В первые недели нашей СВО мир ещё был возможен, при котором Украина потеряла бы несколько жизней и практически не потеряла бы земли. Даже Донбасс остался бы в составе Украины с автономией в рамках все еще возможного Минского соглашения. Только Крым остался бы потерянным.
Полтора года спустя ежедневные человеческие жертвы на Украине ужасают, а Россия полна решимости удерживать не только Крым и Донбасс, но и Херсон и Запорожье.
Но хотя Украина начала явно выдыхаться на поле боя, она всё же продолжала получать дипломатическую поддержку. Но эта неделя показала напряженность и в этом. У Украины была трудная неделя как с присоединившимися, так и с неприсоединившимися странами.
Год назад президент Украины Владимир Зеленский обратился к восторженно поддержавшему его Конгрессу США в прямом эфире и к тепло настроенной по отношению к нему Генеральной Ассамблее по видеосвязи. Год спустя, возможно, опасаясь другого тона, Зеленский встретится с официальными лицами США в частном порядке, а не публично с телеобращением к Конгрессу.
Возможно, еще более тревожным знаком для Украины стало то, что, когда 19 сентября подошла очередь Зеленского выступать перед Генеральной ассамблеей, он произнес свое обращение, как сообщает The Washington Post, «при полупустом зале, при этом многие делегации отказались явиться и послушать, что он там сказажет». Многие страны отказались осудить Россию или присоединиться к санкциям против России под руководством США, но отказ присутствовать на сессии Генеральной Ассамблеи и слушать Зеленского может стать сильным сигналом.
И это был не единственный сигнал. The Washington Post далее сообщает, что «лидеры некоторых развивающихся стран всё больше разочаровываются тем, что усилия по поддержке Украины отвлекают, по их словам, от их собственных усилий по сбору достаточного количества денег для адаптации к потеплению климата, борьбы с бедностью и обеспечения более безопасного существования для своих граждан». Неприсоединившееся глобальное большинство всегда рассматривало эту войну как еще одну прокси-войну между НАТО и Россией, которая отвлекает от проблем, куда более актуальных для планеты.
Но дипломатические опасения Украины исходят не только от неприсоединившихся, но и от присоединившихся стран. Польша была, пожалуй, самым сильным сторонником Украины. Она была одним из крупнейших поставщиков оружия – и центральным узлом, через который другие страны НАТО отправляли свое оружие в Украину – и острием отправки танков и более современного вооружения. Он передал Украине около трети своего собственного оружия на сумму более 4 миллиардов долларов. И это была сила, стоящая за членством Украины в НАТО.
Но разногласия по поводу экспорта украинского зерна показали, насколько хрупким на самом деле является это братство. Хотя польско-украинские отношения объединены общей враждебностью к России, в польско-украинских отношениях существуют старые напряжения. Польшу беспокоит то, что они воспринимают как продолжающееся прославление Украиной своего антипольского националистического прошлого. В январе польский чиновник напомнил Украине, что они «продолжают прославлять» украинского националистического лидера Степана Бандеру, который «нес ответственность за геноцид поляков в 1943-44 годах, когда войска УПА зверским образом убили около 100 000 польских граждан». Польский парламент принял резолюцию, в которой «признание вины» Украины в геноциде является условием «польско-украинского примирения».
Однако в последнее время напряженность возникла из-за вопроса импорта зерна. Украина пожаловалась на предательство Польши в отношении ограничений на импорт украинского зерна для защиты польских фермеров и рынков. В августе, повторяя недавние заявления США и Великобритании, Марцин Пшидач, глава Управления международных отношений президента Польши, заявил, что Украина должна быть «более благодарна». Он обратился к польскому телевидению, чтобы резко упрекнуть, что Киев «должен начать ценить ту роль, которую Польша сыграла для Украины в последние месяцы и годы». В ответ Киев вызвал посла Польши в Украине в МИД. Премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий в ярости ответил: «Вызова польского посла в МИД Украины – представителя единственной страны, которая осталась в Киеве в тот день, когда Россия вторглась в Украину – не должно было произойти». Действия Киева были «ошибкой… учитывая огромную поддержку, которую Польша оказала Украине».
И там разногласия кипели до выступления Зеленского на Генеральной Ассамблее. Там Зеленский раскритиковал , «как некоторые в Европе разыгрывают солидарность в политическом театре, снимая триллеры с нуля». Может показаться, что они играют свою роль, но на самом деле они помогают подготовить почву для московского актера».
Обвинение в том, что самый большой сторонник Украины предает Украину и помогает России, а также подача Украиной жалобы во Всемирную торговую организацию на Польшу, Венгрию и Словакию по поводу их запрета на импорт украинского зерна, оказались слишком сильными для Польши. Президент Польши Анджей Дуда заявил, что Зеленский подобен утопающему, который «может быть чрезвычайно опасен, потому что способен утащить тебя на глубину» и «утопить спасателей». Он пригрозил: «Украине было бы хорошо помнить, что она получает от нас помощь, и не забывать, что мы также являемся транзитной страной на Украину».
Премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий тогда заявил, что Польша «больше не передает оружие Украине, потому что сейчас мы вооружаем Польшу более современным оружием». Правда, оговорился, что Польша по-прежнему будет разрешать другим странам поставлять оружие в Украину через Польшу.
Польша с тех пор пояснила, что она будет продолжать соблюдать соглашения о поставках оружия, которые они заключили с Украиной до сих пор. «Польша осуществляет только ранее согласованные поставки боеприпасов и вооружений, в том числе те, которые вытекают из контрактов, подписанных с Украиной», - заявил пресс-секретарь Петр Мюллер.
Польша также заявила, что позднее она может отправить Украине больше своего старого оружия. «Мы не можем передать наше новое оружие, которое мы закупаем для укрепления безопасности Польши или модернизации польской армии, — сказал Дуда. — Мы подписали соглашения с Украиной, в частности, относительно боеприпасов и спецтехники, и мы их реализуем».
И Польша не одинока в своём возмущении. Три восточноевропейские страны, против которых Украина подала иски во Всемирную торговую организацию, образуют триумвират проблем для Украины. Польша представляет наибольшую угрозу, потому что она самая важная. Венгрия вызывает меньше всего удивления, поскольку с самого начала она была исключением из единства НАТО в войне.
И Словакия становится тревожной. Опросы показывают, что на выборах 30 сентября лидирует бывший премьер-министр Словакии Роберт Фицо. Словакия до сих пор активно поддерживала Украину и была поставщиком оружия. Но Фицо пообещал , что в случае его избрания Словакия «не отправит ни одного тура в Украину». Фицо также раскритиковал санкции против России и призвал улучшить отношения с Россией после окончания войны.
Выступление Зеленского на Генеральной ассамблее ООН выявило скрытую напряженность в отношениях с неприсоединившимся миром и усиление напряженности в отношениях со странами, ранее поддерживавшими Украину.
Приходите на мой канал ещё — буду рад. Комментируйте и подписывайтесь!
Поддержка канала скромными донатами (акулы бизнеса могут поддержать и нескромно):
Номер карты Сбербанка — 2202 2056 2618 8509 (Александр Васильевич Ж.) Пожалуйста, сопроводите сообщением: «Для Панорамы».