Найти тему

Фусикаден - классическая школа актерского мастерства из Японии

Беглый обзор классических школ не может обойтись без одного из древнейших японских трактатов о театре Но, написанный за 200 лет до Шекспира. Авторство приписывают основателю театра Но - Дзэами Мотокиё, который усовершенствовал существовавший до этого театр Саругаку.

Игра в театре Но строится на гротеске и преувеличении
Игра в театре Но строится на гротеске и преувеличении

Фусикаден состоит из семи книг, который были написаны с 1400 по 1420 годы. Само понятие Фусикаден переводится как "Передача цветка актерского стиля". Трактат состоит из методов обучения Но, знаний, теории исполнения, теории режиссуры, истории, эстетики и др.

Согласно ему актер должен освоить три основные роли: воина (гунтай), женщины (дзётай) и старика (ротай), включая пение и танец, подходящие для каждой роли.

В основе актерской игры были заложены такие понятия как Югэн (тонкость и глубина), Мономане (олицетворение) и Хана (цветок).

Сущность Югэна - истинная красота и мягкость, но не просто внешняя красота: за текстом пьес и благородными жестами актеров должен скрываться мир, который невозможно определить, но в конечном счете он реален.

Актер должен не только владеть навыками игры, но и вынашивать в себе, а затем доносить до зрителей атмосферу красоты, сокрытой в природе вещей.

Актер театра Но должен уметь передавать красоту вещей через танец
Актер театра Но должен уметь передавать красоту вещей через танец
Югэн танца состоит в том, чтобы движения были красивыми, весь облик милым и чтобы публике было интересно, а актер должен исполнить даже роль демона в духе югэн так, чтобы очаровать зрителя, и тогда персонаж-демон уподобится отвесной скале, на которой растут цветы.

Мономане - преувеличенная игра, передающая характерные черты взятых из жизни персонажей, близкая к комедийным или гротесковым образам. Искусство подражания объяснялось с помощью понятия нарииру (вхождение, обращение):

сначала стать [нарииру] предметом изображения, затем - походить на него в действии.
Даже злодеи в японском театре должны очаровывать зрителя
Даже злодеи в японском театре должны очаровывать зрителя

Хана - сценическое обаяние и харизма исполнителя состоит из двух типов: временный (дзибун-но хана) и истинный (макото-но хана). Временный цветок - результат естественной красоты, который умирает, когда проходит молодость. Истинный - результат долгих лет тренировок. Такой "цветок" способен пережить только духовно зрелый человек, а если к 30-35 годам актер так и не познал Истинного цветка, то уже после сорока лет его мастерство пойдет на убыль, хотя и увядший "цветок" еще долго сохраняет свой аромат.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц