Найти тему
1,7K подписчиков

Две версии фильма "Doom" (2005)

4,5K прочитали
Первые слухи о том, что в Голливуде собираются экранизировать эту культовую компьютерную игру появились ещё в середине 90-х, после оглушительного успеха второй части серии - "Doom II" (1994).

Первые слухи о том, что в Голливуде собираются экранизировать эту культовую компьютерную игру появились ещё в середине 90-х, после оглушительного успеха второй части серии - "Doom II" (1994). Первой голливудской студией, которая приобрела права на экранизацию была Universal, но ей так и не удалось запустить фильм в производство. Затем права были куплены компанией Sony Pictures, планировавшей запустить его в производство на своей студии Columbia/Tristar, но и у них ничего не получилось. А затем в апреле 1999 произошло вызвавшее большой общественный резонанс массовое убийство в школе Колумбайн, в котором, в том числе обвиняли, и жестокость современных видеоигр, так что киношники решили повременить пока с экранизацией, а права вернулись к компании, которая разработала игру - id Software.

Всё это время вокруг этой экранизации ходило множество слухов, основными источниками которых были в основном фанаты игры, частенько выдававшие желаемое за действительное. Одно время поговаривали, что проектом заинтересовался Джеймс Кэмерон, а в главной роли снимется Брюс Кэмпбелл. Затем, появилась информация, что студия Universal ведет переговоры с постановщиком "Охотников за приведениями" (Ghostbusters, 1984) Айваном Рейтманом, а на главную роль с высокой вероятностью может быть утверждён Арнольд Шварценеггер. Затем вроде бы велись переговоры со Сильвестром Сталлоне, у которого в то время был контракт со студией Universal на три фильма. Но всё это так и осталось слухами и домыслами.

Лоренцо Ди Бонавентура и Джон Уэллс
Лоренцо Ди Бонавентура и Джон Уэллс

В более-менее активную фазу разработка экранизации вошла в 2001 году, когда права на экранизацию приобрел независимый продюсер Лоренцо Ди Бонавентура, которого убедил в том, что это стоящий проект, его приятель продюсер и большой фанат игры Джон Уэллс. Id Software устроила продюсерам частный показ готовых материалов находившейся тогда в разработке третьей части игры, продемонстрировав её кинематографический потенциал, и предложила им права на экранизацию за символическую плату, но с одним условием - если по истечении 18 месяцев (по некоторым источникам 12 или 15) у них не будет сценария и даты запуска фильма в производство, то права возвращаются обратно к id.

Ди Бонавентура, как бывший топ-менеджер студии Warner Brothers, на счету которого были такие хиты как "Матрица" и "Гарри Поттер", изначально предложил именно ей взять под своё крыло этот проект. Однако спустя оговоренный промежуток времени фильм так и не был запущен в производство и права на его экранизацию вновь оказались у Universal, которая в этот раз уже была настроена решительно. В июле 2004 года должен был состояться релиз третьей части игры, и студия хотела выпустить фильм в прокат, пока ещё не уляжется ажиотаж.

Первоначальный вариант сценария был написан ещё в 2003 году, когда проектом занималась Warner Brothers. Его автором стал Дэйв Каллахэм, который всего несколько лет назад окончил Мичиганский университет и переехал в Голливуд, мечтая стать сценаристом. И один из его сценариев, который позже превратиться в фильм "Всадники апокалипсиса" (Horsemen, 2008), как-то попался на глаза Ди Бонавентуре, и он нашёл его очень интересным. Продюсер, предварительно уточнив любит ли он играть в видеоигры и в частности в Doom и получив утвердительный ответ, предложил Каллахэму в течении недели набросать свои идеи к его будущей экранизации и представить их ему и руководству студии

Дэйв Каллахэм
Дэйв Каллахэм

"Я прихожу на эту встречу, - делился позже своими впечатлениями сценарист, - а там сидят вроде бы три руководителя Warner Bros. в огромной комнате за столом для совещаний в Warner Bros. Мне казалось, что я просто вроде как делюсь какими-то своим идеями, никто ни о чём меня не спрашивал. Так что я просто выложил всё как есть. Я подумал, что так и надо было поступить. Потом они позвали меня в ту комнату и сказали: «Отлично, нам это нравится. Мы отменяем все остальные наши встречи.»"

