Это весьма распространенная махинация. Пробег скручивают, в первую очередь, чтобы обмануть покупателя. Бывает, что автомобиль таким образом «омолаживают» для страховой. Но это уже статья УК. Как часто выявляются подобные манипуляции и чем они грозят?
…О том, что пробег на одном из моих автомобилей был скручен, я узнал только через семь лет, когда сдавал его по трейд-ину. Поскольку прежним хозяином этот тогда еще беспробежный «Аутлендер» приобретался официально у дилера в Питере, то вся информация о нем находилась в базе. Сотрудникам иркутского автосалона оставалось лишь зайти в нее.
«У вас скручено 50 тысяч километров», - был их вердикт.
Что мне эта информация давала, когда я уже расставался с автомобилем? Да, было неприятно. И естественно они сбили мне цену.
Ну а в целом, за те сто тысяч, которые я на нем накатал, мой «Аут» ни разу не намекнул, что он несколько по-заезженнее, чем показывал одометр. А те некоторые проблемы, что были, я логично связывал с его предыдущей историей - питерской значительной влажностью и солью, которую там сыпят на дороги.
А вы знаете, насколько часто нас обманывают продавцы, скручивая пробег?
На днях любопытную статистику опубликовали эксперты «Автостат Инфо». Они взяли российские базы по техосмотрам и проанализировали хранящиеся там данные о техническом состоянии автомобилей в нашей стране. И получилось у них следующее…
У более чем 70% легковых авто в России пробег скручен.
Да, среди всех транспортных средств (легковые автомобили, LCV, пикапы, грузовики, автобусы) особенно высокий процент подлога обнаружился в категории легковых автомобилей – 70,5% (более 6 миллионов случаев из общего числа зарегистрированных).
Вот такая статистика:
- Легковые – 70,5% (более 6 млн случаев)
- Грузовые – 15,2% (почти 13 млн)
- LCV – 11,3% (966 тыс.)
- Автобусы – 2,3% (196 тыс.)
- Пикапы – 0,7% (62,2 тыс.)
В средних же цифрах, более 30% автомобилей в стране имеют скрученный пробег. Примечательно и то, что у легких коммерческих авто, грузовиков и автобусов пробег скручивается непропорционально больше, чем у легковых автомобилей.
По регионам, где эти махинации наиболее распространены, лидирует Краснодарский край. Там зафиксировано 335 тыс. фактов скручивания пробега (5,6% от всех скручиваний в РФ).
А среди моделей по количеству авто со скрученным пробегом в российском автопарке безусловный лидер – Lada 2107. У 327,6 тысячи «семерок» в России пробег скручен.
Если учесть, что в данное время в стране зарегистрированы 1,4 млн автомобилей этой модели (данные на 1 июля 2022 г.), то выходит, что у каждой четвертой «семерки» фиктивны пробег.
Из этой таблицы видно, что абсолютный лидер по махинациям с пробегом – отечественный бренд «Лада». Более того, если рассмотреть топ-10, то в нем восемь авто – продукция АвтоВАЗа.
Но стоит знать, что скрутить одометр возможно у любого автомобиля,
вне зависимости от цены, марки и модели. И этим не гнушаются заниматься не только частники, но и некоторые официальные дилеры, торгующие машинами по схеме трейд-ин. Российское законодательство позволяет безнаказанно обманывать покупателей…
По данным некоторых экспертов, доля машин со скрученным пробегом и размер его корректировки растут с увеличением возраста автомобиля. К примеру, у новых машин пробег скручивают редко – в среднем в 3% случаев. Среди трехлетних будет уже 11% автомобилей со скрученным пробегом. В возрастной группе от десяти лет уже у каждой пятой скручен пробег. Ну а далее – по возрастающей.
Итак, чем же грозит этот вид мошенничества?
В первую очередь тем, что покупателя вводят в заблуждение относительно ресурса основных узлов автомобиля. А это, если автомобиль в возрасте, грозит недешевыми ремонтами.
По данным «Автостат Инфо», средний пробег легкового авто в России – 18 тыс. км в год. То есть если вы покупаете трехлетний автомобиль, то его реальный пробег должен быть около 50-60 тыс. км. А у пятилетнего – около 100 тыс. км.
Поэтому когда рассматриваете машину возрастом пяти лет, а у нее на одометре пробег 25 тыс. км, и вам рассказывают, что «…машина жены, она на ней пару раз в неделю всего выезжала-то…», то тут стоит насторожиться.
Хотя… Приведенные данные по реальным пробегам совсем не отражают, к примеру, ситуацию с машинами такси. Это вообще отдельная тема. Но и автор этих строк в год наматывает всего 10 тыс. км по схеме «дом – работа – дом». Правда, это в Иркутске. В столицах скорее всего получилось и 18 тысяч км, и даже 25 тыс.
Выбирая подержанный автомобиль, многие покупатели ориентируются в первую очередь на его пробег. Между тем,
цифры на одометре в абсолютном большинстве случаев не говорят абсолютно ничего,
- утверждает специалист по автоподбору иркутской компании «Автотайм» Алексей Борзенков.
– Реальный возраст автомобиля возможно оценить по косвенным признакам износа: стершиеся накладки на педали, обтертая обивка руля и кресел. Можно сравнить ощущения в водительском и пассажирском кресле: у сильно ушатанных машин водительское, возможно, будет продавлено сильнее. Но нужно помнить, что накладки, чехлы и оплетки на руль стоят дешево и легко заменяются, - предупреждает специалист.
А вообще, если предыдущий владелец ездил аккуратно и своевременно проводил все сервисные процедуры, то такая машина останется в хорошем состоянии и с большим километражом. Непутевый же водитель может убить машину и за 30-40 тысяч.