Найти тему

5 правил как договариваться с подростком. (Из личного опыта).

Уверен, каждый родитель хотя бы раз в жизни сталкивался со стеной непонимания. Бывает так, говоришь ребенку, объясняешь его выгоды, последствия, а в ответ – тишина. Или еще хуже, полное непонимание и агрессия.

Прежде чем начать всеобъемлющую тему человеческого общения, предлагаю определиться в терминологии. Если вы хотите поговорить с приятным вам человеком для приятного времяпровождения или «время скоротать» – это называется общение.

Если за вашим разговором есть определенная цель, то такой разговор можно отнести к разряду коммуникация. Именно коммуникацию в быту мы обозначаем словом – договариваться.

Так уж устроена наша жизнь, что большинство людей частенько смешивает эти два понятия. Хотя разница между ними огромная.

Например, когда мама видит перед собой дочку и спрашивает, как у нее дела – это общение, а если говорит, что хорошо бы поднажать на учебу и получить пару пятерок по русскому языку – это уже коммуникация.

Потому что целью разговора является измеримый результат – 2 пятерки по русскому.

И родители, которые знают эти простые правила коммуникации, легко договариваются со своими детьми и максимально снижают количество стрессов в своей жизни.

И не нужно быть семи пядей во лбу, чтоб усвоить правила, которые позволяют не только говорить с человеком, но и доносить до него нужную мысль, другими словами, договариваться.

Первым правилом является - цель.

Прежде чем начать о чем-то с кем-то решать вопросы, продумайте, что конкретно вы хотите получить от человека. Если разговор серьезный, то лучше цель сформулировать на бумаге. А потом уже начинать договариваться.

Почему это необходимо?

Все просто. Когда мы (родители) пытаемся донести что-либо до подростка и у нас не получается, то мы начинаем раздражаться и вспоминать прошлые "подвиги" детей. В результате цель теряется из виду и разговор просто превращается в скандал.

Следующее правило – это принятие.

То есть необходимо показать ребенку, что вы готовы принять его таким, какой он есть. Когда ваш подросток чувствует, что его принимают, не пытаются переделать или указать на ошибки, он настраивается на благожелательный лад и взамен готов поступать также.

Под номером три будет благодарность.

К сожалению, система воспитания из 80-х, которая была раньше и существует сейчас, не учит благодарности. Хотя умение благодарить и быть благодарным – это отличное качество!

Когда вы начинаете благодарить своего подростка за что-то, что, по-вашему, заслуживает благодарности, у него появляется желание сделать для вас ещё больше хорошего.

Теперь самое время вспомнить восхищение и одобрение.

Между восхищением и одобрением существует заметная разница. Восхищение относится к вещам и внешнему виду собеседника, а одобрение имеет прямое отношение к поступкам и человеческим качествам.

Примеры восхищения:

1. Молодец, что надел эту футболку. Она тебе идет!

2. Здорово, что ты надела эти кроссовки. Они походят к твоей кофте.

Примеры одобрения:

1. Твоя шутка про школу мне очень понравилась! Как хорошо, что у тебя такое хорошее чувство юмора!

2. Учитель сказал, что ты на физ-ре 10 раз подтянулся?! Класс! Я в твои годы так не умел!

Одним словом, восхищайтесь своим подростком! Ему это нужно!

Восхищайтесь всеми, кто вас окружает. Перестаньте думать, что нужно говорить правду. Какая разница, кто и что думает на самом деле?

Люди вокруг вас хотят, чтобы ими восхищались, просто за то, что они такие, какие есть.

Например, ваш начальник гордится своей машиной. Скажите пару слов одобрения в адрес машины! Ваша подруга обожает новое платье, сообщите ей доверительно, что одобряете эту покупку! Они оценят! Главное, делайте это искренне.

И наконец, финальное правило - вопрос.

Я имею ввиду вопрос, который мы обязаны задать ребенку, когда он дает обещание лучше учится, если ему купят новый смартфон, например.

Мы с вами знаем, что наши дети будут соглашаться на что угодно, лишь бы получить желаемое.

Но потом, когда подросток получил, что хотел, он может просто передумать.

Поэтому родители должны запомнить это правило и спокойно применять его каждый раз, когда стоит задача договориться.

И звучит он так: «А что мы будем делать, если вдруг ты не сможешь сдержать слово по какой-либо причине? Какую ты возьмешь на себя дополнительную ответственность, если через пару недель учеба будет на том же уровне?»

И если подросток готов брать дополнительную ответственность в случае невыполнения своего обещания, значит, скорее всего, он собирается сдержать слово.

Но если нет, то нет.

Конечно, придумать правила на все случаи жизни, невозможно. Однако, упростить процесс коммуникации, сделать его более результативным, эффективным в руках каждого из нас.

С уважением, Сергей Красовский. Подростковый психолог. Тренер гибких навыков.

ВНИМАНИЕ!
Приглашаю в Клуб Осознанных Родителей России:
https://t.me/+V7yZ8nNhWwE2NTI6
Это бесплатный образовательный проект для родителей подростков от 9 лет и старше.

Для кого Клуб однозначно полезен:

— Если отношения с ребенком зашли в тупик и вы систематически ссоритесь;

— Если ребенок плохо относиться к учебе и вам приходиться постоянно делать ему замечания или сидеть целыми вечерами над домашней работой;

— Если ребенок периодически бывает агрессивным и сквернословит;

— Если ребенок «выносит мозг» учителям и Вам периодически звонят из школы;

— Если ребенок инфантильный, зажатый и Вы хотите его «растормошить»;

— Если ребенок периодически демонстрирует пренебрежение к окружающим и Вам за него бывает стыдно;

— Если у ребенка почти нет друзей и он проводит свободное время в одиночестве;

— Если ребенок нормально учится, но слишком зажат и не уверен в себе.

Если хотя бы на один вопрос вы ответили «ДА», значит, участие в Клубе Осознанных Родителей России для на 100% принесет вам пользу! Заходите, пожалуйста: https://t.me/+V7yZ8nNhWwE2NTI6

С уважением, Сергей Красовский. Подростковый психолог. Тренер гибких навыков.


PS Благодарю Вас за почтение материала! Возможно, вам будет интересно прочесть:
"5 правил как договариваться с подростком. (из личного опыта)".
https://dzen.ru/media/krasovsky_psy/5-pravil-kak-dogovarivatsia-s-podrostkom-iz-lichnogo-opyta-6515275cbebc46497c521db2

"Что делать, если ребенок не хочет учиться? Всего одна рекомендация психолога".
https://dzen.ru/media/krasovsky_psy/chto-delat-esli-rebenok-ne-hochet-uchitsia-vsego-odna-rekomendaciia-psihologa-6005d26ea3a08c096fcf6f1c

"Как себя вести на совете по профилактике в школе? 5 советов психолога". https://dzen.ru/media/krasovsky_psy/kak-sebia-vesti-na-sovete-po-profilaktike-v-shkole-5-sovetov-psihologa-60098f63fc8f1029f7760495