Каллахэм приступил к работе взяв за основу сюжет игры "Doom 3", подробностями которого с ним поделилась id Software, и через несколько месяцев представил продюсерам результат. Сценарий Каллахэма их в принципе полностью устроил, за исключением того, что он существенно выходил за рамки планируемого бюджета, который составлял $60-70 млн. Чтобы исправить это Ди Бонавентура пригласил опытного сценариста Уэсли Стрика (Мыс страха, 1991), с которым несколько лет назад они работали вместе над так и не состоявшимся кинокомиксом Тима Бёртона "Супермен жив" (Superman Lives) с Николасом Кейджем в главной роли.

Уэсли Стрик
Уэсли Стрик

"Мне это было совсем неинтересно”, - рассказывал Стрик. - Просто потому, что я ничего не знал об этой игре. Но у меня есть двое сыновей, и они были подростками, так что они были просто в восторге. Они уговорили меня взяться за него и были просто без ума от идеи, что их отец будет работать над этим фильмом."

В оригинальном сценарии Каллахэма морпехи несколько раз проходили через портал на Марс, чтобы перегруппироваться и с новыми силами вернуться в бой, что показалось Стрику излишним и он предложил сделать это всего один раз. Также он предложил существенно сократить количество и разнообразие появляющихся в кадре монстров, среди которых изначально были и канонические Cacodemon и Arch-Vile. Также Стрик существенно переработал все сцены с морпехами, сделав их более аутентичными, для чего ему пришлось изучить немало соответствующей информации.

Когда Стрик соглашался на эту работу, фильм всё ещё находился в ведении Warner Brothers, в качестве постановщика у него был закреплён ирландский постановщик Эдна МакКэллион, который привлёк к себе внимание серией ярких рекламных роликов слабоалкогольных напитков компании Metz и музыкальным видеоклипом на песню "Deep" для группы Nine Inch Nails. И этот фильм должен был стать его дебютом в Голливуде. Однако вскоре МакКэллион без официальных объяснений покинул проект, а студия заявила, что это были причины "личного характера". К слову режиссёр всё-таки снял позже свой голливудский дебют - малобюджетный телевизионный фильм ужасов "Бей и беги" (Hit and Run, 2009) для MGM, получивший резко отрицательную критику и выпущенный сразу на DVD. На том голливудская карьера ирландца и закончилась.

После этого проект отошёл уже к Universal и на должность постановщика она решила пригласить известного оператора Анджея Бартковяка (Скорость, Адвокат дьявола), который в начале нулевых начал свою режиссёрскую карьеру, сняв несколько эффектных боевиков - "Ромео должен умереть" (Romeo Must Die, 2000) и "От колыбели до могилы" (Cradle 2 the Grave, 2003) с Джетом Ли и "Сквозные ранения" (Exit Wounds, 2001) со Стивеном Сигалом.

Бартковяк, по его словам, пришёл за шесть недель до назначенной даты начала съёмок, которую никто переносить не собирался. За это время ему пришлось отредактировать под себя сценарий, внести коррективы в декорации, подобрать гардероб и решить многие другие вопросы. К счастью, большинство изменений пришлось на касались только дизайна, который существовал ещё только на бумаге, так что студии удалось избежать существенных трат.

На главную роль продюсеры изначально подумывали пригласить Арнольда Шварценеггера, однако он в тот момент поставил свою актёрскую карьеру на паузу, став в 2003 году губернатором штата Калифорния. Следующим кандидатом был Вин Дизель, но отказался от этого предложения. Тогда продюсеры обратились к недавно начавшему свою актёрскую карьеру Дуэйну Джонсону, в прошлом популярного рестлера более известного как Скала (The Rock).

