Найти тему
О кораблях и марках

Учебные парусники, Россия

Оглавление

Опубликовано в блоге "О кораблях и марках"

В 1981 г. в СССР была выпущена серия из 6-ти марок, посвященная учебным парусникам. Рассказы о них, в том числе за авторством моего дорогого друга Сергея Михайловича, вы можете найти по тегу «Учебный парусный флот». В 2000-х годах Почта России решила также обратиться к этой теме, давайте посмотрим, что из этого вышло.

Учебный парусный флот, СССР 1981
Учебный парусный флот, СССР 1981

Первой ласточкой (или наверное чайкой) была марка 2006 года, посвященная барку «Крузенштерн» (здесь заметка СМ) и его первой кругосветке 2005-2006 гг. Очень красивая марка, квадратный формат, экспрессивная фотография Юрия Масляева (правда использованная без его ведома).

Кругосветное плавание барка «Крузенштерн» 2005-2006 гг., Россия 2006
Кругосветное плавание барка «Крузенштерн» 2005-2006 гг., Россия 2006

Барк «Седов»

Через 15 лет в 2021 году была выпущена марка с изображением барка «Седов». Дизайн марки традиционный, море, красавец-корабль на всех парусах движется вперед. Рассказ о «Седове» также был в блоге, так что за всеми подробностями о корабле отсылаю к нему.

Россия 2021. 100 лет барку “Седов”
Россия 2021. 100 лет барку “Седов”

Характеристики марки:

  • Художник-дизайнер – Ульяновский C.
  • Тираж – 105 тыс. шт.
  • Зубцовка — гребенчатая 11¾
  • Размер – 65 × 32,5 мм
  • Бумага — мелованная
  • Печать — офсет

Также был выпущен малый лист из 7 марок с купоном:

Россия 2021. 100 лет барку “Седов”
Россия 2021. 100 лет барку “Седов”

И конверт первого дня. Гашение памятными штемпелями было организовано в Москве, Санкт-Петербурге, Пензе, Калининграде и Мурманске.

Россия 2021. 100 лет барку “Седов”, Конверт первого дня
Россия 2021. 100 лет барку “Седов”, Конверт первого дня

Фрегат «Херсонес»

Выпуск марок в таком дизайне был продолжен в следующем году. В марте 2022 года вышла марка с изображением учебного парусника «Херсонес». Так что вполне уже можно говорить о серии. Художником также является С. Ульяновский (в 2019 году были выпущены марки, посвященные 200-летию открытия Антарктиды с изображением шлюпов «Восток» и «Мирный» авторства Ивана Ульяновского, интересно, родственники или однофамильцы?).

Учебное парусное судно «Херсонес», Россия 2022
Учебное парусное судно «Херсонес», Россия 2022

Характеристики марки:

  • Художник-дизайнер – Ульяновский C.
  • Тираж – 105 тыс. шт.
  • Зубцовка — гребенчатая 11¾
  • Размер – 65 × 32,5 мм
  • Бумага — мелованная
  • Печать — офсет

Парусное учебное судно «Херсонес» было заложено в 1987 году по проекту польского конструктора Зигмунда Хорена и спущено на воду в 1989 году на Гданьской верфи «Stocznia Gdanska» им. Ленина. Парусник получил своё название в честь древнего города, в котором в Х веке принял крещение киевский князь Владимир, хотя первоначально планировалось назвать его «Александр Грин». «Херсонес» был предназначен для подготовки будущих моряков Российского государственного гидрометеорологического университета.

Судно построено по прототипу парусных судов начала XX века и экипировано полным парусным вооружением типа «корабль». Основное движение «Херсонеса» обеспечивают 26 парусов.

По этому проекту в Польше по заказу Министерств Торгового транспорта и Рыбной промышленности были построены пять однотипных судов за основу которых был взят польский парусник «Дар молодёжи» (построен в 1982 году). Кроме «Херсонеса» это — «Дружба» для Одессы, «Мир» для Ленинграда, «Паллада» и «Надежда» для Владивостока. В 1989 году судно было передано Севастопольскому ПОРП «Атлантика» (судовладелец до 1991 года). Первым капитаном стал Елфимов Олег Евгеньевич, который перед тем, как стать капитаном на «Херсонесе», длительное время был капитаном-дублером на барке «Седов».

