Герцога Карла Леопольда Мекленбург-Шверинского в Европе не любил никто. Надменного немецкого правителя ненавидели все - и равные по положению суверены, и его собственные подданные. Влиятельного и богатого сына Фридриха Мекленбургского европейцы называли «бессовестным и невоспитанным властителем», а его характер считали «непредсказуемым».
По Европе долгое время, к примеру, ходили рассказы о том, как однажды, поссорившись со своим младшим братом, герцог Леопольд поджег его резиденцию в Грабове, из-за чего едва не сгорел весь город.
Заботливый дядюшка
Женихом Карл Леопольд считался малопривлекательным. Но именно его в невестки своей старшей любимой племяннице Екатерине выбрал однажды царь Петр I. Самый прогрессивный русский государь, как известно, очень любил своего брата и соправителя — Ивана V. Заботу о его семействе на себя после его кончины Петр взял с большой охотой.
Старшая дочь почившего Ивана, Екатерина, считалась одной из любимец русского царя. Но тем не менее, политические интересы Петр в конечном итоге поставил выше родственных чувств и личного счастья племянницы.
Разочарование для родственников
Своим рождением в 1691 г. царевна Екатерина очень разочаровала всех своих влиятельных родственников. Романовы-Милославские в то время находились как раз на пике конфронтации с Романовыми-Нарышкиными. А потому они очень надеялись на то, что царица Прасковья, супруга Ивана V, произведет на свет мальчика-наследника.
Однако у Прасковьи родилась Екатерина, а затем и еще две дочери - Анна и Прасковья. Сам царь Иван V, будучи человеком болезненным, прожил не слишком долгую жизнь. Через 4 года после рождения Екатерины он скончался. Петр стал единственным царем России, что позволило Нарышкиным праздновать победу.
Свое самое раннее детство царевна Екатерина провела в Москве, в имении матери — Прасковьи Федоровны Салтыковой, вдовы Ивана V. Эти годы стали самыми тихими и спокойными в жизни старшей царевны. В Измайлово, в имении матушки она жила в счастье и комфорте.
Но вскоре принцесса вместе с матерью и двумя младшими сестрами переехала в Петербург, поближе к Петру. С этого момента жизнь царевны кардинально изменилась. Петр понимал, что племянницы могут пригодиться ему в дальнейшем в его внешней политике. Их можно было очень выгодно для России пристроить замуж.
Поэтому царь обратил на дочерей брата самое пристальное внимание. Для царевен наняли учителей, которые должны были научить их иностранным языкам и заграничным манерам.
Самая младшая царевна - сестра Екатерины — Прасковья, к большому сожалению Петра, оказалась девицей совершенно неспособной к обучению. Прасковью сочли необыкновенно глупой, и Петр в последующем даже не стал подыскивать ей иностранного жениха, дабы не позориться.
Две старшие царевны однако, по мнению Петра, в плане удачного заграничного замужества подавали большие надежды. В отличие от Прасковьи, Екатерина и Анна, по свидетельству современников, нанятых педагогов не разочаровывали. К своему совершеннолетию царевны уже знали по нескольку иностранных языков, отлично танцевали, и конечно же, умели производить впечатление на иностранцев отличными манерами.
Все это очень радовало Петра и он был доволен племянницами. Когда девицы подросли, царь начал думать, как бы ему использовать их в своей внешнеполитической игре. Вскоре был найден и первый иностранный претендент на роль мужа русской царевны.
Любимица матушки
После занятия русскими войсками Курляндии в ходе Столетней войны Петр I решил женить 17-летнего курляндского герцога на одной из своих племянниц. По логике вещей, супругой Фридриха III Вильгельма должна была бы стать старшая Екатерина.
Но свадьбу герцог в конечном итоге сыграл со средней дочерью Ивана V - Анной Иоанновной. Объяснялся такой нелогичный выбор невесты просто. Выбирать, какая именно царевна поедет в Курляндию Петр I предоставил царице Прасковье Салтыковой.