Джонсон после того как прочитал сценарий, заявил, что ему больше хочется сыграть персонажа сержанта Эшера Махонина, по прозвищу "Сержант" (Sarge). Продюсеры не стали особо возражать и на главную роль взяли новозеландца Карла Урбана, ставшего внезапно очень популярным после небольшой роли одного из военачальников Рохана по имени Эомер в последних двух фильмах трилогии Питера Джексона "Властелин колец". Главную женскую роль исполнила британка Розамунд Пайк - Миранда Фрост из юбилейного 20-го фильма о Джеймсе Бонде "Умри, но не сейчас" (Die Another Day, 2002).

Съёмки, как и было запланировано стартовали 18 октября 2004 года, в Чехии на пражской киностудии Баррандов. Все практические эффекты для фильма делала компания легендарного Стэна Уинстона, а за создание визуальных эффектов отвечал Джон Фархат (Маска, 1994). На подготовку самой эффектной сцены фильмы снятой, как и в игре, от первого лица у съёмочной группы ушло около трёх месяцев и ещё 14 дней было потрачено на её съёмки. Последний день съёмочного периода пришёлся на 28 января 2005 года.

Изначально студия подумывала снять фильм с "детским" рейтингом PG-13, но, когда информация об этом просочилась в интернет, фанаты подняли такой шум, что продюсеры быстро опровергли эту информацию, заявив, что фильм выйдет со "взрослым" рейтингом "R".

На съёмочной площадке
На съёмочной площадке

Премьерный показ фильма состоялся 17 октября 2005 года в Лос-Анджелесе, а 21 октября он вышел и в широкий прокат во всех кинотеатрах страны. Учитывая, что игра "Doom 3", принесла своим создателям огромную по меркам игровой индустрии прибыль, создатели фильма рассчитывали на не менее успешный прокат своего творения, даже не смотря на далеко не лестные отзывы от критиков, увидевших фильм на предварительном показе. Однако собрав в первый уик-энд около $15 млн., что было немного меньше, чем предсказывали аналитики, которые рассчитывали на сумму в районе $18-20 млн., на вторую неделю фильм резко просел, собрав около $4 млн., а итоговый результат составил всего $28,2 млн. Ещё $30,5 млн. принёс международный прокат, доведя общую сумму до $58,7 млн., что не покрывало даже относительно скромный производственный бюджет.

Отзывы критиков, как уже и упоминалось чуть выше, тоже были крайне разочаровывающими - на Rotten Tomatoes у фильма более, чем скромные 18% свежести на основании 137 рецензий. Его ругали за слабый сюжет и отсутствие оригинальности, выделяя в лучшую сторону только эффектный эпизод, снятый от первого лица, который, правда, больше имел отношение к компьютерным играм, чем к художественному фильму.

А вот где, как оказалось, фильм ждал успех, так это на малых экранах. 7 февраля 2006 года состоялась его премьера на доживавших свой век видеокассетах формата VHS, не пользовавшимся большой популярностью дисках формата UMD для PSP и DVD. Чуть позже, 26 апреля того же года, он вышел и высоком разрешении на дисках формата HD DVD. Чтобы повысить шансы на успешные продажи студия на DVD и HD DVD дисках выпустила фильм с обнадёживающей надписью "расширенная версия без цензуры". Эта версия была длиннее "театральной" приблизительно на 8 минут и была единственной на носителях в этих форматах. Расчёт оказался верным и продажи только на DVD дисках и только за первые четыре недели принесли создателям около $25 млн. прибыли. 10 февраля 2009 года фильм вышел и в формате Blu-Ray также в "расширенной" версии, а 9 августа 2022 года в таком же виде вышло и его издание в формате 4К UltraHD.

Отличия версии фильма "расширенной без цензуры" от "театральной"
(продолжительность "театральной" версии (ТВ) - 01:44:40,
продолжительность версии "расширенной без цензуры" (РВБ) - 01:52:44).

