В коллекции Всероссийского музея А. С. Пушкина хранится бронзовый бюст Петра I на ножке. Он укреплён на постаменте из жёлтого мрамора, опоясанном в основании лёгким изящным венком золочёной бронзы.
Перед нами образец парадного репрезентативного портрета императора, выполненный Мари‑Анн Колло в процессе длительной работы над созданием знаменитого Медного всадника. Ставший особенно популярным после торжеств, связанных с открытием в 1782 году памятника Петру I, этот бюст был неоднократно повторён в бронзе и украшал парадные залы особняков, кабинеты знати, дворцовые интерьеры.
Надпись на оборотной стороне бюста — «M. Collot» — свидетельствует о
том, что он отлит по модели, выполненной французским скульптором Мари‑Анн Колло, ученицей Э. М. Фальконе, прославленного создателя Медного всадника.
Встреча со знаменитым скульптором оказалась для 16‑летней Колло судьбоносной: мастер не только приобщил способную ученицу к ремеслу скульптора, развив её художественные способности, но и ввёл её в общество своих друзей‑художников и интеллектуалов‑энциклопедистов, общение с которыми раскрыло лучшие черты её личности.
В 1766 – 1778 годы Колло с Фальконе работали в России по приглашению Екатерины II, задумавшей создать монумент Петру I. Параллельно Колло выполняла заказы на многочисленные скульптурные портреты. Ей принадлежат медальоны Петра I и Елизаветы Петровны для Китайского дворца в Ораниенбауме, а также восемь (с вариантами) портретов Екатерины II, покровительство которой всё больше укрепляло положение молодой художницы. Однако делом её жизни, как и Фальконе, стало создание памятника Петру I. Вместе с Фальконе Колло изучала живописные и скульптурные портреты императора, снятые Б. К. Растрелли прижизненную и посмертную маски, а также «Восковую персону» его работы. Мастер в передаче внешнего сходства, Колло стала автором многочисленных эскизов головы Петра.
Участие Колло в создании головы Медного всадника не вызывает сомнений, хотя степень её вклада в художественное решение модели специалисты оценивают неоднозначно. Перед нами не просто портрет, а выразительный, полный динамики и экспрессии художественный образ Петра, выполненный с такой степенью обобщения и подчинённости замыслу, какие под силу только великому мастеру монументального искусства. Голова Петра — это подлинный шедевр; спокойные, уравновешенные портреты Колло даже не предполагают такого темперамента и страсти, такой мощной способности к преображению реальности.
Фальконе благородно делился с Колло своей славой, настойчиво
подчёркивая мысль о невозможности создания монумента без её участия. Получив из Санкт‑Петербурга золотую и серебряную медали за создание памятника, серебро Фальконе послал Колло со словами горячей благодарности. В трактате «Наблюдения над статуей Марка Аврелия» он писал: «Я исключаю голову героя, которой я не делал; это портрет, смелый, колоссальный, выразительный и проникнутый характером, принадлежит м‑ль Колло, моей ученице».
На открытии памятника Фальконе не присутствовал. После отливки монумента в бронзе он уехал из России навсегда. Уехавшая вскоре Колло ненадолго вернулась в Санкт‑Петербург, но ничего значительного ею создано больше не было — ни в России, ни во Франции.
Гали Флёрова «Бронзовый бюст по модели Колло» (Мир Музея. 2016. № 6. С. 13).
Всероссийский музей А.С. Пушкина
#мирмузея #архивмирмузея #мирмузеяархив #мирмузея2016 #СанктПетербург #ПётрI #всероссийскиймузейпушкина #музейспб #музейпушкина #настоящиеценностибудущего #мастерство
Бюст Петра I из коллекции Всероссийского музея А. С. Пушкина
28 сентября 202328 сен 2023
20
2 мин