Прасковья Федоровна же из всех своих дочерей больше всего любила Екатерину. Известно, что вдовствующая царица часто откровенничала со старшей дочерью, делилась с ней горестями и советовалась в хозяйственных делах. Понимая, что, выйдя замуж, Екатерина уедет от нее навсегда, Прасковья и посоветовала выдать за Фридриха Анну. Царица хотела, чтобы старшая дочь оставалась при ней подольше.
Немецкий жених
Во время сватовства Фридриха царь пошел навстречу жене брата. Но в скором времени он, конечно же, все равно подыскал иностранного жениха и старшей племяннице.
В один из периодов противостояния со шведами Петру в качестве баз для русского флота понадобились порты герцогства Мекленбургского. Чтобы добиться этой своей цели, царь и предложил грубому и непостоянного герцогу Карлу Леопольду Мекленбургскому руку одной из своих племянниц.
Прочитав это послание Петра Леопольд очень обрадовался. Будучи человеком высокомерным и чванливым, герцог счел возможность породниться с действующей царской фамилией за счастье. Сначала Карл Леопольд хотел жениться на Анне Иоанновне, которая к тому времени уже успела овдоветь. Но Петр выбрал для него все же старшую племянницу Екатерину.
Это решение Петра задело самолюбие герцога, но от выгодной женитьбы он все же не отказался. Высокомерный Леопольд решил, что выместит свое недовольство потом - на самой Екатерине. Известно, что еще до свадьбы Карл Леопольд заявлял, что его невеста ужасно некрасива и давал окружающим понять, что жениться на ней вынужденно и исключительно в дипломатических целях. Грубый немец однажды даже позволил себе высказаться о царевне так:
Непреклонная судьба назначила мне эту Катерину, но делать нечего, надо быть довольным; она по крайней мере любимица царицы
Какими были внешность и характер царевны
Если судить по сохранившимся воспоминаниям современников, Екатерина Иоанновна действительно особой красотой не отличалась. Привлекательной внешностью, как известно, не могла похвастаться ни одна из дочерей Ивана V.
Некрасивыми считались как Анна Иоанновна, так и самая младшая царевна - Прасковья Иоанновна. Прасковья, к примеру, по мнению окружающих, имела не очень приятный болезненный вид и была слишком уж худой девицей. Внешность средней царевны Анны, как считали современники, сильно портили ее смуглый цвет лица и грубые черты.
Екатерина Иоанновна в свою очередь могла похвастаться очень белой кожей, румянцем на всю щеку и толстой роскошной косой. Старшую дочь Ивана V можно было бы даже считать красавицей, если бы не ее маленький рост и несколько нелепая фигура. Екатерина Иоанновна, с сожалению, слишком рано начала полнеть.
Ко времени сватовства Карла Леопольда царевне, ко всему прочему, уже исполнилось 25 лет. То есть по тогдашним меркам она могла считаться невестой перезревшей.
Оптимистичная принцесса
Когда Петр I сообщил Екатерине Иоанновне о том, что решил выдать ее замуж, она ужасно обрадовалась. Сидеть в девках старшей царевне к тому времени, по всей видимости, уже надоело.
По воспоминаниям современников, от своей старшей сестры - вечно мрачной, угрюмой и замкнутой Анны, будущей царицы Анны Иоанновны, Екатерина сильно отличалась не только внешностью, но и характером.
Девушкой старшая царевна была очень живой, общительной и веселой. Некоторые современники даже считали Екатерину слишком уж болтливой. Царевна по сохранившимся свидетельствам не умела скрывать вообще никаких тайн и говорила все, что ей «придет в голову».
О том, что она совершенно не понравилась своему жениху, Екатерина Иоанновна не знала, а потому с огромным удовольствием готовилась к свадьбе. Между тем слухи об ужасном характере Карла Леопольда до России к тому времени уже, скорее всего, дошли. По всей вероятности Екатерина Иоанновна знала о том, что герцога считают не только скрягой, но и отвратительным супругом.
