В самом сердце Трехпрудного переулка уютно притаился необыкновенной красоты дом, похожий на сказочный замок. Ассиметричный фасад балансирует между двумя шатровыми башенками слева и выступающим эркером справа, увенчанным щипцовой двускатной крышей со стеклянным витражным куполом. Живописная игра разнообразных объемов и форм, изящный рисунок рам, лепной растительный орнамент, разбросанный среди глазированного кирпича и штукатурки, и аккуратные кованые элементы гармонично сочетаются и создают настоящий архитектурный шедевр. Такой предстает перед нами скоропечатня Левенсона - одно из знаковых творений Федора Шехтеля и первая типография, построенная в стиле модерн.
Этот дом не оставит равнодушным ни одного человека, кто хоть раз его увидел. Но то, что мы видим в переулке - лишь вершина айсберга, за живописным фасадом, где располагалась редакция издательства, в глубь участка уходит внушительный производственный корпус. Ведь по своей функции это все же индустриальное здание.
В отличие от исполненного разнообразия административного корпуса, непосредственно типография представляет собой максимально лаконичное строение из красного кирпича: простой прямоугольный объем в 4 этажа, большие окна, дающие много света, чередуются с вертикалями ступенчатых контрфорсов с металлическими затяжками. При строительстве применялись инновационные для своего времени технологии: металлический каркас позволил создать в цехах огромные открытые пространства.
«Электрическое освещение, электрическая передача силы для движения типографских машин, центральное отопление: простор, свет, воздух, электрическая вентиляция, подъемники для материалов, особые трубы, проходящие сверху до низу здания для очистки от сора. В нижнем этаже переплетная, котельная, электрические и, на запас, паровые двигатели и помещение для трех ротационных машин. Во втором этаже помещение для 30 типографских и 10 литографских машин и докторская; в третьем – наборная, корректорская и отделение для женщин наборщиц, с отдельным ходом; в четвертом – фототипия, фотография, словолитня, курильня для рабочих, отделение для печатания всяких билетов, столовая для рабочих и кухня», – писал о типографии журнал «Архитектурные мотивы».
Всё здесь действительно служило желанию владельца типографии создать «современную, хорошо построенную и устроенную фабрику наших дней… комбинацию всех последних слов новейшей техники, гигиены и архитектурного искусства».
Интерьеры административного корпуса по изысканности ничуть не уступали его внешнему облику. Парадный вход в здание со стороны переулка через вестибюль ведет в помещение конторы с тремя большими окнами, оно было просто обставлено и лишено всяких украшений, если не считать терракотового барельефа основателя книгопечатания Гутенберга над окошком кассы.
Главной “жемчужиной” этой комнаты является волнообразная лестница из светло-серого мрамора, ведущая на второй этаж и освещенная оригинальным напольным электрическим фонарем. Шехтель лично разработал для всех помещений уникальные потолки, оконные заполнения и двери, дизайн которых не повторялся. На втором этаже был обустроен кабинет Левенсона с небольшой комнатой отдыха, оформленные в стиле модерн. Особый интерес представляет лепной потолок в форме спирали, который по задумке архитектора имитировал свернутые в рулоны бумажные листы.
В советский и постсоветский периоды была утрачена вся внутренняя отделка административного корпуса, но в 2013–2016 гг. исторические интерьеры здания были отреставрированы и восстановлены по фотографиям и авторским чертежам.
На сегодняшний день объект культурного наследия является бизнес-центром и принадлежит частному владельцу, а помещения сдаются в аренду. Собственник пообещал, что здание будет доступно для москвичей и, кажется, держит слово.
А вам удалось побывать в этом красивейшем месте после реставрации?
Спасибо, что дочитали до конца. Ставьте 👍 если было интересно и подписывайтесь на наш канал на Дзене и в Телеграм.
#armos #история #архитектура #москва #типография