Найти тему
Альпина нон-фикшн

Почему в Египте вместе с царем хоронили его слуг

В Древнем Египте рубежа IV–III тысячелетий до нашей эры отправляли слуг вместе с усопшим властителем в иной мир. Но со временем египтяне отказались от реальных человеческих жертвоприношений — они стали брать с собой глиняные фигурки. В «Альпине нон-фикшн» выходит книга «Кровь и символы: История человеческих жертвоприношений» Олега Ивика. Под этим псевдонимом работают два автора — журналист Ольга Колобова и археолог Валерий Иванов. Публикуем отрывок из их лекции в Переделкино.

Валерий Иванов: Египетские правители носили титул царей Верхнего и Нижнего Египта. Была традиция строить две гробницы для царя.

Две гробницы было и у царицы Мерьет-нейт. В одной из этих гробниц, в Верхнем Египте, в Абидосе, с ней был похоронен 41 человек. Видимо, прислуга. Неподалеку от гробницы был дополнительный «ремесленный квартал», где похоронили 77 человек.

В гробнице в Нижнем Египте, в Саккаре, тоже был «ремесленный квартал», который лучше сохранился. Ученым удалось определить специальности ремесленников, они были разными — от кузнецов и ткачей до кораблестроителей. Число погребенных точно выяснить не удалось, но там было достаточно много людей.

Ольга Колобова: В те времена египтяне не приносили человеческих жертв богам. Но усопшие властители забирали с собой людей. Однако есть основания думать, что все они могли уйти вполне добровольно.

Дело в том, что у египтян в древнее время загробное существование полагалось далеко не всем — только фараону и его ближайшим сподвижникам. Кому строили гробницу с разрешения фараона, тому полагалась вечность. Остальным клали с собой какой-нибудь горшок с кашей или лепешку, чтобы те взяли это в поход в загробный мир. Но в нем они не задерживались. Скорее всего, простому народу бессмертие не полагалось.

Тех, кого фараон брал с собой, ждала загробная жизнь. Кораблестроители и кузнецы знали, что уйдут за Мерьет-нейт, но в загробном мире будут жить вечно. Не исключено, что они шли на это добровольно, потому что таков был единственный способ получить вечную жизнь.

Позже в загробном мире Египта произошли перемены — возник суд Осириса. Теперь загробная жизнь полагалась всем, кто сумеет доказать, что он был хорош на этом свете и сумел правильно ответить на все вопросы суда. Жертвоприношения к этому времени давно уже прекратились.

Валерий Иванов: Последние жертвоприношения при царских могилах зафиксированы на рубеже XXIX – XXVIII веков до нашей эры, это конец первой династии. На границе второй династии человеческих жертвоприношений уже нет, появляется другая система.

Ольга Колобова: В начале III тысячелетия до нашей эры египтяне отказались от реальных человеческих жертвоприношений. Людей не убивали, теперь фараоны стали с собой брать глиняные фигурки.

Людям, которых хоронили с первыми фараонами, иногда перебивали ноги. Может быть, кто-то все-таки не хотел идти в загробный мир. Или это делали, чтобы в бессмертии слуги не могли убежать от своего правителя.

Чуть позже, когда в гробницу стали класть глиняные фигурки, у них тоже часто бывали дефекты ног или ноги полностью отсутствовали: чтобы слуга на том свете не сбежал или не передумал служить. <...>

Потом появились росписи на стенах гробниц. Часто рисовали живых, реальных людей. Умирает фараон или кто-то из его приближенных, и на стенах гробниц, кроме разной снеди, полезных вещей, изображают его слуг, каждый подписан. Эти слуги продолжают жить, но когда они умрут, отправятся в загробный мир и будут служить фараону. Кроме того, служение могло начаться уже при жизни.

Египтяне считали, что у людей несколько душ: душа Ба, душа Ка, тень и имя считались душой… Человек мог жить и здравствовать, а какая-то из его душ через подписанное изображение могла проникать в загробный мир и служить фараону. Это одна из версий, ее высказал известный египтолог Андрей Большаков. Портретного сходства изображения на стене гробницы и реального человека художники не достигали и не стремились к этому. То есть тот факт, что это был конкретный слуга или носитель сандалий фараона, подтверждался подписью.

Поскольку другим египтянам в эти времена бессмертие еще не полагалось, то некоторые египтяне прокрадывались в гробницы, стирали написанное имя и писали свое имя. Это был сакральный акт. Тот, кто это делал, надеялся, что, когда он умрет, попадет в загробный мир в качестве носителя сандалий.

Но это все речь идет о слугах, которые египтянам должны были служить непосредственно: владыка умер — и надо, чтобы ему кто-то прислуживал.