Правда ли, что конка начиналась практически отсюда? Когда здесь открыли депо? Неужели оно было первым в Москве? Как постройки вагонного парка изменились к 1910 году? Кто из известных писателей работал в этом депо? Как оно именовалось изначально и в честь кого получило своё название в советское время? А также - когда и почему здесь появились троллейбусы? И по какой причине вместо транспорта здесь теперь многочисленные кафе и рестораны? Об этом и не только расскажу сегодня.
Интереснее, чем кажется
Сейчас "Депо" на Лесной улице - это огромное пространство с кафе и ресторанами. На современном языке называется "фудмолл". Открылся он для москвичей в феврале 2019 года и вызвал неподдельный интерес благодаря своим огромным размерам. Но что здесь располагалось до этого? Вы можете мне возрастить - вопрос глупый. Ясно же, что депо. Вон там по всему периметру старые троллейбусы стоят. Однако всё немного сложнее. И мы с вами попытаемся в этом разобраться.
Можно сказать, что здесь начиналась история рельсового транспорта Москвы. В сентябре 1874 года в городе заработал первый постоянный маршрут конки. Он проходил от Воскресенских ворот Китай-города через Неглинную улицу, Трубную площадь, Бульварное кольцо, Тверскую, Петербургское шоссе. Заканчивался Петровским путевым дворцом. Тогда же появился вагонный парк около Миусской площади. В честь неё он и получил своё название. Церемония открытия была торжественной: там присутствовали многие видные деятели того времени. В общей сложности около 200 человек.
Весь комплекс обнесли высоким забором. Попасть внутрь можно было через два парадных въезда. На территории располагались мастерская по ремонту вагонов с кузницей; конюшни; казарма для служащих парка с магазином; склады для сена, овса и навоза. Ну и некоторые другие службы. Этот вид транспорта в Москве развивался быстро. Уже к 1875 году в первопрестольной открыли ещё несколько маршрутов. А количество парков увеличилось до трёх. Но Миусский по-прежнему оставался самым крупным. Например, в 1886-1887 годах здесь было 428 лошадей. В разы больше, чем в других депо.
Трамвайный движ
На протяжении десятилетий Миусский парк развивался. Здесь появлялись новые строения. Но самая масштабная реконструкция прошла в начале 1900-х годов. Тогда в Москве активно шёл процесс запуска линий электрического трамвая. Корпуса, которые мы видим сегодня, проектировали архитекторы Михаил Глейниг, Николай Жуков и Николай Сытенко. Идея была такой: сделать промышленный объект похожим на дворец. Получилось весьма симпатично: красный кирпич с белыми элементами декора. Есть версия, что чертежи вагонного сарая создавал известный инженер Владимир Шухов (автор Шуховской башни). Однако не все историки разделяют эту точку зрения. Более того, даже склоняются к мнению, что это неправда.
Полностью реконструкцию завершили в 1910 году. В целом дореволюционные времена стали для Миусского парка временем бурного развития. Здесь обслуживали большое количество конных, а потом и трамвайных маршрутов. Наверняка многие знают, что именно в это депо в 1914 году пришёл работать в будущем известный писатель Константин Паустовский. Сначала он был вожатым, но вскоре стал кондуктором. В его произведениях есть немало историй на тему своей трудовой деятельности в Миусском парке.
Кипела здесь и революционная жизнь. Самые масштабные забастовки на московском трамвае в 1905 и 1917 годах проходили именно в этом депо. Уже в советское время это послужило поводом, чтобы присвоить Миусскому парку новое название. В честь бывшего слесаря Петра Щепетильникова. Он активно участвовал в забастовках и в революционных событиях января 1905 года. Правда после ссылки в Сибирь ему пришлось сбежать за границу, а именно в Швейцарию. Там он и умер в 1909 году от туберкулёза.
Вы нам больше не нужны
На протяжении 1920-х и 1930-х годов депо им. Щепетильникова продолжало оставаться одним из самых важных в Москве. Здесь в том числе делали ремонт многих столичных трамвайных вагонов. Облик бывшего Миусского парка тоже менялся - у некоторых корпусов достроили вторые этажи. История города складывалась таким образом, что уже во второй половине 1930-х трамвай стали убирать с центральных улиц. Поэтому спустя два десятилетия депо утратило свою значимость. Сюда в 1955 начали поставлять троллейбусы. Интересно, что около двух лет здесь вели их совместную эксплуатацию с трамваями. Но потом рельсовый транспорт окончательно уступил своё место.
В 1957 году закончили ещё одну реконструкцию. Оно превратилось в 4-й троллейбусный парк имени Щепетильникова. На протяжении десятилетий здесь эксплуатировали множество разных моделей. Несмотря на то, что корпуса немного перестраивали для нужд нового вида транспорта, их дореволюционных облик остался почти неизменным. К сожалению, троллейбус постигла ещё более страшная судьба, чем трамвай. "Рогатые" полностью исчезли с московских улиц в августе 2020 года.
Чуть раньше, в 2014-м, упразднили 4-й троллейбусный парк. Были разные варианты, как использовать освободившееся пространство. Вплоть до застройки коммерческой недвижимостью. Но москвичи такой вариант не поддержали от слова совсем. В итоге в 2017 году комплекс зданий признали объектом культурного наследия регионального значения. Позже провели аукцион, потому что хотели восстановить пространство на частые деньги. От инвесторов требовали сохранить исторический облик всех зданий. Так здесь и появилось известное всем сейчас "Депо". Конечно, некоторые элементы декора всё же поменяли. Например, окна. Однако такое пространство всё равно гораздо лучше, чем новый жилой комплекс.
На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории столицы. Москва намного интереснее, чем кажется. Удачи!