Однажды мне посчастливилось проехаться по трассе «Колыма» из Якутска до Оймяконского района. Из этой статьи вы узнаете о том, почему колымскую трассу называют «дорогой костей», как живут якутские долгожители, чем отличаются эвены от эвенков, какое чудовище похоже на Лох-несское и к чему снится сибирская «белая женщина».
Сначала хотелось бы рассказать о легендарной Колымской трассе. Ее строительство началось летом 1932 года. А десятью годами ранее экспедиция Сергея Обручева и Юрия Билибина обнаружила в колымских недрах золото, олово, серебро и каменный уголь. Билибин вспоминал, что пятьсот километров, отделяющие Колыму от «Нагаева», были невыносимым препятствием. Так как доставка грузов на первые прииски осуществлялась лишь кочевыми, вьючными тропами и зимниками, период доставки, стоимость перевозок и их общий объем полностью зависели от случая.
Все понимали, что ключ к богатству Колымы лежал в дорогах, связывавших рудники с побережьем. Первые исследования по строительству Колымской автодороги начались в 1930 году, а после создания треста «Дальстрой» этому району было уделено особое внимание.
К лету 1932 года проблема дорожного строительства считалась самой важной и решающей в развитии региона. В том же году на строительство стали прибывать первые очереди заключенных, и началось строительство шоссейной дороги между бухтой Нагаева и Магаданом. К концу года земляное полотно длиной 2,5 километра и еще 600 метров дороги по самому поселку Магадан обеспечило автотранспортное сообщение между тогда еще раздельными поселениями. За 20 лет трасса протянулась почти на 2 тысячи километра, соединив будущий областной центр с якутским поселком Усть-Нера.
Когда речь идет о таких весомых сооружениях, надо помнить, что за ними стояли десятки тысяч людей. Специальной дорожно-строительной техники не было, разработка мерзлых земель осуществлялась с использованием силы заключенных: киркой, лопатой, тачками.
Трассу «Колыма» за ее сложность и жертвы на строительстве называют «дорогой на костях». Отправляясь по ней, нужно помнить о том, что там плохо ловит мобильная связь, часто бывает непогода – внезапный ливень или снег, размытые дороги. Мне посчастливилось увидеть колымскую трассу в период золотой осени. И это было потрясающе!
С температурой воздуха тоже не все так просто. В разгар лета температура на трассе достигает 40°С, а к осени резко падает до 0°С в ночное время, и подниматься до +20°С днем. Зима наступает в начале октября и уходит только в конце мая. Холодные ночи начинаются уже в июле, а первые заморозки – в августе.
Нашей целью было добраться до коренных жителей в Оймяконском улусе – эвенов.
Село Оймякон находится на левом берегу реки Индигирка на высоте 745 метров над уровнем моря. Условия жизни в этой местности очень экстремальны. Село находится в Оймяконской впадине (котловине), из-за этого зимой температура в селе может упасть до рекордно низкой – -70°С. Это один из самых суровых регионов на Земле. Более того, разница температур летом и зимой достигает немыслимой цифры: 110 градусов!
Еще один уникальный факт про это место. В 1946 году в 30 километрах от Оймякона была открыта любопытная аномалия – не замерзающие термальные воды даже в самые холодные зимы – 70°С (температура воды при этом +5°С). На эвенском языке название села как раз и означает «незамерзающая вода».
Несмотря на нереальные погодные условия, в Оймяконе живут долгожители (их возраст более 100 лет). Здесь их по статистике больше, чем в других местах на северо-востоке России. Никакого секрета нет, просто большинство из них всю жизнь были оленеводами и долгие годы жили в брезентовых палатках с чехлом даже в мороз.
Многие россияне путают между собой два народа, живущих в этом регионе – эвенков и эвенов.
На самом деле когда-то это был один народ. Он образовался из людей, пришедших из Забайкалья и Прибайкалья и смешавшихся с местными коренными народами. Есть предположение, что прямым предком эвенков и эвенов считается народ увань, упоминающееся во многих китайских летописях. Вероятно, «увань» – это изменённое во времени «эвен».
