Найти тему
Катехон

Стратегическое хеджирование государств Персидского залива

На фоне растущей напряжённости в Индо-Тихоокеанском регионе государства Персидского залива всё больше задумываются о своих интересах и об укреплении экономических партнёрских отношений

В последние годы Индо-Тихоокеанский регион привлекает большое внимание благодаря своему геополитическому и стратегическому значению. Эскалация напряжённости между Соединёнными Штатами и Китаем в регионе сместила акцент на горячие точки безопасности и их потенциальное воздействие на глобальную торговлю, линии снабжения и безопасность на море. Внешняя политика, проводимая в настоящее время государствами Персидского залива, отражает их стремление использовать новые возможности в условиях преобладающей геополитической турбулентности, вызванной COVID-19, российско-украинской войной и уменьшением важности Ближнего Востока в поле зрения администрации США. В этом контексте государства Персидского залива усилили своё участие в регионе, прежде всего для того, чтобы сохранить свои интересы и укрепить свои экономические партнёрские отношения путём принятия политики стратегического хеджирования.

Концепция стратегического хеджирования характеризуется поддержанием баланса в условиях ряда конкурирующих держав или потенциальных угроз. Это достигается за счёт диверсификации дипломатических и экономических партнёрств и союзов в области безопасности, которые в конечном счёте позволяют стране защищать свои интересы, не становясь чрезмерно зависимой от какого-либо одного союзника или партнёра. Для государств Персидского залива это, по сути, означало бы расширение их взаимодействия с крупнейшими державами Индо-Тихоокеанского региона и сохранение в стороне от тлеющего соперничества между США и Китаем.

Это особенно важно, учитывая шаги США по укреплению более глубокого взаимодействия и созданию архитектуры безопасности для противодействия Китаю в регионе. Например, такие группировки, как Quad и AUKUS, дипломатические визиты США с целью покорения островов Южной части Тихого океана, таких как Папуа-Новая Гвинея, Фиджи и Тонга, и недавняя трёхсторонняя встреча США, Японии и Южной Кореи отражают вышесказанное.

Китай не был слеп к этим шагам США и не пренебрегал ими, поэтому в прошлом году Си Цзиньпин предложил инициативу глобальной безопасности. Она стала ответом на индо-тихоокеанскую стратегию США, но никаких подробностей относительно этой инициативы раскрыто не было. Кроме того, Китай также проецирует свою мягкую силу на острова Южной части Тихого океана, которые превращаются в золотую пыль на геополитической шахматной доске.

Государства Персидского залива поддерживают тесные отношения с Соединёнными Штатами на фронте безопасности, несмотря на недавнюю напряжённость в отношениях между администрацией Байдена и Саудовской Аравией. Однако в рамках своей стратегии диверсификации, частично из-за необходимости их амбициозных внутренних программ социально-экономических реформ и стремления взять на себя ведущую роль в революции искусственного интеллекта, страны Персидского залива расширили своё взаимодействие с Пекином. Более того, Китай выступил посредником в сделке по сближению Саудовской Аравии и Ирана, что отражает растущую близость между Пекином и Эр-Риядом, что вызвало удивление в администрации Байдена.

В последние годы государства Персидского залива также активизировали своё взаимодействие с Индией. Геостратегическое расположение Нью-Дели в сочетании с экономическим потенциалом и возможностями в области сельского хозяйства, технологий, космоса и здравоохранения проложили путь к углублению отношений между обеими сторонами.

Саудовская Аравия укрепила свои отношения с Индией, и визит наследного принца Мухаммеда бен Салмана в 2019 году отражает важность этих отношений. Однако в то же время Саудовская Аравия сохранила свои тесные отношения с Пакистаном — региональным соперником Индии, и подтвердила свою приверженность Исламабаду обеспечению отсутствия раскола на фоне её растущих отношений с Индией.

Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) остаётсякрупнейшим торговым партнёром Индии по блоку, и, по данным Министерства торговли и промышленности Индии, двусторонняя торговля между Индией и ССАГПЗ достигла 154 миллиардов долларов в течение 2021-22 финансового года. Индия и Китай стали значимыми игроками на мировых нефтяных рынках, что ещё больше расширило перспективы государств Персидского залива по налаживанию более глубоких связей с обеими странами.

Инициатива трёхстороннего сотрудничества, выдвинутая Францией, Индией и ОАЭ, отражает международную роль Абу-Даби в эффективном взаимодействии с различными партнёрами, особенно в Индо-Тихоокеанском регионе. Растущие связи между ОАЭ и Южной Кореей на фронтах безопасности и экономики ещё больше раскрывают соображения государств Персидского залива в их повороте к азиатским державам. ОАЭ продолжают укреплять свои экономические связи, особенно за пределами энергетики, с такими странами, как Южная Корея, Китай и другими азиатскими партнёрами. Аналогичным образом, Катар также активизировал свои усилия по налаживанию тесных связей с азиатскими державами, особенно с Индией, Японией и Южной Кореей. Рассматривая эволюционирующий геополитический порядок как менее управляемый Западом и более взаимосвязанный, можно назвать смещение акцента весьма существенным.

Азия постепенно превращается в основной экономический центр, и, по прогнозам, к 2040 году на её долю будет приходиться более 50% мирового ВВП. В этих рамках государства Персидского залива стремятся сохранить свои интересы в Индо-Тихоокеанском регионе, укрепляя единый статус ключевого центра энергетики, торговли и коммерции, стратегически расположенного на пересечении Азии, Африки и Европы. Первая встреча министров иностранных дел АСЕАН и ССАГПЗ запланирована на сентябрь 2023 года, а саммит ССАГПЗ-АСЕАН — на октябрь 2023 года в Эр-Рияде. Эти планы отражают серьёзность намерений государств Персидского залива тесно взаимодействовать с регионом.