Не успела Россия ввести ограничения на экспорт дизеля и бензина, как у кого-то рухнул мирок, в котором в Европе из российской нефти производят топливо отличного качества, а отечественные машины заправляются не пойми чем, получаемым на российских НПЗ. Ну да ладно, речь сегодня не о них. Решение РФ временно запретить экспорт бензина и дизельного топлива потрясло мировые рынки, особенно европейский. Цены на нем тут же начали расти. И это удивительно, ведь не так давно Европа заявила, что не зависит от российского топлива. Почему же запрет на его экспорт привел к таким последствиям на «независимом» Западе?
«Независимая» зависимость
Еще весной этого года глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен во время совместной пресс-конференции с немецким канцлером Олафом Шольцем с гордостью объявила:
«Зависимость Европы от поставок российских нефти и газа сегодня уже в прошлом».
А что на самом деле? На деле всё не так оптимистично. Так, по данным Федерального статистического управления ФРГ (Destatis) поставки нефтепродуктов из Индии в Германию в январе–июле 2023 года в денежном выражении выросли до 451 млн евро — это в 12,2 раза больше показателя за аналогичный период прошлого года.
Но ЕС не понимает, что это те же российские нефтепродукты, только по ценам выше. В 2022 году Россия нарастила экспорт нефти в Индию по сравнению с 2021 годом, представьте себе, в 19 раз. Поэтому и индийский экспорт нефтепродуктов в Германию вырос на 1127%, с €37 млн за январь–июль 2022 года до €451 млн за тот же период 2023 года.
В 2022 году Россия поставила в Германию 22,4 млн тонн нефти, при годовом потреблении немецкой экономики 92 млн тонн. В прошлом году страны Евросоюза импортировали российскую сырую нефть и нефтепродукты на €70,8 млрд (на €48,3 млрд и €22,6 млрд соответственно). Общий импорт этих продуктов в Евросоюз составил €251,6 млрд, то есть Россия обеспечила в этом объеме более 28%, следует из базы данных Eurostat.
Временная мера
РФ для стабилизации цен на внутреннем рынке временно ограничила экспорт дизельного топлива и бензина. И это неспроста: решение принято из-за «серых» экспортных схем. Так, за полгода 2023 года экспорт бензина вырос на 30% по сравнению с 2022 годом и составил 3,5 млн тонн, причем производство осталось практически на уровне прошлого года.
А тут еще уборочные работы на селе — спрос на топливо растет. Как итог, к 17 сентября в России цена бензина выросла на 9,3% с начала года, дизеля — на 9,5%. Такой рост превысил в 2 раза темп инфляции.
Важно отметить, что запрет на экспорт дизеля и бензина — временная мера, которая не затронет поставки в страны Евразийского экономического союза, а также в Абхазию и Южную Осетию.
Реакция Запада
Как результат, цены на дизельное топливо в Европе выросли сразу на 5%, превысив $1000 за тонну. И, скорее всего, этот рост продолжится. Конечно, на Западе отреагировали на это неоднозначно.
«Россия запретила экспорт дизельного топлива и бензина, поскольку цены на сырую нефть выросли до 100 долларов за баррель. Это вызывает опасения, что Москва использует поставки нефти в качестве оружия в ответ на западные санкции», — считает Financial Times.
Пребывая в энергетическом шоке, Европа сама загнала себя в капкан. Но что странно, она до сих пор этого не понимает и продолжает винить Россию во всех неудачах.
«Так как Россия является одним из крупнейших в мире поставщиков дизельного топлива и ведущим производителем нефти. Экспорт сырой нефти уже был сокращен в рамках соглашения с Саудовской Аравией и более широкой группой ОПЕК+, что способствовало 30-процентному скачку цен на нефть с июня. Это стало серьёзным ударом по ЕС. Россия хочет причинить боль Европе и США и повторяет сценарий с газом на нефтяном рынке в преддверии зимних месяцев — они показывают, что не закончили использовать свою власть над энергетическими рынками», — цитирует Financial Times директора по глобальным энергетическим и природным ресурсам в консалтинговой компании Eurasia Group Хеннинга Глойстейна.
Топливные санкции в помощь
Освободившиеся объемы выпали в одночасье с мирового рынка. А судя по тому, где скаканули цены, можно сказать, куда эти объемы топлива экспортировались, пусть и не напрямую.
Очевидно, что дефицит на внутреннем рынке Россия успешно ликвидирует, но сколько на это потребуется времени и каких высот за это время достигнет Запад в плане цен на топливо — это большой вопрос. С другой стороны, Россия решила всего лишь соблюсти европейские санкции.
«Это будет полный запрет на импорт нефти из РФ, доставляемой по морю и по трубопроводам, неочищенной и очищенной нефти», — заявила глава ЕК Урсула фон дер Ляйен.
Вот уж действительно, современная Европа мыслит двойными стандартами. И, лишив себя прямых поставок российских нефтепродуктов, будет и дальше покупать у Китая, Индии и других стран, которые резко нарастили поставки нефти из России. Причем покупать втридорога.
Но дело не хитрое. В тумане 17 тыс. санкций могли и забыть, что можно, а что нельзя. Но вот незадача: Россия всё помнит. И возобновлять экспорт будет постепенно. Вот есть Бразилия, которая всегда покупала топливо в США, в последний год начала покупать у России — вот ей можно разрешить. Китаю можно, Корее можно, а Японии и Европе нельзя. Ну а что, кризис на дворе, а бензин вещь дефицитная, на всех не хватит.
А почему Корее? Так они с Японией давние конкуренты, и частенько кидают друг на друга недобрые взгляды. А тут можно подлить бензина с дизелем в их высокие отношения, давая одному конкурентное преимущество. А с островов пусть смотрят на проплывающие мимо сухогрузы с чёрной завистью.
📌Мы много сил вкладываем в качество статей, поддержите нас лайком и комментарием, если вам это нравится
Читайте также:
Материал создан при поддержке проекта SFERA