1. После того как взлетает вертолёт с морпехами, добавлена сцена внутри вертолёта.
Портман, обращаясь к Пацану: "Знаешь, Малыш, это забавно. Пару дней назад я спрашивал Сержанта насчёт какой-нибудь тёлочки. А на следующий день он привел тебя в команду.
" (You know, Kid, it's funny. A couple of days ago I asked Sarge for a little pussy. The next day he brought you onto the team.)
Услышав Портмана, вмешивается Жнец: "Не давай мне повода, Портман. Никто по тебе скучать не будет."
(Don't give me an excuse, Portman. No one here will miss you.)
Сержант начинает инструктаж и подходит к монитору: "Парни, внимание. Вот что, что мы получили от Simcon. На введён карантин. Они отправили это сообщение, когда исследовательская группа перестала отвечать на любые сообщения."
(Men, look in. This is what we got from Simcon. We have a quarantine situation on Olduvai. They sent this message when the research team stopped responding to all communications.)
Грешник тихо переспрашивает: "Олдувай?" (Olduvai?)
Сержант включает монитор, на котором человек в белом халате начинает говорить: "Это доктор Кармак, Отдел секретных исследований, Олдувай, идентификационный номер 6627, у нас был прорыв 5-го уровня. Немедленно применяйте карантинные процедуры. Я повторяю. Это доктор Кармак, Отдел секретных исследований, Олдувай, идентификационный номер 6627, у нас был прорыв 5-го уровня. Немедленно применяйте карантинные процедуры."
(This is Dr. Carmack, Classifild Research, Olduvai, ID 6627 We've had a Level 5 breach. Implement quarantine procedures immediately. I repeat. This is Dr. Carmack, Classifild Research, Olduvai, ID 6627 We've had a Level 5 breach. Implement quarantine procedures immediately.)
Сержант продолжает: "UAC заблокировал лабораторию, парни. Нам нужно попасть туда, найти исследовательскую группу, устранить угрозу и обезопасить объект."
(UAC have shut down the lab, men. We need to go up there, locate the team eliminate the threat and secure the facility.)
Малыш: "Какую угрозу?"
(What threat?)
Дюк: "Это будет примерно так: если это пытается тебя убить - это угроза."
(It goes like this, see: If it's trying to kill you, it's a threat.)
Сержант проходит мимо отряда, по пути взъерошивая волосы Малышу.
(время ВРБ - 00:07:28, продолжительность - 72 секунды)

2. Добавлен короткий кадр, в котором показаны телепортировавшиеся отдельно от тела ноги доктора Пензеровски. (время ВРБ - 00:12:53, продолжительность - 2 секунды)

3. Добавлена сцена, в которой Малыш и Разрушитель обследуют одно из помещений станции, оторвавший газовый шланг пугает Малыша и тот начинает стрелять из автомата. Услышавший стрельбу Сержант по радиосвязи приказывает: "Все группы, немедленный доклад." (All units report contact.), и через пару секунд его голос уже за кадром повторяет: "Чёрт побери! Все группы, немедленный доклад." (God damm it! All units report contact.) (время ВРБ - 00:22:22, продолжительность - 52 секунды)

4. Добавлена сцена, в которой Малыш и Портман осматривают раздевалку и обнаруживают там стоящую к ним спиной обнажённую девушку, что-то держащую в руках. Портман, увидев её произносит: "Блин." (Shit.), и поворачиваясь к Малышу, шёпотом добавляет: "Есть на свете Бог." (There is a God). Они, не спеша, к ней подходят и Малыш, прочистив горло произносит: "Мэм." (Ma'am.). Девушка замирает, Портман с презрением смотрит на Малыша, но тот ещё раз произносит: "Прошу прощения, мэм." (Excuse me, ma'am). Девушка резко оборачивается и бросается на них с ножницами, которыми ковырялась в обрубке своей руки. Портман и Малыш расстреливают её из автоматов. Они видят кровавую надпись на шкафчиках для одежды: "Страдай." (Suffer.). Портман по радиосвязи докладывает: "Сержант, думаю мы обнаружили остальную часть той руки." (Sarge, I think we found the rest of that arm.). (время ВРБ - 00:31:08, продолжительность - 72 секунды)

