Найти в Дзене

Карты Крыма: пространственное позиционирование

Профессор кафедры истории, архитектуры и градостроительства, зав. кафедрой военной архитектуры Московского архитектурного института Пётр Панухин провёл лекцию в Крымском федеральном университете. Тема лекции: «Карты Крыма из коллекции профессора Панухина».

На фото: Пётр Панухин, профессор МАРХИ
На фото: Пётр Панухин, профессор МАРХИ

Всего существует порядка двух тысяч карт Крыма. В книге профессора Панухина «Пространство и время на картах Крыма», которая была издана в 2020 году, представлено около 400 карт.

«По картам можно определить пространственное позиционирование в отношении той или иной державы. Карты не лгут, хотя в последнее время появилось множество ложных карт, но исторические карты старались этого избегать, они делались для другой цели – для мореплавания, для ведения военных действий, для отраслей народного хозяйства. И на этих картах очень хорошо видно, каким образом в отношении тех или иных интересантов осваивалась территория», – отметил Пётр Панухин.

По его словам, пространственное позиционирование – это не только территориальный термин, это достаточно сложный процесс, когда определённая территория наполняется важным историко-культурным и экономико-хозяйственным значением. И территория в данном контексте либо развивается, либо стагнирует, как это было, например, в Османской империи, когда Крым использовался исключительно как работорговый рынок.

Через Крым прошла тьма народов: это и Киммерийское царство, и Понтийское царство Митридат, Пантикапей, Нимфей и т. д. И уже тогда в Крыму появились первые города – это зафиксировано на нескольких картах, а точнее на картах, которые в эпоху Средневековья издавались картографами по описаниям «отца истории» Геродота», – рассказал Пётр Панухин.

Затем карты прошли интересный путь различных географических открытий, появились портуланы – карты, которые показывают расстояние из одной точки в другую.

«По ним очень хорошо можно определить интересы. Прежде всего, это были интересы, связанные с Великим шёлковым путём. Это левантийские компании (Леванта – страны Ближнего востока), чуть позже это голландские компании. В этой связи очень интересны карты, которые появились при Петре Великом», – добавил Пётр Панухин.

По его словам, идея распространения пространственного позиционирования России вплоть до Константинополя была осуществлена в 1878 году известным героем Севастополя Эдуардом Ивановичем Тотлебеным.

«Это очень интересная картография, которая имеет дуалистическую основу – и гражданскую, и военную – поскольку на рубеже XVIII-XIX веков появляется так называемое военно-топографическое депо. К военной топографии относится порядка 500 карт Крыма, причем очень подробных, на которых показан рельеф, где видны города-крепости, города гражданского назначения, и эта традиция продолжалась фактически всё время господства Российской империи и, собственно, продолжается до сих пор», – подчеркнул Пётр Панухин.

Как отмечает специалист, вместе с тем развивалось и мирное градостроительство, и особенно интересны карты Крыма 70-х годов XIX века. Это был градостроительный бум, когда, например, только территория Ялты увеличилась в 25 раз и по численности населения, и по размеру. В это время города воспринимались уже не только как определённые функциональные торговые точки, но и как курортные города. Этот бум был обеспечен, прежде всего, курортным направлением, что стало новым пространственным позиционированием.

«Конечно, есть печальные карты – карты 18-го года УНР и ЗУНР – это ложные карты. Там Крым позиционируется частью в пользу Австрии, частью – в пользу Германии. Но это просуществовало всего полгода, и гражданская война всё поставила на свои места», – добавил эксперт.

Следующий этап картографии – хозяйственное позиционирование советского периода. Это 30-е года, когда появилась масса отраслевых карт, связанных с развитием животноводства, виноградарства, табачной промышленности и т.д. Они имели интересные диаграммы и графики.

Далее – этап Великой Отечественной войны – карты генштаба Рабочей крестьянской красной армии, карты генштаба Вермахта. Все они представлены в книге Петра Панухина «Пространство и время на картах Крыма».

И завершающий этап – это возвращение Крыма в состав России в 2014 году, когда была выстроена совершенно иная инфраструктура и началось их гармоничное наполнение.

«Карты заслуживают отдельного внимания. Они представляют собой интерес не только для географов, политологов или социогеографов, но и для градостроителей, архитекторов и культурологов»