Жанр: триллер, мистика, фильм ужасов
Режиссер: Лука Гуаданьино
Рейтинг на кинопоиске: 6,6
Фильм "Суспирия" 1977 года от Дарио Ардженто, к сожалению, не прошел проверку временем. Спустя почти 50 лет ужастик о злых ведьмах, совершающих убийства в красных коридорах балетной академии, кажется наивным, а сюжет - условным. Но пугающий эффект, достигнутый при помощи воздействия звука и цвета, все так же считается переломным в истории хорроров.
Итальянский режиссер Лука Гуаданьино, один из поклонников оригинального фильма, с детства мечтал снять его ремейк. В 2018 году он осуществил задуманное.
На Венецианском фестивале хоррор "Суспирия" получил премию за лучший саундтрек, был номинирован на множество наград, а великий Квентин наш Тарантино зарыдал во время просмотра(!) Однако американский журнал "The Hollywood Reporter" внес триллер в список худших фильмов 2018 года, критики написали разгромные рецензии, да и сам Дарио Ардженто остался неудовлетворенным. Он вскользь бросил фразу: «Гуаданьино создает красивые столы, красивые занавески, красивые тарелки, все красивое», намекая на то, что эстетика кадра выместила истинное предназначение хоррора напугать зрителя. Почему фильм вызвал такие противоречивые отзывы? На то есть причины, но обо всем по порядку.
▪️ СЮЖЕТ ▪️
Осознавая минусы сюжета в первоисточнике, Лука Гуаданьино и сценарист Дэйвид Кайганич использовали его как макет и конкретизировали каждую деталь, сделав из страшной сказки социально-историческую драму. Фабула распалась на две сюжетных линии:
- о том, как молодая американка Сьюзи Бэннион приезжает в Германию для поступления в знаменитую балетную школу Tanz, где происходит что-то зловещее.
- о психотерапевте Джозефе Клемперере, жена которого в годы Второй мировой войны пропала в концентрационном лагере. Сухонький дедок бережно хранит любовь к своей Анке и каждые выходные ездит через границу на дачу, где они с женой были счастливы. По утверждению Луки Гуаданьино, эта история "зеркалит" судьбу реального ученого Виктора Клемперера, автора книги о языке Третьего Рейха. Мучаясь от чувства вины за то, что не смог уберечь любимую женщину, киногерой пытается спасти хотя бы свою пациентку Патришию - импульсивную ученицу Tanz, догадывающуюся о том, что ее балетмейстеры совсем не те, за кого себя выдают. Девушка внезапно пропадает, и Клемперер предпринимает отчаянные шаги к раскрытию исчезновения: рассказывает следователям полиции о своих опасениях и предостерегает учениц школы.
▪️ ЧТО КОНКРЕТИЗИРУЕТ РЕЖИССЕР ▪️
1. Время действия. События происходят в Берлине поздней осенью 1977-го. Во-первых, это дань уважения оригиналу, который вышел в том же году. А во-вторых, 70-е годы в Германии стали широко известны в связи с большим количеством убийств, похищений и взрывов, за которые ответственна немецкая леворадикальная террористическая организация РАФ (Фракция Красной Армии). Тревожно не только на улицах Берлина, но и в подземке, где активно трутся панки, намекая зрителю на охватившую Европу героиновую эпидемию. Персонажи фильма постоянно погружены в контекст этих событий: по запаху из окна определяют, что где-то взорвалась бомба, обсуждают освобождение заключенных из "Штаймхайма" и похищение главы союза работодателей (а в прошлом - нациста) Ханса Мартина Шлейера.
Фильм и начинается с того, что Клемперер проводит сеанс с Патришией, которая толкует ему про демонические силы и "трех матерях", но психотерапевт решает, что девушка состоит в РАФ, а странные имена - это прозвища других участников группировки.
2. Оккультное учение о "Трех матерях", которое исповедуют ведьмы из Tanz. Я была уверена, что это художественная выдумка Дарио Ардженто, но концепция "Левана и Богородицы Скорби" принадлежит английскому писателю Томасу де Квинси, она изложена им в сборнике эссе Susoiria de Profundis аж в 1845 году. Согласно ей, мир управляется тремя мистическими сестрами, которые одновременно являются персонификацией Смерти и воплощением женской сути.