5. Добавлена продолжительная сцена, в которой Саманта в присутствии Дюка делает вскрытие одного из монстров. Саманта случайно роняет фонарик в рот монстра, ругается: "Блин." (Shit.) и зовёт Дюка на помощь: "Дюк, подержи его открытым." (Duke. Hold this open.), и видя, что он не решается добавляет: "Не будь размазнёй." (Don't be a wuss.). Она достаёт фонарик и продолжает вскрытие, в процессе между ними завязывается диалог.
Дюк: "Немного напряжённые у вас со Жнецом отношения?" (Little tension between you and Reaper?)
Саманта: "У нас просто разошлись пути. Зачем было талантливому студенту всё бросать и вступать в ГБР."
(We just went our separate ways. Why does a talent student throw it all away and join the RRTS.)
Дюк: "И каким он был, типа, раньше?"
(So, what was he like before?)
Саманта: "Кто, Джон?" (Who, John.)
Дюк: "Ага." (Yeah.)
Саманта: "Чуткий, ранимый." (Empathetic, sensitive.)
Дюк: "Не очень-то легко представить Жнеца ранимым." (It's kind of hard for me to imagine Reaper as sensitive.)
Саманта: "Я знала Жнеца ещё до всей этой «упал и отжался 50 раз, уу-ха» фигни."
(I knew Reaper before all the "drop down and give me 50, woo-ha" stuff.)
Дюк: "Да? Правильно «хуа»."
(Yeah? Well it's hua)
Саманта, смеясь: "Хуа?"
(Hua?)
Дюк: "Да."
(Yeah.)
Саманта: "У тебя есть семья?"
(Do you have a family?)
Дюк: "У меня есть Разрушитель. Понимаешь, мы выросли вместе."
(I have Destroyer. You know, we grew up together.)
Саманта: "Знаешь, Дюк, готова поспорить, в тебе скрыто большое сердце."
(You know, Duke, I bet secretly you have a big heart.)
Дюк: "Правд? И это не единственная большая штука, которая во мне сокрыта."
(O, yeah? And that's not the only secret big thing I got.)
Саманта: "Немного заржавевшая, да?" (Little rusty, huh?)
Дюк: "О, дамочка, ты даже не представляешь. Прямо сейчас заняться со мной сексом - это практически твой гражданский долг."
(Oh, lady, you have no idea. Right now, having sex with me is practically your civic duty.)
Тут Саманта ломает скальпель и произносит: "Сейчас мне нужна мощная пила для костей. [непереводимая игра слов, bone-saw на слэнге имеет сексуальное значение]"
(I need a power bone saw.)
Дюк: "Мощную пилу для костей? Девочка, я ждал тебя всю свою жизнь."
(A power bone saw? Girl, I've been waiting on you my whole life.)
Саманта: "Такая есть в процедурной. Вниз по коридору и налево через наностену."
(There's one in the procedure room. Down the corridor on the left through the nanowall.)
Дюк: "Через наностену? Хорошо, понял. Для тебя я принесу, потому что ты симпатичная."
(Through the nanowall? All right, I got it. It's cool. For you I got it,'cause you're pretty.)
Саманта: "Клёво."
(Cool.)
Дюк: "Я бы не сделал такого для мужика, понимаешь."
(I wouldn't do it for a dude, you know.)
Саманта: "Ну иди."
(Off you go.)
(время ВРБ - 00:47:52, продолжительность - 122 секунды)

6. Добавлена сцена, в которой Сержант находит валяющийся на полу миниган Разрушителя. Затем по радиосвязи он спрашивает: "Разрушитель, Портман, где вы чёрт возьми?" (Destroyer, Portman, where the hell are you?). (время ВРБ - 01:05:19, продолжительность - 12 секунд)