Эвенки – коренной народ Восточной Сибири, ранее известный среди россиян как тунгусский народ. Официально этот народ стали называть эвенками в СССР с 1931 года, поскольку таково их самоназвание – «эвенкил». А слова «тунгус» ошибочно пришло к русским от якутов, которые так называли своих соседей – «тонг уус». Оно до сих пор сохранилось в различных названиях: реки Нижняя Тунгуска, Подкаменная Тунгуска, Тунгусское плато, Тунгусский метеорит.
Эвенков в мире насчитывается около 77 тысяч человек. Половина живёт в Китае, другая половина – в России (Якутия, Бурятия, Красноярский, Хабаровский, Амурский, Забайкальский края, Иркутская область).
Эвены являются родственным эвенкам народом. Они также говорят на языке тунгусо-маньчуржской семьи. Их численность – около 22 тысяч человек. Причём почти все живут в России.
Эвенки больше таёжные жители, охотники, оленеводы. Эвены – жители тундры, во многом приморский народ, рыбаки и оленеводы. Но если для эвенков олени – упряжное животное, то для эвенов олень – это и транспорт, и пища, и материал для предметов обихода. Эвены ездят верхом на оленях при перекочёвках и во время выпаса оленей, используя для езды особые сёдла. Когда приходится преодолевать препятствия, эвены опираются палкой в землю, чтобы не переломить оленю спину.
В Якутии говорят, что почти на каждого жителя республики приходится по отдельному озеру, настолько их там много. Но особенно выделяется только одно – озеро Лабынкыр, расположенное на востоке Якутии. Расположение Лабынкыр в одном из самых холодных регионов страны предполагает его сильное замерзание, но вода, прогревающаяся летом не выше девяти градусов, в морозы (до -50°С) замерзает очень плохо. При этом на глубине не обнаружено теплых ключей. Удивительно, что вода не замерзает, в то время, как соседние озера полностью скованы льдами. Для ученых это остается загадкой.
Мы осмелились пожить пару дней у озера в домике охотников. Там мне приснился мистический сон про белую женщину (дочь хозяина тайги), которая что-то предлагала. На следующий день в домике пробежал белый горностай. На следующий день один из охотников зашел в дом и спросил: «Кому снилась белая женщина?». После моего утвердительного ответа охотники сказали, чтобы я с ними на охоту пошел, так как это было благословение хозяина тайги.
Из поколения в поколение уже сотни лет передается легенда о том, что в озере Лабынкыр живет Лабынкырский черт. Он держит в страхе местных жителей и не дает покоя ученым. Если верить легенде, «чёрт» очень агрессивен и опасен, нападает на людей и животных. Поэтому люди в этот район стараются не ездить, а ближайший поселок находится в 150 км. Сюда не ведет ни одна дорога, а к самому озеру можно добраться только на вездеходах, лошадях или вертолете.
Животное, похожее на реликтовую рептилию, имеет серую окраску, а его голова такая большая, что между огромными глазами расстояние не менее полуметра.
В 2005 году телепрограмма «Искатели» организовала экспедицию на озеро. Был проведен ряд исследований и измерений. С помощью эхолота была выявлена аномальная трещина на дне озера, а глубоководный телезонд обнаружил на дне остатки челюстей и позвонков животных. Еще исследователи нашли под поверхностью озера подземные образования шахтного типа. Проходят они как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскостях и, возможно, связывают Лабынкыр с другими местными озерами.
Экспедиция также зафиксировала странные звуки, похожие на рёв подводного существа, идущие со стороны озера. В ходе экспертизы было установлено, что этот рёв не похож ни на один из известных науке.
Некоторые уже, наверное, провели ассоциации с шотландским Лох-несским монстром. Но связи между этими животными нет.
Еще одна необъяснимая загадка этого озера – остров. По словам местных жителей, он расположен ровно посередине озера, имеет диаметр около 30 метров и высоту 5-6 метров. Уровень воды в озере почти никогда не меняется, однако время от времени остров исчезает под водой. Возможно, это оптическое явление, напоминающее мираж.