Матерь Лакримарум (слезы) - старшая из сестер. Ее зона ответственности: скорбь и непрекращающееся горе людей, переживающих утрату своего близкого. "... носит на поясе ключи, каких нет у самого Папы Римского: они открывают доступ в любую хижину и в любой дворец". Проникая в дома, где произошло несчастье, Матерь Лакримарум дарует сны-иллюзии, где родственникам является умерший человек.
Матерь Суспириорум (вздохи) - средняя сестра, отвечающая за смиренность перед лицом судьбы: "Но Богородице Вздохов неведом дух мятежа; ей чужды бунтарские возгласы, она и не помышляет о бунте. Она смиренна вплоть до полного самоотречения".
Матерь Тенебраум (тьма) - младшая и самая опасная сестра, бросающая вызов самому Богу. Она отвечает за тех, чей рассудок помутился, порождает безумие и подстрекает к самоубийству. "Ибо ей подвластны только те, у кого глубины сознания потрясены вселенскими катаклизмами; в ком дрогнуло сердце и ум пошатнулся под единым воздействием бурь наружных и бурь внутренних".
Дарио Ардженто в своем творчестве несколько раз обращался к идее управления миром при помощи скорби, смирения и безумия. Кстати, сейчас я все чаще размышляю над тем, что теория не так уж и фантасмагорична. "Суспирия" - это первая часть трилогии о "трех матерях", которую продолжили "Инферно" ("Преисподняя", 1980 г.) и "Мать слез" (2007 г.)
3. Место. В отличие от безродной Сьюзи из 1977 года, наша героиня из конкретного штата Огайо. Она жила там в уютном доме вместе со всей большой семьей. Пара штрихов указывают на непростые отношения девушки с матерью, которая считает ее плодом греха.
Американский дом под низкими облаками показан ностальгически, нежно-романтично, тихо и спокойно.
В противовес ему, послевоенный Берлин хорошо помнит недавнюю трагедию. Драматично переживая свое прошлое, он не слишком-то благоустроен и в настоящем: это неуютный, серый и грязный город, где постоянно идет дождь. Безликие улицы, на которых практически нет прохожих, так или иначе приводят всех героев фильма к одному и тому же месту - балетной школе Tanz.
4. Хореография. Как это ни странно, в оригинальном фильме практически не было балетных сцен. В ремейке им уделено центральное внимание. И лично я считаю, что ради танцевальных постановок стоит смотреть весь фильм. Даже сам образ преподавательницы мадам Бланк - это оммаж немецкому хореографу, создательнице труппы Вуппертале, легенде танцтеатра Пине Бауш.
Мадам Бланк практически мать для своей труппы. Она целует каждую девушку перед началом занятий, пытается преподнести ученицам философию танца и будто наполняет их энергией. А во время объяснения использует фразы, которые явно смогут понять только профессиональные танцоры: "при прыжках важна не высота, а пространство под тобой".
Академия готовится к премьере постановки Volk. Этот contemporary dance вдохновлен радикальным феминистским искусством 1970-х годов, он напоминает магический ритуал и состоит из ломанных импульсивных движений.
Тема искусства переплетается с проблемой интерпретации и авторства произведения искусства: Сьюзи пытается нарушить замысел мадам Бланк, она начинает импровизировать и тем самым диктует создателю свои правила. Исполняя танец, она как будто завоевывает его у мадам Бланк.
Даже ведьминский шабаш и последовавшая за ним кровавая резня напоминают хореографический этюд.
5. Ведьмы и их возможности. Все преподаватели Tanz - немолодые, не очень красивые, визгливо хохочущие женщины, практикующие черную магию. Прикрываясь танцевальными постановками, ведьмы проводят жуткие магические ритуалы, придерживаются философии "трех матерей", безропотно поклоняются едва живой Елене Маркос и тщательно берегут свою тайну, наказывая всех, кто пытается ее раскрыть.
