Всем привет! Тема сегодняшнего выпуска – Аплифт. Технологический подъем, возвышение, прогрессорство – вариантов передачи термина много. Речь идет о процессе ускоренного развития, когда более продвинутые существа «подтягивают» или направляют прогресс менее развитых.
Как мы увидим, такое явление часто встречается в фантастике. Вовсе не всегда возвышение идет на пользу молодой цивилизации. Иногда от прогрессоров куда больше вреда. Мы поговорим о том, как менялось со временем представление о пути развития культуры, какие заметные произведения есть на эту тему, о нашей роли во Вселенной и о взаимоотношениях с другими формами разумной жизни.
Возвышение неразумных?
В научной фантастике аплифт — это развитие, трансформация, биологическая инженерия или эволюционное вмешательство одних разумных существ в развитие других.
Эти другие существа могут быть как неразумными, тогда мы говорим об ускоренном развитии. Или одна, высокоразвитая цивилизация, может поднимать на свой уровень другую, менее развитую. Тогда речь идет не столько о эволюции, сколько о передаче технологий.
Эту концепцию можно проследить от романа Герберта Уэллса «Остров доктора Моро», вышедшего в 1896 г., в котором ученый превращает животных в ужасающие пародии на людей с помощью операций и психологических мучений. Эти гибридные существа, известные как «Звериный народ», обладают как человеческими, так и животными характеристиками. Они подчиняются строгим правилам и методам модификации поведения. Люди-животные одержимо декламируют: «Разве мы не люди?»
«Остров доктора Моро» исследует темы научной этики, границы морали и последствия игры с природой. Уэллс поднимает вопросы о том, что значит быть человеком, об ответственности научного прогресса и об опасностях вмешательства в естественный ход вещей.
Можно упомянуть "Собачье сердце" Михаила Булгакова, где профессор биологии превращает бродячего пса в человека с помощью трансплантации гипофиза. Как мы помним, собачья природа все равно взяла в Шарикове верх, однако это не помешало ему успешно найти свое место в обществе.
Знаменитый фильм "Планета обезьян" привнес в концепцию Технологического подъема новые оттенки. В этом фильме обезьяны становятся разумными существами, сражаясь за свое место в мире.
Писатель Дэвид Брин заявлял, что его роман «Возвышение» был написана частично как ответ на «Планету обезьян» и подобные произведения. Для создания конфликта авторы исходили из предпосылки, что если мы наделим разумом «братьев наших меньших», то они обязательно проникнутся к нам ненавистью, восстанут и только и будут стремится захватить нашу планету (и наших женщин).
Напротив, в романе Дэвида Брина люди наделили сознанием и интеллектом дельфинов и шимпанзе. После этого возвышенные существа получили почти равные гражданские права, место в обществе. На космическом корабле, который находится в центре повествования второй книги, «Звездный прилив». Половина экипажа космонавтов, включая капитана, состоит из дельфинов и шимпанзе.
Однако люди скоро узнают, что в остальной вселенной дела обстоят совсем иначе.
Поднять тех, кто ниже
Мы подошли ко второму типу возвышения: когда высокоразвитая цивилизация сталкивается с другой, которая отстает от нее в технологическом и социальном развитии.
Что будет делать такой первооткрыватель?
Можно игнорировать «примитивных дикарей» до тех пор, пока они не выйдут в космос. Можно аккуратно и неспеша изучать и направлять такую цивилизацию, ускоряя ее развитие. Можно вообще их уничтожить, как будущих потенциальных соперников.
Но чаще всего в фантастике встречается такой сценарий: жестокие цивилизации-колонизаторы стремятся охватить как можно больше планет, чтобы превратить их обитателей в полностью зависимых от них клиентов. Конечно же, ни о каком гуманном прогрессорстве речь не идет: технологиями поделятся ровно настолько, сколько нужно для выполнения служебных функций. Космическим империалистам нужна дешевая рабочая сила, или рядовые солдаты в армию. Куда реже встречаются произведения, в которых браться по разуму будут осознано и мирно делиться культурными и технологическими достижениями, не имея друг к другу враждебных планов.
