими. Несмотря на воинственный настрой и доблесть, геты ничего не смогли противопоставить персидской военной машине. Они были побеждены, судя по всему, достаточно быстро, вынуждены были признать власть персов и присоединиться к армии Дария в походе против скифов (Hdt. IV, 97). Очевидно, что под именем гетов скрывается целый ряд более мелких племенных образований. Характерно, что Геродот ничего не говорит о контактах персов с крупными племенами кробизов и теридзов, о существовании которых он был осведомлен и даже называет в другом месте названия рек, текущих из земли кробизов (Hdt. IV, 49). Между тем, персы просто не могли миновать их на пути к Дунаю. Логично предположить, что на тот момент кробизы и теридзы входили в число гетов, выступивших против войска Дария.
(Текст статьи приводится с небольшими изменениями по публикации: Анисимов К.А. ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШНИЕ АСПЕКТЫ ОБРАЗОВАНИЯ ОДРИССКОГО ЦАРСТВА И ПРОБЛЕМА ЛОКАЛИЗАЦИИ ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ ПЛЕМЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ ОДРИСОВ // Исторический формат. №4. 2020. С. 98-114).