Сюжет. Аугустус МакКреа и Вудроу Колл, прожившие всю свою жизнь в небольшом техасском городке под названием Одинокий голубь, осознав, что больше их ничего не связывает с этими местами, решают отправиться в живописный и ещё почти не освоенный поселенцами штат Монтана, чтобы основать своё скотоводческое ранчо.
В основу этого телевизионного четырёхсерийного фильма положен одноимённый роман популярного американского писателя Лэрри МакМёртри. В свою очередь роман был основан на сценарии под названием "Улицы Ларедо" (Streets of Laredo), который МакМёртри сочинил в начале 70-х для фильма Питера Богдановича с Джоном Уэйном, Джеймсом Стюартом и Генри Фондой в главных ролях. Однако Уэйн тогда решил отказаться от съёмок и проект был заморожен. После смерти Уэйна в 1979 году МакМёртри выкупил у студии обратно свой сценарий, переработал и выпустил в виде романа в 1985 году. Роман пользовался огромной популярностью - было продано около 300 тыс. его копий в твёрдой обложке и более миллиона в мягкой, а в 1986 году он удостоился Пулитцеровской премии как лучшее художественное произведение.
В 1985 году начинающий продюсер Сюзанна Де Пассе купила права на ещё неопубликованный роман МакМёртри за $50 тыс. и хотела снять по нему мини-сериал, который был бы показан на ТВ одновременно с выходом книги, однако все крупные телеканалы, к которым она обращалась с этим предложением, ей отказали. А после того, как роман был опубликован, имел огромный успех и получил Пулитцеровскую премию, уже все эти телеканалы, которые ей ранее отказали, связались с ней, чтобы попытаться убедить её работать с ними. Также рассматривались варианты и полнометражной экранизации с Джоном Милиусом или Джоном Хьюстоном в качестве режиссёра, но в конечном итоге Де Пасс и МакМёртри выбрали более продолжительный телевизионный вариант, чтобы была возможность уместить в нём все сюжетные линии книги.
Основные обязанности по финансированию будущего фильма, общий бюджет которого составил $20 млн., взял на себя телеканал CBS, $4 млн. долларов было получено от продюсера Роберта Холми мл. и его компании Robert Halmi, Inc., который получал права на международный прокат фильма. Исполнительным продюсером фильма со стороны канала CBS стал сценарист Уильям Д. Уиттлифф. Урождённый техасец Уиттлифф в начале 80-х написал сценарии к нескольким высоко оцененными критиками, но провалившимся в прокате фильмам, среди которых был и вестерн Фреда Скеписи "Барбароса" (Barbarosa, 1982) с Вилли Нельсоном и Гэри Бьюзи в главных ролях. И теперь он должен был адаптировать роман МакКёртри в восьмичасовую телевизионную постановку, разделённую на 4 полуторачасовых серии.
В качестве режиссёра CBS, хотел видеть австралийца Саймона Уинсера, который поставил для канала довольно успешные мини-сериалы "Последний рубеж" (The Last Frontier, 1986) и "Пырей" (Bluegrass, 1988), и котором руководство канала отзывалось как о человеке способном снимать на графику телевизионных проектов и делать конечный продукт похожий на предназначенный для проката в кинотеатрах.
Однако остальные участники этого проекта были категорически против этой кандидатуры, поскольку считали, что австралиец без единого вестерна в своей фильмографии вряд ли сможет верно передать дух Дикого Запада. Одним из главных противников был Уиттлифф. "Я пригласил Саймона на ужин, - вспоминал сценарист, - и планировал сказать ему, что мы собираемся нанять кого-нибудь другого. Я заказал устрицы, и как раз в тот момент, когда я собиралась сказать: «Я не могу этого сделать.», то заглянул в одну из устриц и увидел жемчужину. Со мной никогда раньше такого не случалось. А я вроде как суеверен. Так что я сказал Саймону, что мы собираемся с ним сотрудничать."
Чтобы убедить актёров и съёмочную группу в своей компетентности Уинсер устроил им специальный показ ещё не вышедшего в Штатах своего фильма о Первой мировой войне "Лёгкая кавалерия" (The Lighthorsemen, 1987). "Когда я начал работать над «Одиноким голубем», мне казалось, что весь штат Техас заглядывает мне через плечо, - делился своими переживаниями Уинсер. - Так что, для начала мы устроили показ «Лёгкой кавалерии» для всей съёмочной группы за два дня до начала съёмок. И это придало всем уверенности во мне. Особенно Томми Ли. Он сказал: «Мне нравится, как ты снимаешь лошадей». И поскольку он сам разводит лошадей, у нас появилось кое-что общее."
