Найти в Дзене

Юрий Савченко. Часть 2. «Савченко, аккуратней!..»

- Говорят, квалифицированный арбитр - это еще и воспитатель на поле. С этим я столкнулся, еще ког­да сам играл. Это был матч с ЦСКА. Опекавший меня защитник не всег­да выбирал дозволенные приемы. Порой было больно, не раз оказы­вался я на земле. Под конец иг­ры не выдержал, погнался за обид­чиком, благо тот был с мячом... Но последовал мгновенный окрик судьи в поле: «Савченко, аккурат­ней!..». Всего два, но так вовремя ска­занных нашим известным арбитром слова тотчас охладили мой пыл, не позволили сгрубить. Их я запом­нил навсегда. Став судьей и помня тот урок, стараюсь и сам действо­вать в этом ключе. Не раз убеж­дался, что большинству игроков во­время сделанная подсказка помога­ет не растрачивать попусту силы на выяснение отношений с обидчиком, тем более если он видит, что судья не дает спуску грубияну. Да и сам даже злостный нарушитель, если он постоянно видит судью рядом и его недозволенные приемы не оста­ются незамеченными, постоянно ка­раются не только устными внуше­ниями, но и

- Говорят, квалифицированный арбитр - это еще и воспитатель на поле.

С этим я столкнулся, еще ког­да сам играл. Это был матч с ЦСКА. Опекавший меня защитник не всег­да выбирал дозволенные приемы. Порой было больно, не раз оказы­вался я на земле. Под конец иг­ры не выдержал, погнался за обид­чиком, благо тот был с мячом... Но последовал мгновенный окрик судьи в поле: «Савченко, аккурат­ней!..».
Всего два, но так вовремя ска­занных нашим известным арбитром слова тотчас охладили мой пыл, не позволили сгрубить. Их я запом­нил навсегда. Став судьей и помня тот урок, стараюсь и сам действо­вать в этом ключе. Не раз убеж­дался, что большинству игроков во­время сделанная подсказка помога­ет не растрачивать попусту силы на выяснение отношений с обидчиком, тем более если он видит, что судья не дает спуску грубияну. Да и сам даже злостный нарушитель, если он постоянно видит судью рядом и его недозволенные приемы не оста­ются незамеченными, постоянно ка­раются не только устными внуше­ниями, но и цветными карточками, дабы не подвести команду, умерить свой пыл.

На левой фотографии 22-летний Юрий Савченко с  только что завоеванным автозаводцами Кубком СССР-1968, в финале которого он забил победный гол. На правом фото – Юрий Савченко после присвоения звания арбитр ФИФА (1988 год). Фото: Игорь Уткин.
На левой фотографии 22-летний Юрий Савченко с только что завоеванным автозаводцами Кубком СССР-1968, в финале которого он забил победный гол. На правом фото – Юрий Савченко после присвоения звания арбитр ФИФА (1988 год). Фото: Игорь Уткин.

- Есть ли какие-то команды или конкретные игроки, матчи с участи­ем которых представляют для ар­битра известную трудность?