Значительная часть конфликта в книге «Возвышение» вращается вокруг разной политики Галактики и людей по отношению к своим клиентским расам. Обитатели галактики традиционно держат своих возвышенных «клиентов» в контракте длиной в сто тысячелетий, в течение которого «покровители» имеют обширные права и притязания на жизнь и рабочую силу клиентов.
Большинство рас вселенной в этом романе относится к своим клиентам плохо, используя их в качестве пушечного мяса или слуг. Некоторые активно вмешиваются в генетику своих подопечных, специально превращая их в оружие. Раса Нрклат превратила своих подопечных Карранк в живое горнодобывающее оборудование.
До первого контакта Карранк были существами типа кротов, жившими в мире, богатом металлами. Хозяева со звезд изменили их метаболизм, чтобы извлекать энергию из радиоактивных соединений. В конце концов Карранк освободились от контроля, но изменения в их физиологии и обществе оказались столь велики, что вся раса была признана безумной.
Во вселенной Масс Эффект, возвышение других рас встречается довольно часто. Волусы были возвышены как клиентская раса турианцев. Дреллы, находившиеся на грани вымирания, были переселены на родную планету Ханаров и стали их слугами. Элькоры были возвышены как клиентская раса азари. Но такая политика иногда приводила к неожиданным последствиям. Примерно за тысячелетие до событий первой игры саларианцы открыли расу кроганов, прирожденных воинов. На момент первого контакта кроганы пребывали в ядерном веке, и почти уничтожили родную планету в ходе бесконечных междуусобиц.
Саларианцы открыли кроганам доступ к космическим технологиям и стали набирать их как солдат для борьбы с агрессивными арахнидами рахни. После того, как была одержана победа, создатели сами испугались своего творения. Вышедшие в космос кроганы, с их живучестью, огромной скоростью размножения и культом войны оказались куда большей опасность. Совету рас пришлось применять против кроганов генетическое оружие, чтобы сократить численность агрессивной расы.
В космической стратегии Stellaris есть несколько вариантов того, как поступить, если обнаружить планету, разумные обитатели которой еще не развились до межзвездных перелетов. Можно поручить исследователям выполнять миссии «Просвещения», которые в конечном итоге превратят туземцев в отдельную звездную нацию-протекторат. В конечном итоге эту расу может стать союзником возвысившего их игрока. Этот подход довольно дорог, и может занять многие игровые годы, в зависимости от начального технического уровня туземцев.
Можно проводить секретные работы по генной адаптации, чтобы подготовить обитателей этого мира к прямой аннексии. Такая подготовка даже позволит получить временный бонус к лояльности туземцев.
Или можно пропустить эти сложности, и просто отправить наземные войска, чтобы завоевать планету. Это даст немедленный контроль над ней, но также и штраф за «культурный шок», когда местные жители насильственно и в краткие сроки окажутся заброшенными в космическую эру.
Культурный шок
Культурный шок – это термин, которым обозначают резкое и грубое столкновение с культурой или технологией, слишком отличающейся от привычной для живого существа
Мы знаем о таком явлении, даже не встретившись ни с одной инопланетной цивилизацией. Большая часть европейских Великих географических открытий и колонизации включала в себя множество войн, эксплуатации, культурной ассимиляции (в том числе принудительной) и даже геноцида коренных обитателей Азии, Африки, Австралии и Америки. Причем некоторые из этих «дикарей-туземцев», согласно современным представлениям, возможно, были более продвинутыми, чем казались европейцам. Просто на стороне колонизаторов был порох, сталь и пассионарность.
