Найти в Дзене

Психологические травмы мешают рассказать о себе, чтобы получить медицинскую помощь

Оглавление

Каждый раз, когда пациенты описывают свои симптомы, историю болезни и изменения в состоянии здоровья, они становятся рассказчиками истории о себе. Исследования показывают, что качество медицинской помощи во многом зависит от того, насколько хорошими рассказчиками они являются. К сожалению, психологическая травма, особенно приобретенная в детстве, нарушает способность рассказывать свою историю. Ниже приводится статья Роберта Маундера (Robert Maunder) и Джона Ханта (Jon Hunte), профессоров психиатрии из Университета Торонто (Канада), которые занимаются исследованиями этой проблемы.

Представим (вымышленный) пример из жизни Флоренс:

Жарким июльским вечером Флоренс снова почувствовала сильное головокружение. Ей страшно, она волнуется. Что если это произойдет, когда она за рулем? Что если головокружения не пройдут? Сможет ли она работать в таком состоянии? Что если это инсульт или опухоль мозга?

Она обращается в неотложку, несмотря на то, что ее предыдущий опыт говорит, что от этого мало пользы. Дежурная медсестра спрашивает, по поводу чего она обращается. «Ну, у меня была эта проблема... Они делали анализы, и они были почти нормальные...».

Медсестра непонимающе на нее смотрит. «Так в чем было дело?»

«В октябре. Я была...». Дежурная медсестра не хочет слушать о том, что произошло девять месяцев назад. Она прерывает Флоренс и говорит ей подождать в коридоре.

Проходит много времени, прежде чем Флоренс принимает врач. Во время ожидания она мысленно практиковалась в том, что она скажет. Через несколько секунд он ее перебивает и спрашивает, что она имеет в виду под словами «кружится голова».

Флоренс отвечает: «Вы знаете, такое чувство головокружения, ненавижу его, знаете...».

Ни врач, ни даже сама Флоренс не осознают, что в данный момент трудный жизненный опыт, в том числе насилие, которому она подвергалась и которое она наблюдала в детстве, мешают ей получить медицинскую помощь.

Неблагоприятный опыт в детстве и здоровье

Исследования показывают, что неблагоприятный детский опыт (НДО) связан с проблемами психического и физического здоровья во взрослом возрасте. НДО также является скрытым фактором риска для очень многих серьезных хронических заболеваний. Эти данные последнее время всё чаще становятся предметом общественной дискуссии.

Цифры ошеломляют. Около 60% взрослых испытывали хотя бы один тип НДО согласно его стандартному определению. Треть всех детей подвергаются тяжелому физическому или сексуализированному насилию, либо наблюдают насилие в своих семьях. Распространенность такого опыта — огромная проблема здравоохранения.

Существует сильная связь между неразрешенной психологической травмой и нарушениями в способности рассказывать о себе. Такие нарушения также называют нарративной бессвязностью, и она может затруднять получение медицинской помощи.

НДО связан с нездоровым поведением и неблагоприятным опытом в дальнейшей жизни. События НДО повышают вероятность, что дети будут курить сигареты, злоупотреблять алкоголем и наркотиками, страдать от ожирения или переживать повторные травмы во взрослом возрасте. Из-за этого и другого влияния стресса на здоровье НДО повышает риск заболеваний сердца, легких и печени, болевых синдромов и некоторых видов рака.

Опыт Флоренс в неотложном отделении — это еще одно последствие травмы для здоровья. Речь идет о трудностях с получением качественной медицинской помощи, которые вызваны нарративной бессвязностью.

Рассказывание историй с здоровье

Философ Пол Грайс (Paul Grice) описал четыре признака хорошего рассказывания истории:

  • есть доказательства того, что вы говорите (качество);
  • рассказ краткий, но в то же время исчерпывающий (количество);
  • рассказ непосредственно связан с темой (отношение);
  • он ясный и последовательный (манера речи).

Психологиня Мэри Мэйн (Mary Main) и ее коллеги использовала признаки Грайса для того, чтобы описать, как неразрешенная детская травма может повлиять на психологическое состояние во время беседы. В рамках их исследования, во время эмоционально напряженных интервью об отношениях с другими людьми, неразрешенная травма была связана с проблемами в качестве, количестве, отношении и манере речи.

Нетрудно предположить, как это исследование объясняет трудности Флоренс, которая пытается объяснить свое состояние и получить помощь в такой стрессовой ситуации как беседа с врачом.

Виды нарративной бессвязности

Есть два распространенных вида бессвязности во время разговора в стрессовых ситуациях. То, как говорила Флоренс, называется беспокойный стиль. Ее тревожность очевидна. Она испытывает слишком сильный страх, чтобы собраться с мыслями. В результате, она описывает события не по порядку, ее мысли не до конца сформулированы, она упоминает много лишних деталей. В ее речи трудно распознать сигнал за шумом.

В результате рассказ Флоренс о ее здоровье напоминает паззл, все части которого были вывалены на стол одновременно. Собеседник начинает испытывать недоумение и раздражение. Врач может начать свои записи с комментария «бессвязная речь».

Другая разновидность нарративной бессвязности очень отличается от беспокойного стиля Флоренс. Этот стиль заключается в предоставлении избыточной, но при этом неконкретной информации. Так называемый небрежный стиль означает, что люди то и дело делают необоснованные выводы и обобщения, но при этом не приводят никаких конкретных примеров.

Разговор начинает ходить по кругу:
- Что вы испытываете?
- То же, что и всегда.
- Как давно это продолжается?
- Довольно давно.

После таких разговора врачи часто так и не понимают, в чем же дело. С кем-то вроде Флоренс легко заметить ее сильную тревожность, но люди с небрежным стилем остаются закрытой книгой, чьи эмоции совершенно незаметны. Слушатели лишь чувствуют, что их вопросам не рады, и прекращают диалог.

Практические шаги

Если Флоренс и ее врачи будут знать, что у нее есть проблемы с рассказыванием историй о себе, то они смогут обойтись без навешивания ярлыков и предпринять конкретные шаги для того, чтобы справиться с этой проблемой. В случае Флоренс такие шаги могут включать:

  • Привести с собой подругу, которая поможет оставаться спокойной и собранной.
  • Объяснить, что она чувствует сильную тревожность, и поэтому ей может
  • Заранее написать список жалоб и вопросов для врача.

Еще важнее то, чтобы медицинские работники учились замечать признаки тревожности. Врач мог бы помочь Флоренс собраться с мыслями вместо того, чтобы перебивать ее или устраивать допрос. Они могли бы помочь друг другу найти способ описать ее головокружение понятным способом.

Все пациенты вынужденно становятся рассказчиками. Задача медицинских работников в том, чтобы помочь им в этом преуспеть.

Перевод Фонда "Безопасный Дом"

Примечание: Подопечные нашего Фонда нередко имеют много серьезных проблем со здоровьем. Однако во многих случаях посещение врачей или прохождение диагностических процедур может вызывать у них сильную тревожность, а неуместные и некорректные вопросы медработников могут даже спровоцировать их повторную травматизацию. Поэтому мы консультируем наших подопечных по вопросам, связанным с их состоянием здоровья и необходимостью получения медицинской помощи, и сопровождаем их в этом процессе. Вы можете поддержать нашу работу по ссылке: https://safehouse.foundation/donate