7. Следом добавлена сцена с Портманом в туалете. Он отсоединяет магазин от своего автомата, видит, что он пустой и ругается: "Блин." (Shit.). Достаёт новый, пытается его пристегнуть к автомату, но роняет его. Магазин отлетает и Портман опускается на пол и ползёт за ним под туалетными кабинками. (время ВРБ - 01:05:31, продолжительность - 39 секунд)

8. Через несколько секунд, добавлено продолжение сцены с ползущим под туалетными кабинками Портманом. Проползая под последней, он цепляется подсумком за перегородку кабины, но, освободившись, хватает заветный магазин и с улыбкой присоединяет его к автомату. (время ВРБ - 01:06:30, продолжительность - 36 секунд)

9. Добавлена сцена, в которой Сержант и Малыш, после того как они разделились с Дюком, попадают в помещение, где группа мутантов доедают чьи-то останки, и они вместе из своего оружия расстреливают их. (время ВРБ - 01:19:29, продолжительность - 30 секунд)

10. В сцене, когда Жнец пытается связаться по радиосвязи с Сержантом добавлено несколько кадров. Сначала сержант его не слышит, поскольку отстреливает нападающих на него мутантов, но Жнец пытается до него докричаться: "Сержант. Сержант, ответьте. Вы меня слышите? Ответьте, Сержант. Вы меня слышите? Приём. Сержант, ответьте, вы меня слышите." (Sarge. Sarge, come in. Do you copy? Come in, Sarge. Do you read me? Over. Sarge, come in, do you copy.). Наконец, разобравшись с последним мутантом, Сержант отвечает: "Чётко и ясно." (Loud and clear.). (время ВРБ - 01:20:10, продолжительность - 21 секунда)

11. В эпизоде, снятым от первого лица, добавлен кадр, на котором огромный мутант сначала открывает дверь, а затем нападает на Жнеца. (время ВРБ - 01:31:07, продолжительность - 4 секунды)

12. В этом же эпизоде чуть позже, добавлен кадр, на котором Жнец перепрыгивает бегущих к нему мутантов, прежде чем расстрелять их со спины. (время ВРБ - 01:31:31, продолжительность - 6 секунд)

13. Снова в этом же эпизоде чуть позже, добавлен кадр, на котором мутант с бензопилой появляется сначала вдалеке. Жнец начинает в него стрелять, но у него заканчиваются патроны, он перезаряжает своё оружие, перепрыгивает мутанта и разворачивается, далее версии снова совпадают. (время ВРБ - 01:32:40, продолжительность - 14 секунд)

14. Ещё одно очень короткое изменение в этом эпизоде. После того, жнец устанавливает мину, добавлен кадр, на котором он переводит взгляд с мины на сбросившего его с лестницы монстра. В "театральной" версии кадр сразу с мины обрезан до монстра. (время ВРБ - 01:33:12, продолжительность - 1 секунда)

15. И последний добавленный кадр в этом эпизоде - мутант, в которого превратился Пинки, корчится чуть дольше, после того как Жнец бензопилой перепиливает ему хребет. (время ВРБ - 01:34:40, продолжительность - 1 секунда)

Первые слухи о том, что в Голливуде собираются экранизировать эту культовую компьютерную игру появились ещё в середине 90-х, после оглушительного успеха второй части серии - "Doom II" (1994).-26

В целом как, мне показалось, все добавленные сцены были ранее удалены, только для того, чтобы сделать этот фильм более динамичным, никаких цензурных правок я в них не увидел. А вернули их обратно только с целью повысить его продажи на физических носителях. В настоящее время в сети в основном доступна только эта "расширенная версия без цензуры", "театральную" можно отыскать только на нашем стареньком лицензионном DVD, но там фильм записан в таком отвратительном качестве, что я сомневаюсь, что кому захочется его смотреть. Хотя вполне возможно, что и в каталогах современных отечественных онлайн-кинотеатров фильм записан именно в "театральной" версии.