Найти тему

"Художник должен уметь мыслить цветом". Осенние акварели Гавриила Малыша.

Оглавление

Ради эксперимента попросила поисковик выдать картинки по запросу «осенние акварели». И хлынул на меня с монитора ниагарский водопад разных оттенков желтого. «Хм…, - подумала я, - но ведь бывает и иначе. Стоит, пожалуй, рассказать о другом акварельном взгляде на осень».

Давайте взглянем на фиолетовые, сиреневые, жемчужные осенние акварели советского художника с чудесной ласковой восточнославянской фамилией Малыш.

Гавриил Малыш. Осенние туманы. 50х65 см. 1988 год.
Гавриил Малыш. Осенние туманы. 50х65 см. 1988 год.

Несколько строк о биографии художника

Гавриил Кондратьевич Малыш родился в большой крестьянской семье под Екатеринославом (ныне Днепропетровск). Отец – садовник, мать занималась домашним хозяйством. Гавриил Кондратьевич с детства интересовался рисованием и после простой сельской школы поступил в Одесский художественный институт.

После окончания института он отправился на работу в Ленинград и жил в этом городе всю жизнь. Первая его должность - ведущий художник в Государственном Ленинградском музее реконструкции сельского хозяйства, который располагался в самом центре, в Соляном городке.

В годы блокады художник не уехал из города, рисовал агитплакаты и панно.

После войны он принят кандидатом в Союз Художников, но в 1952 году исключен за «формализм и безыдейность». Понятно, что это были годы соцреализма, но из нашего времени понимаешь, какой это дар: видеть причину для живописи во всем, что тебя окружает. Он же не ищет красивых «локаций», как сейчас модно говорить, пишет обычный Ленинград и область, Валдай, Псковскую область, терриконы Донбаса и…происходит чудо. Немножко избитая фраза «красота в глазах смотрящего», но в этом случае лучше не скажешь.

Лишь через пять лет его все же принимают в Союз. Он много пишет, участвует в выставках, руководит отделением акварелистов.

После того, как художник ушел из жизни, его супруга передала большую коллекцию его работ в Музей городской скульптуры Санкт-Петербурга.

-2

Подобрать каждому акварельному листу свое звучание

Меня очень заинтересовала фотография мастера за работой, где он работает над большим листом, а между пальцами левой руки зажато множество кистей. Словно дирижёр, снятый на длинной выдержке, который руководит оркестром цвета в стремлении к гармонии.

Поинтересовалась специально: у многих его работ указаны размеры, близкие к формату А0. Это, на минуточку, квадратный метр. Как-то пробовала писать на таком листе: держать во внимании, контролировать течение воды и пигментов на такой плоскости довольно сложно.

Гавриил Малыш. Русский лес. 46х61 см. 1957 год.
Гавриил Малыш. Русский лес. 46х61 см. 1957 год.

По воспоминаниям близких художник на натуре делал лишь небольшие карандашные зарисовки, заметки о цветовой гамме пейзажа. А акварели писал уже в мастерской, по памяти, по-сырому. К каждому листу подбирал свою цветовую гамму. Добивался, точности по тону и цвету каждого касания кисти. Не повторялся в живописных приемах, находил новые. Есть в таком подходе что-то музыкальное: как композитор из известных гамм сочиняет новую прекрасную мелодию. Вот как он сам говорил: «живопись и музыка во многом родственны; как композитор слышит музыку, ее ритм, так и художник должен иметь внутренний слух – чувствовать цвет и его ритм, то есть уметь мыслить цветом».

Давайте полюбуемся несколькими работами художника, удивимся их нежной симфонической музыкальности. И в каждом листе - своя гамма, своя мелодия.

И как о музыке сложно рассказывать словами, так и об акварелях Г.Малыша лучше не разговаривать, а разглядывать их близко: как перетекают друг в друга пигменты, как направляет водяные потоки кисть художника, как стихия становится ей подвластна.

Как привычные взгляду пейзажи становятся вдруг волшебной картиной

Гавриил Малыш. Осенний туман. 72х101 см. 1991 год.
Гавриил Малыш. Осенний туман. 72х101 см. 1991 год.
Гавриил Малыш. Валдайская возвышенность. 73х102 см. 1987 год.
Гавриил Малыш. Валдайская возвышенность. 73х102 см. 1987 год.
Гавриил Малыш. Лесное озеро. 49х62 см. 1991 год.
Гавриил Малыш. Лесное озеро. 49х62 см. 1991 год.
Гавриил Малыш. И снова осень. 73х101 см. 1981 год.
Гавриил Малыш. И снова осень. 73х101 см. 1981 год.

Гавриил Малыш. Утро в Сиверской. 1989 год. 72х100 см
Гавриил Малыш. Утро в Сиверской. 1989 год. 72х100 см

Все репродукции картин Г. Малыша взяты с ознакомительными целями из открытых источников в сети Интернет.