Именно по этой причине писатели-фантасты придумали концепцию оговорки о невмешательстве инопланетян. Считается, что в будущем люди извлекут уроки из ошибок прошлого и предпримут шаги, чтобы предотвратить конфликты и рабство при покорении космоса.
Конечно, такой подход о невмешательстве создает столько же проблем, сколько и решает. В какой именно момент цивилизация официально становится «достаточно зрелым», чтобы открыть ей секреты вселенной?
Означает ли невмешательство, что вы морально обязаны позволять целому виду страдать или умирать, потому что это их «естественное развитие»? А что делать, если «опекаемые» ищут внеземной разум и мечтают о контакте?
Есть один вопрос: как определить «нормальную эволюцию» или «здоровое развитие» культуры? Следует ли тянуть всех к звездам, даже если те не хотят этого? Если на какой-то планете общество кажется счастливым, но его социальное развитие «застопорилось», оправдывает ли это вмешательство, чтобы подтолкнуть развитие в правильном направлении? Вспомним роман Урсулы ле Гуин «Слово для леса и мира одно». Земляне прибывают на заросшую лесом планету, на которой туземное население живет на уровне общинно-племенного строя. Пришельцы готовы делиться технологиями в обмен на право добыч ресурсов, однако выясняют, что «дикарям» просто не нужны ни лекарства, ни синие джинсы, ни рок-н-ролл. Конечно же, дело заканчивается войной. Во многом повторяет этот конфликт фильм «Аватар» Джеймса Кемерона. Хотя земные ученые и открыли школу, чтобы учить местных детей математике и химии, в конечном итоге знания «небесных людей» были отвергнуты туземцами.
История знает немало примеров, когда необдуманный доступ к высоким технологиям вовсе не принес счастья.
Например, жители островов Полинезии в XIX веке с готовностью переняли британское оружие и транспорт. И тут же использовали их для завоевания и массовой резни в Новой Зеландии.
Большая часть помощи Африке в начале XXвека заключалась в поставке тракторов фермерам, которые до того момента использовали на полях деревянные плуги. Первоначально тракторы значительно повысили производительность труда, вызвав резкий рост населения. Однако, поскольку помощь не включала запчасти, бензин или техников, тракторы со временем ломались, и у фермеров Африки не было средств для их ремонта. В результате во многих странах Африки вспыхнул голод.
Прогрессоры
Если дать обществу охотников-собирателей энергетический лук, то скорее всего это приведет к кровавым междоусобным войнам за дары инопланетян. Если дать им устройство для клонирования, то их общество может рухнуть из-за перенаселения, экологической катастрофы и нехватки ресурсов.
Может быть, секрет в том, чтобы сперва поднять социальный уровень менее развитых существ?
Во вселенной Полдня братьев Стругацких описана практика прогрессорства, во многом схожая с возвышением. Целью вышедших в космос землян-коммунариев было превратить отсталые народы в равных себе.
Термин «прогрессор» был изобретён братьями Стругацкими для обозначения представителей высокоразвитых разумных рас, в чьи обязанности входит способствование научному развитию цивилизаций, находящихся на более низком технологическом уровне, повышая тем самым общий уровень жизни их представителей. Социальному подъему уделялось гораздо больше внимания, чем технологическому обмену. И если первые земные ученые действовали конспиративно, как наблюдатели, то позднее сотрудники института истории могли вмешиваться в события и направлять ход отдельных народов.
Впрочем, в более поздних романах Стругацких исследуется вопрос, этична ли подобная практика. Ведь возможно, что Странники, таинственные предтечи, также тайно применяют методики прогрессорства на самих людях.
Впервые эта тема поднимается в романе «Трудно быть богом». Настоящие прогрессоры в Мире Полудня появляются век спустя, в романах «Обитаемый остров», и «Парень из преисподней».
Действие книги разворачивается в будущем, на планете с гуманоидной цивилизацией, которая находится на уровне развития позднего Средневековья. На планете тайно присутствуют сотрудники земного Института экспериментальной истории, уже два десятилетия ведущие наблюдение за развитием цивилизации.