Одна из самых зловещих и впечатляющих сцен фильма связана с местью танцовщице Ольге, в истерике желающей покинуть школу. Сьюзи исполняет эмоциональный танец, движения которого телепатически наносят удары Ольге. Насилие в "Суспирии" 2018 года - очень физиологичное, отвратительное, страшное.
В связи со следованием учению Матери Лакримарум, умеющей создавать иллюзии, преподавательницы могут менять облик, стирать память и насылать ученицам дурные сны. Такие видения состоят из секундных зловещих образов, ассоциативно вызывающих тревожность.
▪️ ЦВЕТ И ЗВУК ▪️
В оригинальном фильме музыка играла чуть ли не первостепенную роль, нагоняя жути гораздо больше, чем предсмертные хрипы Елены Маркос. Ремейк 2018 года пошел по той же дороге, но зловещие перезвоны итальянской прог-рок группы Goblin были заменены на меланхоличный тенор Тома Йорка с отстраненно-призрачным музыкальным сопровождением. Сочетание нежной музыки и сцен расчленения создают неповторимую атмосферу "ужаса с женским лицом".
А вот цвет в фильме 2018 года преподнесен совершенно в обратном ключе. Здесь нет ярких экстравагантных интерьеров, как в 1977. Вместо этого - серая грязная обыденность, подчеркивающая реальность происходящего. Сравните:
▪️ СМЫСЛ ФИНАЛЬНОГО ЭПИЗОДА ▪️
✔️Осторожно, спойлеры!
Сьюзи была необходима танцевальной школе, потому что у главной ведьмы Елены Маркос совсем беда с телом. Она почти полностью разложилась, и ей бы пригодился новый сосуд. Девушка готова стать таковым, но в момент церемонии внезапно признается - она и есть "Мать Суспириорум", которую призывали ведьмы. Героиня порождает некое демоническое существо, устраивающее кровавую баню и расчленяющее всех ведьм, которые голосовали на недавнем собрании за "Мать Маркос". После этого Сьюзи дарует Патришии, Саре и Ольге легкую смерть, а потом стирает память у невольного свидетеля шабаша - Клемперера, попутно рассказывая ему о последних минутах жизни его жены.
Как только в фильме начинает происходить дичь, надо говорить: это переосмысление:) Здесь речь идет, полагаю, тоже о нем. По Томасу де Квинсу "Матерь Суспириорум" - самая безропотная, молчаливая, немятежная сестра. Сьюзи такой и была, но в академии трансформировалась в безжалостную, властную, доминирующую женщину. Таким образом, суть финального эпизода заключается в эмоциональной модернизации главной героини.
▪️ ИТОГ ▪️
"Суспирия" 2018 года с потрясающими хореографическими постановками, сильной актерской игрой, удачным саундтреком и некоторыми действительно устрашающими сценами создает впечатление претенциозной всеобъемлющей киноэпопеи. Лука Гуаданьино настолько уплотнил полотно повествования смыслами, темами и подтемами, что сама суть хоррора рассеялась и возник вопрос: а ремейк ли это? Получилась острая социальная драма про послевоенный Берлин, феминизм, искусство, гендерный вопрос, материнскую любовь и совсем чуть-чуть про оккультизм.
Вот отсюда и противоречивые отзывы критиков. Они абсолютно не приняли историю про ведьм в состоянии фрустрации, проблемы которых на фоне очень конкретной Немецкой осени отходят на второй план и кажутся недостаточно серьезными. Многоплановость кинокартины не играет ей на руку, она рассеивает внимание; утомляет бесконечное переключение на разные сюжетные линии: фильм начинает казаться нудным и скучным. А он на самом деле далеко не такой, тут вообще-то Тильда Суинтон трех персонажей сыграла, на минуточку!
▪️▪️▪️
Уважаемый читатель, если тебе было интересно прочитать историю о ведьмах в Берлине 1977-го года, то познакомься с подборкой ведьм из XXI века! Буду рада комментариям и лайкам! А твоя подписка, как и пришествие Матери Суспериорум, будет очень мотивировать к жизни и новым рецензиям ✨✨✨