До сватовства к племяннице Петра, Карл Леопольд уже был женат дважды. И обе супруги очень сильно пострадали от его отвратительного характера. Первую жену герцог прогнал за бесплодие. Вторая супруга, устав от его грубостей, сама сбежала от Карла Леопольда обратно к матери.
По тогдашним законам Карл Леопольд должен был платить этой бывшей своей супруге небольшую пенсию. Однако скряга-герцог не собирался тратиться на сбежавшую жену, а потому долгое время не давал ей развода.
В конечном итоге скупость Карла Леопольда в Европе вошла едва ли не в поговорку. Сам герцог своей скаредности однако при этом ни сколько не стеснялся. Известно, что Крал Леопольд любил повторять:
Старые долги не надо платить, а новым нужно дать состариться
Обо всем этом Екатерина, по всей видимости знала, но унывать было не в характере веселой принцессы. Надеясь на то, что в семейной жизни ей повезет больше, чем предшественницам, по свидетельству современников, царевна была очень весела как на обручении, так и на самой свадьбе, состоявшейся в 1716 г. в Данциге.
Оскорбление в первую брачную ночь
Оптимизм царевны однако поубавился в первую же ночь после бракосочетания. Из бального зала, где она, веселясь, протанцевала весь вечер, Екатерина отправилась в приготовленные для нее и ее жениха покои. Однако ждала новоиспеченного мужа царевна напрасно.
Вместо того, чтобы провести брачную ночь со своей супругой, Карл Леопольд отправился к барону Эйхгольцу и попросил его уступить ему свою комнату и свою кровать. Таким образом, в первый же день новобрачный демонстративно выказал супруге свое пренебрежение.
Выбить Екатерину из колеи подобной мелочью однако оказалось невозможно. Печалиться обаятельной и общительной царевне попросту было некогда. По воспоминаниям современников, Екатерину полностью захватили новые для нее впечатления. Выросшая в тереме, за глухими стенами царевна поражалась новой обстановке, которая окружала ее в незнакомой стране, странному зарубежному быту, новым «не русским» лицам.
Дикая герцогиня
После свадьбы молодожены переехали на постоянное жительство в город Шверин, в резиденцию герцога. Семейная жизнь Екатерины, не заладившись с самого первого дня, не стала более счастливой и в последующем. Веселая царевна однако не унывала и не особенно расстраивалась пренебрежением супруга.
Радуясь своей свободе, Екатерина постоянно устраивала роскошные балы и охотно веселилась на них. За взрывной характер и смелость немцы даже прозвали свою правительницу «дикой герцогиней».
Отношения с мужем у царевны однако становились все более прохладными. Вскоре после свадьбы герцог Карл Леопольд завел себе фаворитку — фрау фон Вольфарт. Екатерина знала об этой метрессе мужа, но виду не подавала.
В первые годы жизни в герцогстве Мекленбургском герцогиня даже не жаловалась на мужа своим русским родственникам. Известно, что матушка царевны — Прасковья Федоровна, очень беспокоилась за нее. Сохранились письма, в которых вдовствующая царица с большой теплотой и заботой выпытывает у дочери, насколько хорошо ей живется вдали от дома. На такие послания Екатерина всегда отвечала, что живет хорошо.
Побег в Россию
Зимой 1718 г, через два года после свадьбы, Екатерина Иоанновна родила Карлу Леопольду дочь, которую назвали Елизаветой Кристиной Катериной. К этому времени характер герцога уже окончательно испортился. Неуживчивый Леопольд рассорился буквально со всем своим окружением. На герцога были злы не только его враги, но и союзники. Недовольство Леопольдом начал выражать даже австрийский император.
