Найти тему

Тайны и открытия павильона № 1 на ВДНХ: что скрывал «Центральный»

Оглавление

Моряки на штурме Зимнего дворца, Ленин на съезде трудящихся и коровы на пастбище – эти произведения искусства были специально созданы лучшими художниками 1950-х годов для павильона № 1 “Центральный” на ВДНХ. Во время реставрации павильона были обнаружены редкие и малоизвестные произведения искусства, которые мастера уже успели восстановить, а над остальными продолжают работать специалисты.

Ленин и Зимний дворец: великий лидер и исторический символ

Павильон № 1 «Центральный» – это величественное сооружение, окрашенное в сахарно-белый цвет и украшенное золотыми барельефами, капителью и звездой на шпиле. Оно бросается в глаза издалека и является одним из самых узнаваемых павильонов на территории ВДНХ.

Строительство этого здания в стиле сталинского ампира было завершено в 1954 году. Термин “сталинский” указывает на период его возведения, а “ампир” ассоциируется с поздним классицизмом и стилем “ампир” во времена Наполеона во Франции – это величественная, пышная и в то же время строгая архитектура. Павильон № 1 «Центральный» имеет башенную структуру и три яруса, заканчивающиеся шпилем. Высота данного здания составляет 97 метров, что делает его самым высоким сооружением на ВДНХ.

В этой первой зоне, через которую проходим с улицы, стены украшены панелями, подражающими цвету вишневого искусственного мрамора. Этот оттенок ассоциируется с борьбой и силой. Входной зал дополнительно приобретает торжественность благодаря массивным деревянным дверям и стеклянному плафону потолка, который пропускает солнечный свет. Здесь находится зал Великой Октябрьской революции, посвященный первым годам советской власти.

-2
-3

Слева на стене, в раме из красного и золотого, висит картина Павла Соколова-Скали, созданная в 1950-х годах, под названием «Штурм Зимнего дворца». Она вернулась на свое историческое место после реставрации. На картине изображены волнующиеся солдаты и матросы, вооруженные пулеметами и винтовками, входящие на Дворцовую площадь. Один из них имеет повязку на голове, другой пал, и женщина-санитарка умоляюще глядит на толпу, обращаясь за помощью. Бойцы спешат захватить Зимний дворец, который был символом императорской власти. Дворец виден в дальнем плане, с огнями в окнах. Вопрос – кто находится внутри?

Известно, что на момент захвата Зимнего дворца императорской семьи там не присутствовало, так как Николай II уже отрекся от престола в марте 1917 года. Однако Временное правительство Александра Керенского продолжало находиться внутри здания.

Читайте также: Парк Горького в Москве

-4

Исследования историков свидетельствуют, что реальность штурма была менее зрелищной и масштабной, чем изображено на картине Соколова-Скали.

Художника, видимо, вдохновили не только события взятия Зимнего дворца, но и более поздние события. В 1920 году, в честь трехлетия Октябрьской революции, на переименованной площади Урицкого (бывшая Дворцовая площадь) был проведен масштабный спектакль-реконструкция. В постановке приняли участие около 7 тысяч человек. Возможно, именно на эту реконструкцию режиссер Сергей Эйзенштейн опирался при создании своего великого фильма “Октябрь”.

Советские художники, включая Соколова-Скалю, также черпали сюжеты и иконографию из этого события.

-5

В правом углу зала Великой Октябрьской революции можно увидеть еще одну картину того же автора под названием “Ленин провозглашает советскую власть на 2-м съезде Советов”. Это полотно было возвращено на историческое место. На нем изображены рабочие, пристально слушающие вождя. Некоторые аплодируют, другие удивленно поднимают головы, словно спрашивая: “Правда ли это?” Ленин нарисован не в центре картины, но все глаза обращены к нему, подчеркивая его ключевую роль и авторитет.

Симбиоз труда и отдыха: баланс между работой и релаксацией

Переходим в зал Сталинской конституции, выполненный в пастельных голубоватых и кремовых тонах. Купол этого зала украшен кессонами, а в его центре расположена величественная золотая звезда. Здесь перед нами рассказывается о светлом будущем, за которое боролись представители революционного движения.

Высота этого зала превышает 30 метров, его архитектура напоминает римский Пантеон. И как вполне соответствует данному виду архитектурных сооружений, на потолке вырезан окулюс – отверстие, которое позволяет проникать свету. В античности окулюсы использовались для того, чтобы люди видели солнце, а боги – глядели на людей. Но в случае этого зала отверстие не является полностью проходным, вместо этого в его центре установлена золотая звезда – символ советской власти.

Вокруг купола, золотыми буквами написаны первые строки гимна СССР: “Союз нерушимый республик свободных сплотила навеки великая Русь”. А ниже этих строк находятся гербы 16 советских республик, среди которых в 1950-е годы входила и Карело-Финская республика.

-6
-7
-8

С четырех сторон зала когда-то располагались панно, изображающие счастливую жизнь советских граждан. Но сохранились только два из них. На первом панно, созданном под руководством художника Александра Герасимова, можно увидеть студентов разных национальностей, которые выходят из Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова на Ленинских горах с книжками и портфелями, активно обсуждая что-то. Это высотное здание было специально построено для университета в 1953 году, за год до открытия павильона № 1 «Центральный», и живописцы сразу же запечатали его на своем полотне. Изображение создает впечатление, будто фигуры на картине оживут и сошли со стены.