Технические характеристики:

  • Материал корпуса — сталь
  • Длина наибольшая (с бушпритом) — 108,6 м
  • Ширина наибольшая — 14,0 м
  • Максимальная осадка — 7,3 м
  • Водоизмещение — 2 987 т
  • Скорость — 11,6 узлов
  • Высота грот-мачты — 51 м
  • Площадь парусов — 2770 квадратных метров
  • Экипаж — 46 человек
  • Судовая силовая установка — два главных дизельных двигателя Zultzer-Zigelski общей мощностью 1140 л. с.(2 х 570), привод ВРШ через редуктор с гидромуфтами;

После распада СССР три больших парусника (барк «Товарищ», фрегаты «Херсонес» и «Дружба») отошли к Украине. России достались барки «Седов» и «Крузенштерн» и три фрегата «Мир», «Надежда» и «Паллада».

С 1991 по 2006 год фрегат являлся учебной базой Керченского государственного морского технологического университета. Одновременно на условиях аренды эксплуатировался немецкой туристической компанией «Инмарис» в качестве круизного судна. Поступления от аренды позволяли содержать и обслуживать парусник. В 1997 году судно получило известность благодаря тому, что обогнуло мыс Горн (Южная Америка) под парусами на выключенных двигателях (в предыдущий раз парусник такого класса огибал мыс Горн в 1949 году, это был барк «Памир»). В 2003 году «Херсонес» поставил ещё один рекорд — под парусами обогнул мыс Доброй Надежды.

«Херсонес» на рекламном буклете немецкой фирмы «Инмарис»
«Херсонес» на рекламном буклете немецкой фирмы «Инмарис»

В 2006 году из-за финансового спора между «Инмарис» и судовладельцем (Украина не заплатила германской фирме за проведенные ремонтные работы и судно оказалось под угрозой ареста) эксплуатация была прекращена, судно поставлено в отстой в порту Керчь. И в связи с вынужденной продолжительной стоянкой, почти полностью пришёл в негодность.

В 2015 году после присоединения Керчи и всего Крыма к России судно было передано в федеральную собственность Российской Федерации и закреплено за ФГУП «Росморпорт». В 2016 году «Херсонес» был отбуксирован в Севастополь для прохождения восстановительного ремонта. Паруснику был возвращён исторический белый цвет с синей полосой вдоль борта и золотисто-охровыми украшениями. Торжественная церемония поднятия парусов на фрегате состоялась 12 августа 2016 года на Графской пристани города Севастополя.

В сентябре 2016 году судно «Херсонес» впервые с 2006 года отправилось в плавание и приняло участие в международной парусной регате «SCF Black Sea Tall Ships Regatta – 2016».

В 2020 году на форштевне судна восстановлен его символ — галеонная фигура «Золотой Альбатрос», которой «Херсонес» удостоился в 1997 году за проход под парусами мыса Горн.

В августе 2021 года «Херсонес» получил красные (алые) паруса, видимо в память о первом, неслучившемся названии корабля. Так он и изображен на марке.

Ежегодно фрегат задействуется в различных торжественных мероприятиях, принимает участие в фестивалях «Тавриды.АРТ», яркой точкой притяжения которых является масштабный арт-парк в бухте Капсель рядом с городом Судаком. Значимые арт-объекты, расположенные на этой территории: «Ассоль», символизирующая силу воли и веру в мечту, и фигура «Человек, смотрящий в море», как олицетворение творца, ищущего путь к вдохновению и самовыражению. Эта фигура и изображена в правом нижнем углу марки, а Ассоль попала на конверт первого дня.

Также, как и для выпуска с «Седовым» был отпечатан малый лист из 7 марок с купоном и конверт первого дня. Гашение осуществлялось в Москве, Севастополе и Сочи.

Учебное парусное судно «Херсонес», Россия 2022
Учебное парусное судно «Херсонес», Россия 2022
Учебное парусное судно «Херсонес», конверт первого дня, Россия 2022
Учебное парусное судно «Херсонес», конверт первого дня, Россия 2022

Фрегат «Мир»

Чуть позже в июле 2022 года была выпущена марка, посвященная систер-шипу «Херсонеса», учебному паруснику «Мир». Художником также является С. Ульяновский. Характеристики марки аналогичны, за исключением перфорации, тут 11½ вместо 11¾.