Землянам разрешено только собирать материалы для исторической теории. Вмешательство в события - их личная самодеятельность.
Самый известный диалог из книги – размышления землянина и местного ученого о роли высших сил в развитии планеты. «...Стоит ли лишать человечество его истории? Стоит ли подменять одно человечество другим? — Тогда, господи, сотри нас с лица земли и создай заново более совершенными… или еще лучше, оставь нас и дай нам идти своей дорогой.»
Знаем ли мы правильный путь?
Мы должны задуматься о том, насколько мы знаем, как правильно воспитывать и развивать другие отсталые народы. История научила нас, что наши представления о "правильности" и "развитости" могут изменяться со временем. Сто лет назад мы считали, что коренным жителям Америки необходимо учиться и жить как европейцам, чтобы вывести их из дикости. Сегодня мы извиняемся перед ними за нашу неправильную интервенцию в их культуру и стремимся к уважению и сохранению их уникальности.
Недавно Папа Римский Франциск принес извинения коренным народам Америки за роль католической церкви в школах-интернатах сто лет назад. Он признал страдания, пережитые индейцами, в том числе потерю культуры, родного языка и духовности, а также физическое и психологическое насилие. Тем не менее, раньше такие школы открывались как средство спасения для погрязших в дикости индейцев. «Убить индейца, чтобы спасти человека» — вот как назывался этот процесс.
Альтернативы аплифту
Кроме технологического или социального подъема, могут быть и другие сценарии первого контакта. Например, в мире мрачного далекого будущего Warhammer 40000 Империя Человечества решает проблему радикально: все ксеносы подлежат уничтожению. Когда какая-то планета населена формой жизни, не похожей на людей, следует истребить ее. Если ксеносы ниже по технологическому развитию – тем проще выполнить такую задачу. Если промедлить с уничтожением, последствия могут быть самыми негативными.
Например, империя Тау. Всего 6000 стандартных лет назад, в 35-м тысячелетии, исследовательский флот человечества обнаружил родную планету Тау. Тогда населявшие ее ксеносы были примитивным народом на уровне каменного века, только что освоившие огонь. Но стоило оставить их ненадолго – и тау очень быстро развились в космическую расу экспансионистов.
Возможно, что продвинутые космические цивилизации, приняли своего рода закон, запрещающий делиться технологиями с «низшими» существами. Это, кстати, одно из объяснений парадокса Ферми: вокруг нас полно инопланетян, но они не позволяют нам себя обнаружить, пока мы не достигнем определенного уровня развития или культуры.
Обычно условием для вступления в межзвездное общество является самостоятельное развитие космических кораблей или сверхсветовых путешествий или, по крайней мере, начало колонизации других планет родной системы.
Заключение
В итоге, технологический подъем — это интересная и сложная концепция, которая отражает наши надежды, этические дилеммы и возможные последствия воздействия на другие цивилизации. Она вдохновляет нас задуматься о нашей роли во Вселенной и о взаимоотношениях с другими формами разумной жизни.
А как вы думаете, другие инопланетные расы окажутся более развитыми, или более примитивными по сравнению с нами? Будет человечество догоняющим, или наоборот, мы станем учителями и повелителями инопланетян? Напишите в комментариях.
Канал «Феи / Роботы / Пришельцы» можно читать на Дзен, в Телеграме и ВКонтакте. Аудиоверсия подкаста доступна на сервисах Яндекс.Музыка, Apple Podcasts, Google Podcasts и в подкастах ВКонтакте. Видео-версию смотрите на канале YouTube.
Поддержать канал можно на сервисе Boosty по ссылке в описании.
Оставляйте комментарии и ставьте оценки. Не забудьте подписаться на канал, чтобы не пропустить новые выпуски. Скоро увидимся!