Читайте также: Колесо обозрения «Солнце Москвы»

-9

На втором панно, выполненном Сергеем Отрощенко, можно увидеть радостных девушек в ярких платьях и мужчин в белых костюмах и полосатых пижамах (такая мода была в те времена), которые гуляют вдоль черноморского побережья среди кипарисов и дворцов с колоннами.

-10

Обе картины рассказывают о правах граждан СССР, закрепленных в Сталинской конституции 1936 года, которая считалась одной из самых прогрессивных в мире. В этой конституции были прописаны права граждан на труд, отдых, образование и многое другое.

На информационных стендах можно увидеть репродукции обоих несохранившихся панно. Одно из них, работы Александра Герасимова, изображает открытие Волго-Донского канала: трудящиеся люди радуются проходу первого теплохода сквозь триумфальную арку, а вокруг них простираются бескрайние поля, которые им предстоит обрабатывать и засевать. Другое панно, написанное художником Степаном Кириченко, называется «Депутаты Верховного Совета в Кремле»: на нем изображена толпа мужчин и женщин, серьезно обсуждающих вопросы, на фоне колокольни Ивана Великого и сталинской высотки – символов прошлого и настоящего.

Взгляды и деятельность: Назарали и Сталин в перспективе истории

Затем, мы направляемся в зал Победы Советского Союза в Отечественной войне и борьбы за мир. Здесь мы встречаемся с гипсовым горельефом, который тонирован под бронзу и называется “Знаменосцем мира, советскому народу – слава!”. Этот горельеф был создан Евгением Вучетичем вместе с командой скульпторов. В 1960-х годах горельеф был закрыт фальшстеной и затем замурован.

-11

Когда реставраторы приступили к работе, они обнаружили, что состояние горельефа было плачевным, многие скульптуры серьезно повреждены. Им пришлось воссоздавать фрагменты на основе старых фотографий. Предположительно, персонажи горельефа были созданы по образцу реальных людей, например, справа мы можем увидеть узбека в халате и тюбетейке, который является Назарали Ниязовым, Героем Соцтруда. Его скульптурный погрудный портрет был создан Вучетичем еще до работы над горельефом, и потом от него была создана скульптура в полный рост.

-12
-13

Сегодняшний горельеф отличается от первой версии 1954 года. В изначальном варианте на знамени изображены были Ленин, Сталин, Маркс и Энгельс, однако после развенчания культа личности Сталина, остался только профиль Ленина. В первом варианте горельефа мужчина и женщина на переднем плане держали символ СССР, герб, но позже его заменили на изображение младенца, держащего голубя – символ мира. Реставраторы возродили последнюю версию скульптурной композиции.

Читайте также: Улица Покровка

Кстати, Евгений Вучетич, помимо работы над горельефом, также был главным художником выставки.

Колхозы и Совхозы

В залах павильона № 1 “Центральный” история и его реставрация представлены на фотографиях. Одним из снимков является помещение со вторым этажом, населенное торговыми киосками – именно так выглядел павильон в 90-е годы. На другой фотографии можно увидеть мастеров, аккуратно очищающих слои штукатурки с помощью шпателей.

В зале “Колхозов, Совхозов – МТС” реставраторам удалось обнаружить нишу для картины, окруженную сливочно-белыми барельефами. На нижних частях барельефов изображены овощи и фрукты, такие как капуста, кукуруза, яблоки и виноград, а в рамках на краях – фигуры животных, таких как коровы, лошади и овцы, а наверху – комбайны и тракторы. Предполагается, что подобные барельефы украшали и другие стены, но сохранились только здесь.

В этот зал была возвращена картина Бориса Щербакова “Молочно-мясное животноводство в СССР” после реставрации. Картина выполнена маслом и изображает стадо коров и быков, пасущихся у реки, а также молочниц и доярок, животноводческие фермы и линии электропередачи. Над полотном был воссоздан лозунг, который также присутствовал в 1958 году: “В ближайшие годы догоним США по производству мяса, молока и масла на душу населения”.

-14

Художник создал это произведение для павильона № 1 “Центральный”, а в 1960-х годах оно было перенесено в павильон “Конный манеж”.

Здесь, на стене павильона, можно наблюдать уникальное панно сельскохозяйственной тематики, созданное неизвестным автором. Панно изображает карту машинно-тракторных станций (МТС) Советского Союза, а в углах картины прекрасно изображены просторы страны, поля и комбайны. В более поздние времена, электронная версия карты была установлена вместо нарисованной, где каждая лампочка отображала расположение МТС. Однако, с течением времени, электронная часть карты утеряна, и реставраторы решили сохранить на панно только контур СССР.

Интересно отметить, что предполагалось, что на это место будет размещено огромное полотно Александра Герасимова “Сталин объявляет на 2-м съезде колхозников и ударников об открытии ВСХВ”. Это полотно важно для выставки, так как оно является частью нашей истории. Однако, в настоящее время это полотно находится на реставрации, и публика еще не имела возможности увидеть его.

Удивительно, что это панно, которое было убрано еще до открытия павильона и считалось потерянным, было обнаружено в 2014 году на цокольном этаже павильона, намотанное на вал. Сейчас происходит процесс восстановления этого панно, чтобы оно могло быть представлено публике и сохранено как часть нашего культурного наследия.