«Чистое искусство» живописи 1980-х
Художественная жизнь второй половины XX века охарактеризовалась активной выставочной деятельностью: в начале 80‑х годов началось соревнование, кто привлечёт на свои выставки больше зрителей; вдруг оказалось, что выставка может стать центром общественного интереса. Обстановка гласности вывела на выставочные стены многое из того, что при иных условиях осталось бы стоять в мастерских живописцев. Тематика, смысловое наполнение, образные системы искусства 1980‑х обратились к проблеме духовного начала в современном мире. Классическое искусство, архаика и античность, икона, Возрождение, барокко, классицизм, реализм XIX века опять стали актуальными.
Плёсский музей‑заповедник обладает небольшой по объёму, но разнообразной по стилю и жанрам коллекцией живописи 80‑х годов XX века: 67 имён художников, чьё творчество получило признание не только в Ивановском крае, но и в искусстве России, более 100 полотен, написанных в жанре пейзажа, портрета, натюрморта, сюжетно‑тематической картины.
Пейзажная живопись 80‑х годов XX столетия представлена в собрании Плёсского музея‑заповедника хрестоматийными именами Л. Бродской,
С. Ивенского, Е. Востокова, Н. Козодьяна, В. Фёдорова, М. Малютина,
Б. Лукина, М. Агеева, А. Кротова, А. Яковлева. Лирический пейзаж этих мастеров воспринимает и подчиняет себе различные живописные традиции и манеры: сказывается влияние реалистической живописи, восходящей ко второй половине XIX века, проявляется опыт импрессионистической живописи, претворяются некоторые декоративные приёмы стиля модерн.
Характерный облик природы или города, то состояние, в котором они
воссоздаются пейзажистом, зачастую включает в себя представления о поэтическом своеобразии родной земли, которые складываются в эстетической сфере национального самосознания. Здесь вырисовывается вполне отчётливая линия живописи, ставящая своей целью создание обобщающего образа родины, который раскрывается автором в лирических мотивах, например в одухотворенных строгой просветлённой красотой образах русской природы в пейзажах А. Кротова и С. Г. Ивенского, но чаще всего получает эпически‑мажорное, романтическое воплощение. В этом духе создаются произведения, концентрирующие в себе идеи национального пейзажа: величественные своим размахом картины М. С. Агеева, темпераментные, бурные пейзажи В. А. Фёдорова.
Реалистический метод изображения — один из самых трудных для художника. Он заставляет думать о максимальной эффективности
каждого формального приёма в образном раскрытии жизненного содержания, обладающего многообразием черт и характеристик, которые приходится переводить на язык искусства.
Традиции русской реалистической школы последовательно развивали
советские художники «старшего» и «младшего» поколений: Г. Максимов, Г. Ниткин, Б. Орлов, В. Пахров, А. Семёнов, К. Фролов, В. Чернов и другие.
Визуальный образ современника за период, отправной точкой которого можно считать XX съезд компартии и полёт человека в космос в 1961 году, до 1980 – 1990‑х годов — времени новых кардинальных преобразований в обществе — претерпел в живописном искусстве существенные изменения.
Акценты в трактовке образа современника смещались от романтически настроенного, бескорыстного патриота своей Родины, будь то первооткрыватель новых земель, новых месторождений полезных ископаемых или доблестный защитник её рубежей, до человека, разочаровавшего в старых идеологических принципах, ищущего выход из сложившейся ситуации и желающего обрести личную свободу от обязанностей, навязываемых общественным устройством, несущего персональную ответственность именно за себя. Во второй половине XX века в трактовке портретного образа художники, как правило, отдают предпочтение длительным состояниям модели — раздумьям и переживаниям. В образах портретируемых нет ничего мимолётного, преходящего; внимание сосредоточивается на ведущих чертах личности.
Собрание 80‑х годов XX века представлено немногочисленными, но разнообразными по замыслу и стилистическому решению портретными работами А. Фёдорова «Портрет отца» (1984), «Екатерина Михайловна» (1983), А. Антохина «Королёв А. М.» (1982), Л. А. Мороховой «Портрет» (1987), Б. В. Орлова «Освещённый солнцем» (1988).
В последние годы XX столетия получил своё дальнейшее развитие жанр
натюрморта. Многокрасочная мелодия природы звучит в работах Б. Мутовкина «Букет русских полей» (1982), «Золотой полдень» (1987), «Новые заботы» (1981), «Кузня дяди Вани» (1980), В. Поюрова «Букет» (1982), «Три тыквы» (1980‑е), А. Мудрецова «Осенний букет» (1988), Е. Николаевой «Полевые цветы» (1986).
Ещё реже художники обращались к сюжетно‑тематической картине. Развитие этого жанра, судя по представленным в собрании работам, приостановилось в 1960‑е годы. Образы, созданные Н. Афанасьевым и Л. Богомольцем, отсылают нас ко времени активного строительства молодой страны, времени пятилеток и трудовых побед: «Московский речной порт» (1980) и «Онежское озеро» (1980) — пейзажи, выполненные в духе соцреализма. Т. Гижевская, А. Яковлев и А. Снегирёв обратились к теме трудовых будней советского человека: женщины в овощехранилище, перебирающие картошку, полуденная заводская смена, узбек, пасущий стадо овец — вот такие незатейливые сюжеты разрабатывают авторы довольно больших по своему масштабу полотен.
Темой, к которой обращаются художники всех поколений, была и остается Великая Отечественная война. Своеобразно, смело и широко трактуют образы войны талантливые ивановские живописцы В. Жемерикин «Военные годы» (1981), В. и Н. Родионовы «Память» (1984).
Любая значительная живописная работа, рассмотренная нами, — это
вопросы, вопросы, вопросы: куда мы идём? кто мы? в чём наша цель, наша перспектива? В 1970‑е и 1980‑е люди словно устали от концептуального искусства и понемногу вернулись к изобразительности, цвету и фигуративности. В 1980‑е наряду с реалистической установкой и её антиподом, конформистским ремесленничеством, перед художниками как бы возник «третий путь»: перспектива искусства, заявляющего о своей независимости от прочих областей социальной практики, от общепринятой, традиционной иерархии материальных и духовных ценностей жизни. Сейчас много спорят о традициях отечественного искусства. Есть духовная традиция, которую искусство советское, искусство новейшее унаследовало от больших художников дореволюционной России. Это ум, сердце, творческое воображение, открытые насущным тревогам сограждан, человеческим борениям современности. Это потребность создавать искусство, соразмерное жизни — её всеобъемлющим запросам.
Оксана Чурюканова «"Чистое искусство" живописи 1980-х» (Мир Музея. 2013. № 6. С. 49.)
Плёсский музей-заповедник
1. - В. М. Бахарев. Красный дом. 1980.
2. - Н. Г. Афанасьев. Московский речной порт. 1980.
3. - А. А. Яковлев. Ямбург. Полуденная смена. 1986.
4. - В. С. Поюров. Три тыквы. 1980.
5. - В. С. Поюров. Букет. 1982.
#мирмузея #архивмирмузея #мирмузеяархив #мирмузея2013 #Ивановскаяобласть #Плёс #Плёсскиймузей_заповедник #живопись1980 #настоящиеценностибудущего #мастерство