Найти в Дзене
*о забытом и ушедшем*

Способы оправдать себя в средневековой Европе

В прошлой статье я писал про то, как славяне могли смягчить наказание за преступление. В этой пишу о том, через что мог пройти обвиняемый, ради признания своей невиновности в средневековье.

Ещё в древней Месопотамии существовали ордалии. Это испытания, пройдя которые можно было доказать свою невиновность. Они были распространены на востоке (в Индии например) и в Европе (Польша, Испания, Англия и прочие государства). Практиковались такие испытания и на Руси, до и после крещения. Видов ордалий было достаточно много. Ордалии проходили при следующих обстоятельствах: обвинённый в преступлении отрицал свою вину или не хватало улик для его бесспорного обвинения. Он, чтобы оправдать себя должен был пройти некоторые испытания. Одним из самых популярных испытаний на Руси было испытание огнём. Обвинённый должен был держать в руках горящую палку или раскалённый металл определённое время (или отрицать свою вину определённое время). И если обвиняемый прошёл это испытание– то он признавался невиновным. Но если он отпустил раскалённую палку– значит врёт, значит виновен.

Славянское испытание огнём
Славянское испытание огнём

Так же было испытание водой, которое было тоже губительно. Обвиняемый и лучник входили в реку. Обвиняемый полностью погружался под воду и хватался за ноги лучника. Лучник выстреливал стрелой вдаль, а его помощник шёл за стрелой и должен был принести её лучнику. И пока он идёт за стрелой, а потом несёт её к лучнику– обвиняемый должен находиться под водой. И когда помощник принесёт стрелу, обвиняемый вынырнет и будет признан невиновным. Если вынырнул раньше– виновен. Нередки были случаи, когда обвиняемый захлёбывался под водой. А мог просто заплатить виру (штраф).

Было так же испытание с кипящей водой и кольцом. В сосуде с кипящей водой лежит кольцо. Обвиняемый должен был достать его и надеть на свой палец. Если он не смог взять его, или надеть, или продержать его на своём пальце должное количество времени– то он признавался виновным.

Ордалия с кольцом в Европе не отличалось от славянской вариации данного испытания
Ордалия с кольцом в Европе не отличалось от славянской вариации данного испытания

Славянские ордалии отличаются от вариаций других народов своей мягкостью (звучит смешно, но славянские ордалии действительно самые гуманные).

В Месопотамии, по законам Хаммурапи, обвиняемый погружался в реку и должен был в ней захлебнуться, чтобы доказать всем, что имел свою правоту. Если обвиняемый утопал– то с него снимались все обвинения и он раньше своего срока отправлялся к богам, что тогда считалось огромным плюсом (ибо смерть такая почётна, а попасть к богам было мечтой). А если не утопал– то его убивали и к богам после смерти он не попадал.

В Европе какое то время практиковалось испытание, которое заключалось в том, чтобы обвиняемый полностью погрузился в воду схватившись за ноги лучника (так же как и вышеперечисленное славянское испытание с водой). Оно отличалось от славянского тем, что если хоть одна часть тела обвиняемого всплывёт– то лучник выстреливал по ней. И если обвиняемый вынырнет раньше сказанного времени–значит признавался виновным. А если выдержит испытание– невиновен.

Также в Европе практиковалось ордалии с расплавленным металлом. На тело обвиняемого выливался расплавленный металл. По одним сведениям– обвинённый признавался невиновным когда метал начнёт твердеть, по другим сведениям– когда пройдёт определенное время или когда обвиняемый сделает определённое количество шагов. Виновным признаётся тогда, когда не выдерживает мук.

В Германии был один особой вид ордалий, который характеризовался следующим образом: рукам обвинённого наносились увечья, после чего руки перематывались. Если в течении недели руки хорошо заживали– значит бог на стороне обвиняемого. Обвинения снимались. Если заживали плохо–увы, но обвиняемый признавался виновным и подвергался казни.

Ордалии– это, по большей части, суд божественный в понимании народов того времени, после которого люди оставались сильно покалеченными. Если бог считал человека виновным– то не давал ему сил, тем самым обрекая человека на признание вины и дальнейшее наказание.

Эти испытания проходили несвободные люди, а свободные оправдывали себя словесно. Но на Руси были случаи ордалий со свободными (достаточно знатными) людьми. Некоторое подобие равности перед законом в славянском обществе того времени.

Ордалии со временем из испытания превратились в пытки и виды казней. А позже казни и вовсе исчезли.