Когда в доме 8 детей, да ещё и 5 из них мужчины, без чётких правил не обойтись. За 20 лет материнства я убедилась в их эффективности.
Для тех, кто на канале впервые: в нашей семье 8 детей. Троих родила сама, 5 забрали из казённых стен. Старший сын живёт отдельно.
Всегда привлекаем детей к уборке. На холодильнике висит график дежурств, по которому дети делают работу по дому или помогают мужу на хозяйстве. Дела меняются каждый день, подстраиваются под возможности каждого.
У нас есть правило относительно еды. Все едят то, что приготовили родители. Если кто-то не хочет, он может себе приготовить еду сам. Обычно они в таких случаях жарят яичницу или готовят макароны с сыром. Могут отварить пельмени, нажарить блины или что-нибудь по быстрому напечь.
Готовят все. На кухне помогает дежурный. Дети всегда чистят картошку. Если мы ждём гостей, готовим вместе.
У мальчиков на семейном обучении есть расписание. В нём список секций, занятий в музыкальной школе и уроков.
Наказания-это такие последствия
Если уроки не сделаны или прогулял сольфеджио, музыку, тренировку без уважительной причины, ученик лишается карманных денег. За эту неделю.
Это же касается и школьников: нет д/з, забыл сдать реферат, выучить стих или правило, остался без карманных денег.
Двойки рассматриваем в индивидуальном порядке. Не выучил-наказан. Не смог сделать или не понял тему, учим и переписываем.
Наказания-это последствия не очень хорошего поступка. Приучаем к тому, что все наши действия, и хорошие и плохие имеют разные последствия.
Не умеешь приходить вовремя домой-не гуляешь неделю. Если что-то сломал-сам чинишь, покупаешь если нужно.
Когда подростков заносит, и они не в состоянии справиться с эмоциями, истерят, топают ногами или огрызаются, изолируем в их комнате "на подумать" и остыть.
Самым страшным наказанием по опросу детей перед написанием статьи оказалось отлучение их от заработков.
Когда папа не берёт их на подработки. Обычно это бывает из-за проблем с учёбой.
Не смотря на строгую дисциплину, детям позволяем очень многое. Стараемся не запрещать то, что можно разрешить.
Можно должно быть с оговорками
- Бегать по лужам и пускать кораблики, но в сапогах.
- Лазить по деревьям, но толщина ветки, за которую они хватаются, должна быть толще руки ребёнка.
- Кататься на великах на соседние улицы, но не одному. Брать с собой брата.
- Притащить домой красивые камни и нужные палки. Но они должны быть помыты и храниться в комнате хозяина.
- Заводить домашних животных. Любых. Но покупает их ребёнок за свой счёт, кормит тоже. Ухаживает сам. Притащил с улицы пса, делай ему будку.
Исключение составляет наш лабрадор. Эта собака общая.
Чётко устанавливаем границы
Для каждого возраста они разные. Спать в 10 часов, гулять до 21 часа. Нельзя брать чужие вещи. Ребёнок должен видеть и понимать, где предел его свободы. Что можно, что нельзя. Стараюсь, чтобы обоснованные запреты соответствовали возрасту, и их причины всегда объясняю.
Говорю с детьми. Много и часто
Что можно, а что нельзя. Про добро и зло. Объясняю, зачем и почему он должен так сделать. Хвалю. Но не самого ребёнка, а его поступки, особенно те, которые хочу закрепить. И качества нужные и хорошие.
Не какой он добрый, а как он поступил по доброму, накормив щенка на улице своей булкой.
"Спасибо" и "пожалуйста", "спокойной ночи" и "доброе утро". Учим вежливости на своём примере.
В вопросах воспитания главное-любовь. Принимайте слабые стороны детей и любите их, не смотря ни на что.
Всем добра ❤️