Владение предсказательной астрологией является свидетельством наивысшей ступени профессионализма астролога. Прогностика в астрологии требует глубоких знаний и особых навыков, которые в результате обучения постигают далеко немногие. Большинство астрологов выбирает лёгкий путь, останавливаясь на астропсихологиии, отрицая важность прогнозов и даже утверждая их вредность, либо переключаясь на хорары.
Выдающийся персидский учёный-энциклопедист X века, автор многих разработок «по математике, астрологии и другим наукам» Абу Рейхан Мухаммед ибн Ахмед аль-Бируни в своём труде по хорарной астрологии писал: «Здесь астрология достигает точки, угрожающей перейти дозволенные границы, где проблемы оборачиваются неразрешимой стороной, и где истина уходит, чтобы разменять себя по мелочам. Там, в запредельности, когда астролог остается по одну сторону, а по другую находится колдун, вы попадаете в область предзнаменований и ворожбы, которая не имеет ничего общего с астрологией, хотя тоже может использовать звезды». Иными словами, Бируни оставил нам — астрологам будущих поколений — предостережение: истина не должна быть разменяна по мелочам. Астрология не имеет ничего общего с ворожбой и находится по другую сторону от подобных манипуляций.
Главным делом жизни выдающегося американского астролога ХХ века Ллевеллина Джорджа было стремление отделить астрологию от оккультизма. Он писал, что в астрологии каждая планета представляет собой передающую станцию, а нервная система человека — это «приёмник». Он провозглашал астрологию наукой и всю свою жизнь связывал её с находками в естественных дисциплинах, а не с развитием оккультной мысли.
В Германии научную астрологию — космобиологию — основал Рейнгольд Эбертин, поддерживали и развивали её Карл Эрнст Крафт и физик, автор рациональной астрологии, Вальтер Хоф. Эти выдающиеся немецкие астрологи считали астрологию наукой, а её ядром и истинной целью прогноз.
В ХХ веке после трудов Алисы Бейли и Дейна Редьяра получила развитие гуманистическая или «духовная астрология», которая оказала значительное влияние на многих любителей. Но Алиса Бейли не была астрологом. На протяжении всей жизни полем её интересов являлись оккультные науки. Следует принять к сведению, что Е. И. Рерих детально характеризовала труд А. Бейли, как результат оккультной связи с лжеучителем на тонком плане, в результате которого и родилась книга «Семь лучей», излагающая ложные сведения по астрологии. Было бы легкомысленно это игнорировать.
Представители «гуманистической» астрологии считают главным ее духовное предназначение или, по крайней мере, видят в ней всего лишь помощницу психологу. Они считают, что прогноз неблагоприятных событий не помогает человеку, а, возможно, программирует его на негатив. Хорош ли тот астролог, восклицают они, который скажет больному, что он умрёт через несколько месяцев от рака? Нужна ли такая астрология? Конечно нет! — пафосно возглашают они. В том-то и сила астрологии, что человек, предупрежденный заблаговременно, может вовремя обратиться к врачу и своевременно начать лечение. Кроме того, в ряде случаев проблема может быть снята переездом в другой город или страну, то есть изменением локальной карты и судьбы.
Представители «гуманистической» астрологии говорят: «Очень жаль, что в астрологии вы видите лишь науку. Настоящая астрология является божественным знанием. Главная задача астролога заключается не в том, чтобы рассказать человеку о его будущем, а в том, чтобы помочь ему разобраться в себе». Но ответ на этот вопрос о самом себе с успехом даёт психология, а тему божественности развивает богословие.
Критики прогностики утверждают, что миссия астрологии «не в том, чтобы прогнозировать болезни с указанием точного диагноза и сроков начала заболевания, а в том, чтобы подсказать человеку путь, идя по которому, он смог бы избежать болезней». Действительно, по этому пути двигались все духовные лидеры человечества. Имена их известны наперечёт. Но было бы слишком просто, если бы каждый из нас имел реальную возможность быстро стать бодхисатвой, Буддой, Христом.
Не стоит затягивать узел противоречий. Ведь разобраться в себе и в своей судьбе, не понимая механизмов её формирования невозможно. Человек, не знающий будущего, подобен водителю, едущему в темноте с выключенными фарами. Кроме того, в представлении таких оппонентов астролог подменяет собой врача, психолога, психоаналитика и священника. Безусловно, можно сочетать астрологию и медицину или психологию. Но это может делать человек, профессионально владеющий и тем, и другим.
К сожалению, многие «астрологи», не обладая знанием ни психологии, ни астрологии, способные только лишь построить космограмму, пытаются оказывать психологическую помощь. Результатом становятся напутствия типа «всё будет хорошо» или советы типа «простите друг друга». Психологическая помощь требует специальных знаний, которые в багаж астрологии не входят. А попытка заменить священника приводит к тому, что астрологию смешивают с религией. Астролог не может выступать в качестве духовного наставника только лишь на том основании, что он умеет читать геометрию картинки под названием «гороскоп».
Наметилась тенденция противопоставления астрологии религии, навязывания ей конкуренции с существующими конфессиями. Часто это является основой для создания секты, где основателем выступает несостоявшийся «астролог», удовлетворяющий свое эго, попутно собирая деньги.
Главное предназначение астрологии — прогноз, а решением конкретных проблем владеют другие науки — медицина, психология, юриспруденция и т.д. Врач назначит правильное лечение, психолог поможет невротику, правовед даст совет, как наилучшим образом воспользоваться законом и т.п.
Астропсихологи и представители так называемой «божественной науки», коей должна, по их мнению, быть астрология, говорят о вреде прогнозов просто потому, что не умеют прогнозировать.
Ректор СПбАА С. В. Шестопалов.