Для Екатерины Иоанновны же жизнь в резиденции мужа и его постоянные грубости в конечном итоге стали невыносимыми. Леопольд обращался с женой отвратительно, грубо и жестоко. Поэтому однажды, подумав, Екатерина Иоанновна решила, что лучше всего ей будет поступить так же, как когда-то поступила ее предшественница — вторая жена Леопольда.
Собрав вещи, герцогиня взяла свою пятилетнюю дочь, села в карету и навсегда покинула замок мужа. На радость матушки Прасковьи Федоровны Екатерина вернулась на родину в Россию.
На родине
После прибытия в Россию Екатерина вместе с дочерью поселилась у Прасковьи Салтыковой в Измайлово. Вместе с ней в Россию приехала и ее довольно-таки многочисленная свита, в которую входило даже несколько мекленбуржцев, решивших сбежать от своего злого герцога.
За шесть лет, которые царевна провела за границей, она, по воспоминаниям современников, несколько отвыкла от традиционного русского уклада жизни. Но поскольку царевна обладала очень гибким характером, в последующем ее жизнь очень быстро вошла в колею. Оставаясь замужней женщиной, Екатерина теперь могла позволить себе гораздо больше свободы, чем во времена девичества.
Известно, что, как и в Шверине, в Москве царевна часто приглашала к себе в гости на балы богатых вельмож, а также обожала посещать приемы знатных бояр. Сохранились сведения и о том, что Екатерина Иоанновна любила устраивать также театральные постановки.
В 1723 г. вместе с дочерью и матерью Екатерина по приказу Петра I переехала жить в Петербург. Здесь герцогиня начала вести еще более веселую жизнь, чем в Москве, не пропуская ни одного увеселения, устраиваемого Петром.
Диеты по совету Петра
С царем старшая дочь Ивана V продолжала оставаться в хороших отношениях. За то, что она бросила мужа, Петр на нее не сердился. Скупой, упрямый и непостоянный герцог Карл Леопольд к тому времени уже успел вызывать неприязнь и у русского царя. Единственное, о чем Петр, по свидетельству современников, иногда пенял Екатерине, так это о том, что она, по его мнению, слишком сильно располнела.
После каждого такого замечания государя, герцогиня, чтобы угодить дядюшке, садилась на диету. Но терпения у Екатерины на воздержание хватало максимум на неделю. В конечном итоге страсть обильно поесть брала у герцогини верх.
После кончины Петра
Несмотря на свою полноту, Екатерина однако продолжала оставаться очень живой и подвижной женщиной, обожавшей танцевать на балах. Не жаловалась энергичная царевна и на здоровье.
Будучи царской родственницей, Екатерина неплохо жила в России и после кончины Петра — во времена правления его жены, а затем - и внука. После того же, как молодой Петр II скончался из-за простуды, даже встал вопрос о том, что она может занять русский престол.
Однако ко времени ухода Петра II Екатерина все еще оставалась супругой герцога Крала Леопольда. Собравшийся Верховный совет решил, что такая царица России не подходит. Вельможи опасались, что Леопольд и его родственники могут начать влиять на политику страны. В результате было принято решение о том, что царицей станет средняя дочь Ивана V — Анна Иоанновна.
Сестра царицы
Анна Иоанновна очень любила своих сестер. Поэтому Екатерина Иоанновна, как и Прасковья Иоанновна, во времена ее правления жили в большом комфорте и почете.
Оставаться в роли старшей сестры царицы долго Екатерине Иоанновне однако не пришлось. Через три года после восшествия на престол Анны, старшая царевна скончалась в возрасте 42 лет. Со своим супругом — герцогом Карлом Леопольдом она больше так никогда и не увиделась.
Дочь Екатерины Иоанновны - Елизавета Кристина Катерина незадолго до ее кончины приняла православие и была крещена как Анна Леопольдовна. Под этим именем мекленбургская принцесса в последующем некоторое время и правила Россией в качестве регентши при своем малолетнем сыне Иване VI.
Если статья понравилась, поддержите канал подпиской.