Роберт Дювалл был главной звездой фильма, он даже мог влиять на выбор режиссёра и Уинсер также получил его одобрение только после того, как актёр посмотрел его работы. Изначально Дюваллу предлагали сыграть роль Вудроу Колла, но он предпочёл ему его приятеля Гаса. Роль Вудроу также предлагалась Чарльзу Бронсону, Джеймсу Гарнеру и Джону Войту, однако Бронсон был связан контрактом с Cannon Films, Гарнер отказался по состоянию здоровья, а Войт был занят на другом проекте. Так что роль в итоге досталась 42-летнему Томми Ли Джонсу, что вызвало большое неудовольствие поклонников романа, поскольку они посчитали его слишком молодым для этого персонажа.
На роль молодой проститутки Лорены Вуд, роль которой в итоге исполнила Дайан Лэйн, также пробовалась Джулия Робертс, но её посчитали слишком высокой и юной для неё. На эту же роль проходила прослушивание и Ума Турман. Кевин Спейси пытался заполучить роль шерифа Джулая Джонсона, сыгранного Крисом Купером. Также на небольшую роль Пич Джонсон пробовалась Кэти Бейтс.
После тщательной и продолжительной подготовки все актёры и съёмочная группа во главе с Саймоном Уинсером отправились в своё собственное путешествие, которое началась 21 марта 1988 года и продолжалось в течение трёх с половиной месяцев по различным локациям Техаса и Мексики. Вместе с кинематографистами путешествовало и огромное стадо коров и лошадей, также участвовавших в съёмках и число которых насчитывало более 500 голов.
Премьера первой серии фильма состоялась 5 февраля 1989 года, и она собрала у экранов телевизоров 26,5 млн., а её доля (количество зрителей, которые смотрят передачу из тех, кто в данный момент смотрит телевизор) составила 42%. Это стало самым высоким показателем за всю историю существования канала. По словам Сюзанны Де Пасс, создатели надеялись на долю максимум в размере 23%. Остальные серии вышли 6, 7 и 8 февраля и их показатели составили 23.8/34%, 24.8/37% и 27.3/41% соответственно.
Не остались в стороне и критики, которые все в один голос нахваливали небывалую для телевизионного продукта эпичность и непревзойдённую игру Роберта Дювалла. На Rotten Tomatoes у фильма 98% свежести на основании 43 рецензий. На прошедшей в том году вручении премий Emmy Awards он был номинирован в 19 категориях и в семи из них одержал победу, правда ему не удалось заполучить главный приз в категории "Лучший мини-сериал". Но зато он победил в этой категории на вручении премий Золотой глобус в 1990 году. И это только краткий список его наград.
Естественно продюсеры не могли оставить в покое такое успешное своё творение и четыре года спустя состоялась премьера его продолжения - "Одинокий голубь: Возвращение" (Return to Lonesome Dove, 1993), к которому МакМёртри уже не имел никакого отношения и был очень недоволен тем, что его героями распоряжались уже другие люди. Писатель решил собственноручно продолжить историю своих героев в опубликованном им в том же году продолжении "Улицы Ларедо" (Streets of Laredo,1993), а также он вернулся к ним и в двух предысториях "Прогулка мертвеца" (Dead Man's Walk, 1995) и "Луна команчей" (Comanche Moon, 1997). Каждая из этих книг впоследствии также была экранизирована в виде мини-сериала в 1995,1996 и 2008 году соответственно.
Очень любопытный мини-сериал, в первую очередь благодаря своему актёрскому составу, который здесь просто потрясающий. Многие из актёров, которые здесь снялись даже в небольших ролях впоследствии станут очень популярными. Сама же история, как на мой вкус, получилась излишне сентиментальная и идеализированная, я бы предпочёл более реалистичную, циничную и жёсткую манеру повествования, более соответствующую тому времени, но тут у каждого своё мнение. Посмотрел на удивление быстро, практически по серии за один день, что для меня редкость, обычно просмотры сериалов, даже небольших, у меня затягиваются на несколько недель. Но пересматривать когда-нибудь потом уже вряд ли буду, а вот его продолжения скорее всего и посмотрю, но чуть позже.
В сети фильм можно найти в отличном для телесериала более чем 30-летней давности качестве - он выходил отреставрированным в разрешении 1080р в 2008 году на Blu-Ray. Перевод мне попадался только один - многоголосый с нашего лицензионного DVD от компании Флагман-Трейд. Единственное стоит учесть, что фильм изначально снимался в телевизионном формате с размером кадра 1.33:1, отреставрированная же его версия была обрезана сверху и снизу под современный телевизионный формат с размером кадра 1.78:1.