Да. Для меня и многих моих коллег — киевское «Динамо». Это команда скоростная, исповедующая тотальный футбол с коллективным отбором мяча, постоянно ждущая ошибки соперников и стремящаяся их использовать. Все это требует от судьи быть особенно бдитель­ным и постоянно находиться с мячом, в центре игрового эпизода.
Что касается игроков, то среди них есть такие, кто постоянно недо­волен действиями судьи, с их лица редко сходит возмущенная мина. Они то и дело апеллируют к арбит­ру, требуя то пенальти, то штраф­ного удара, то наказания соперни­ка. Речь идет, как правило, о напа­дающих, известных в нашем футбо­ле - Газзаеве, Андрееве, Блохине и других. Спору нет, им нередко до­стается от соперников. И шишек, синяков на их долю выпадает, быть может, и больше, чем другим. Но их постоянные апелляции не только создают на поле нервозную обста­новку, ажиотаж. Они прежде всего мешают самим «любителям разго­ворного жанра» показывать мастер­ство, снижают их потенциал, а то и просто провоцируют зрителей.
Вспомним хотя бы желтую карточ­ку, полученную Газзаевым за несдержанность в первом матче с «Рапидом». Да, бывало, что и преж­де, мстя обидчику (апелляции часто этим и кончаются), Газзаев нередко вынужден был пропускать игры.
Значительно реже, видимо, с приходом футбольной мудрости, стал «беседовать» на поле с арбит­рами Блохин. Но вот у Андреева страсть к «дискуссиям» пока не проходит. В одном из недавних матчей после нескольких устных предупреждений я вынужден был в перерыве обратиться к одному из наставников ростовского СКА А. Еськову, предупредив, что буду вынужден показать Андрееву жел­тую карточку. «Если не прекратит,- был ответ, - наказывайте. Нам самим это надоело...». В этот раз обошлось без желтой карточки...
Мастера, о которых упомянул, люди в футболе известные и быва­лые. Но дурные примеры зарази­тельны, о чем говорит появление любителей красиво, на публику, па­дать, возмущаться, жестикулировать и среди молодых футболистов. Им хочется напомнить: вышел на поле - борись, играй. Да и какой судья изменит принятое решение? Лучший выход для футболиста - доверить­ся арбитру. И еще один совет: иг­райте без оглядки, поверьте судье - он, стоящий на страже интересов игрока, футбола, не позволит нару­шению остаться безнаказанным.

Валерий Газаев
Валерий Газаев

- Какие, на ваш взгляд, должны быть отношения арбитра с игрока­ми и тренерами?

Прежде всего доброжелатель­ными, товарищескими. Мы живем в одном футбольном мире и, конеч­но, знаем друг друга. Весной ар­битры бывают в командах, проводят семинары, принимают от игроков зачеты по правилам. К сожалению, эта важная работа начинается и кончается на юге во время весен­них сборов.
В ряде команд есть авторитет­ные игроки (и не обязательно из числа капитанов), которые всегда готовы прийти на помощь судье в трудных ситуациях, возникающих в матчах. Москвич Гаврилов, тбили­сец Чивадзе, Алейников из Минска и ряд других мас­теров не откажутся помочь арбит­ру наладить контакт с командой.
В немалой степени авторитет ар­битра зависит и от тренера, при­званного прививать игрокам истину: судья всегда прав. К сожалению, у нас есть немало и таких специа­листов, кто торопится свалить вину за неудачу с больной головы на здоровую: мол, виноват во всем судья. Конечно, арбитр тоже чело­век, и он может ошибиться, что-то по неопытности просмотреть, чего- то просто не увидеть, но на поле у него только одна цель - провести матч в духе правил.
Александр Чивадзе - советский футболист, защитник и грузинский тренер.
Александр Чивадзе - советский футболист, защитник и грузинский тренер.

- У каждого арбитра, стремяще­гося к совершенствованию, есть пример для подражания. А у вас?

Мне импонирует судейство не­скольких наших действующих ар­битров. Все они в прошлом игроки заметных команд, мастера спорта. У каждого из них есть то, что сам стремлюсь перенять. Например, у В. Бутенко - творческое отноше­ние к игре, хорошая физическая форма, особое чутье, позволяющее ему всегда находиться в центре действия, у Р. Юшки - спокойст­вие, уверенность в себе, у К. Доро­нина - тонкое понимание игры.
Зная свои минусы, работаю над ними. Стремлюсь выбирать ритм перемещения, не забываю и постоянно поддержи­вать свои спортивные кондиции.
Кирилл .Доронин - советский футболист, судья и тренер. Судья всесоюзной категории.
Кирилл .Доронин - советский футболист, судья и тренер. Судья всесоюзной категории.

Часть 1

Благодарим, что читаете наш канал! Отдельное спасибо за подписку, лайки и комментарии, они помогают развитию канала!

#юрийсавченко #кубокссср1968 #ссср #футбол #ретро #торпедомосква #арбитор

Источник: Еженедельник "Футбол-хоккей". Фото: laifhak.ru, footballinussr.fmbb.ru, vk.com, soratniki.livejournal.com