Парусное учебное судно «Мир», Россия 2022
Парусное учебное судно «Мир», Россия 2022

Характеристики марки:

  • Художник-дизайнер – Ульяновский C.
  • Тираж – 105 тыс. шт.
  • Зубцовка — гребенчатая 11½
  • Размер – 65 × 32,5 мм
  • Бумага — мелованная
  • Печать — офсет

«Мир», как и «Херсонес» был построен на гданьской верфи «Stocznia Gdanska» им. Ленина, спущен на воду в 1987 году (на 2 года раньше «Херсонеса»). Министерство морского флота СССР заплатило Гданьской судоверфи за парусник 80 000 000 советских рублей. В 1987 году 1 доллар стоил 80 копеек (официально).

Первым капитаном парусника «Мир» был назначен Виктор Антонов. В период с 1989 по 1991 год судно «Мир» находилось на балансе Балтийского морского пароходства, порт приписки — Ленинград. В 1991 году парусник передан в управление Ленинградского высшего инженерного морского училища, впоследствии переименованного в Государственную морскую академию имени адмирала С. О. Макарова, а затем в Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова. В мае 2014 года парусное учебное судно «Мир» передано ФГУП «Росморпорт».

Официально зарегистрирована максимальная скорость движения парусника под парусами – 21 узел, поэтому «Мир» считается самым быстрым парусником в мире.

Технические характеристики парусника практически идентичны «Херсонесу»:

  • Материал корпуса — сталь
  • Длина наибольшая (с бушпритом) — 108,6 м
  • Ширина наибольшая — 14,0 м
  • Максимальная осадка — 6,6 м
  • Водоизмещение — 2 984 т
  • Скорость — 11,6 узлов
  • Высота грот-мачты — 49,5 м
  • Площадь парусов — 2770 квадратных метров
  • Экипаж — 46 человек
Учебный парусник «Мир»
Учебный парусник «Мир»

За время своего существования парусник «Мир» одержал свыше 20 побед в различных гонках. Одна из самых известных побед состоялась на маршруте Христофора Колумба. Данная регата была организована в честь 500-летнего юбилея открытия Америки. Другая известная победа была одержана в честь 300-летия флота России.

Парусник «Мир» ежегодно участвовал в международной регате The Cutty Sark Tall Ships’ Races (регата больших парусников «Катти Сарк»), преобразованной в 2002 году в Tall Ships’ Races. Принимая участие в данных регатах, организованных Международной организацией парусной подготовки (STI), парусник «Мир» несколько раз побеждал и на отдельных этапах, и в общем зачёте гонок. В 2003 и 2004 годах судно дважды получило главный приз – большую серебряную тарелку. С момента начала проведения таких регат (с 1956 года) парусник «Мир» – единственное парусное судно класса «А», завоевывавшее главный приз два года подряд.

На паруснике «Мир», кстати, можно отправится в небольшой круиз в составе группы практикантов по Балтийскому морю. Заявку можно оставить здесь. Стоимость за 7 дней в 2023 году 110 000 рублей на человека.

Вернемся к филателии. Аналогично выпускам с «Седовым» и «Херсонесом» был отпечатан малый лист с купоном и конверт первого дня. Гашение производилось в Москве, Санкт-Петербурге и Калининграде.

Парусное учебное судно «Мир», Россия 2021
Парусное учебное судно «Мир», Россия 2021
Парусное учебное судно «Мир», конверт первого дня, Россия 2021
Парусное учебное судно «Мир», конверт первого дня, Россия 2021

Постскриптум

Таким образом, на российских марках из действующих учебных парусников пока не появлялись дальневосточные фрегаты с историческими именами «Надежда» и «Паллада», систершипы «Мира» и «Херсонеса». А также небольшая двух-мачтовая шхуна «Юный Балтиец», построенная в 1989 году в Ленинграде для Городского Дворца пионеров и школьников им. А.А. Жданова. На «Юном Балтийце» проходили морскую практику ребята 12-16 лет. Было бы здорово увидеть этот парусник на марках. Это ведь еще и первое парусно-моторное судно построенное на государственном предприятии в России с 1914 года! Но пока в планах на 2023-2024 гг. таких выпусков нет, а жаль.

Учебное парусное судно «Юный балтиец»
Учебное парусное судно «Юный балтиец»