Журнал «Business Excellence», август 2023
Рубрика: Опрос | Автор: Сергей Мухин
Выбирая программу MBA, потребители обращают внимание на то, какое место бизнес-школа занимает в рейтингах. Также важны престижность диплома, ценность степени МВА у работодателя. Представление о «кухне» МВА дают качественные показатели учебного процесса, такие как, например, Народный рейтинг бизнес-школ. Портал «МВА в Москве и России» (mba.su) ежегодно замеряет показатели, основываясь на оценках выпускников МВА в ходе традиционных ежегодных опросов. С февраля по май 2023 г. было опрошено 928 выпускников программ МВА и Executive MBA из 36 бизнес-школ десяти регионов России. Прокомментируем несколько значимых предметов опроса.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный план составляется исходя из понимания руководством и ключевыми преподавателями школы актуальности проблематики бизнеса, передового инструментария и методик в менеджменте, маркетинге, финансах. Слушатели могут повлиять на изменения в курсах программы и их объем — это зависит от уровня подготовленности группы, поскольку базовый уровень знаний у учащихся разный.
Некоторые критики программы МВА обвиняют ее в излишней, по их мнению, теоретизированности, противопоставляя курсы-скороспелки (как правило, дистанционные) с будто бы стопроцентной практикой. Однако не нужно забывать, что МВА — программа мировоззренческая, дающая прочные основы знаний и навыков, и тут без теоретической базы не обойтись. После учебы в вузе слушатели успели многое в экономической теории и финансах подзабыть, а те, кто обучались по другому профилю, совсем не имеют этих знаний. Более того, как правило, у одной половины обучаемых запрос — «побольше практики», а у другой — «дайте теорию, основы, практики нам на работе достаточно».
Участники опроса оценили полезность учебной программы для себя — насколько эффективно она дала ответы на их вопросы и научила решать практические задачи бизнеса (табл. 1).
Что в итоге? По сравнению с предыдущим годом заметно снижение оценок, которое можно объяснить ростом образовательного уровня поступающих. К началу обучения многие слушатели уже прошли различные тренинги, принимали участие в семинарах и конференциях.
Справочно
Опрос проводился среди выпускников 2020–2021 гг., при содействии ассоциаций бизнес-школ и Российской ассоциации бизнес-образования. Для того чтобы результат обучения мог проявиться в полной мере, оценки обычно запрашиваются через два-три года после окончания курса. Выявлялись мнения участников опроса по следующим показателям:
• содержание программы с точки зрения абсолютно новых знаний;
• преподавательский состав;
• практическая применимость знаний;
• сложность выполненных проектов;
• доступность преподавателей и их помощь в освоении учебного материала;
• онлайнподдержка обучения со стороны бизнесшколы.
Оценки давались по десятибалльной шкале, результат — среднеарифметическое значение, округленное до десятых долей. В пределах одинаковых значений бизнес-школы расположены по алфавиту.
ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ
Выпускники МВА и ЕМВА обычно высоко оценивают преподавательский состав (например, выше, чем содержание программы) (табл. 2). Это вызвано, в первую очередь, тем, что в отличие от привычного образа вузовского преподавателя, читающего лекции, преподаватель бизнес-школы — носитель совсем иной культуры образования. Будучи одновременно специалистом с глубокими теоретическими знаниями и практиком бизнеса, он ведет со слушателями диалог, вовлекая их в обсуждение актуальных проблем, показывая достоинства и недостатки различных решений и находя вместе с аудиторией оптимальные варианты.
В ведущих бизнес-школах с большим числом слушателей такая оценка выше, т. к. желающих преподавать там много и отбираются самые лучшие. Небольшие бизнес-школы, которые не могут похвастаться звездным составом преподавателей, отмечают большое количество экспертов из бизнеса. Эксперт — фигура важная с точки зрения новых практических знаний, однако, как правило, он слабо включен в учебный процесс, не всегда владеет методикой преподавания и не отвечает за учебный результат.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ПРИМЕНИМОСТЬ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ
73% выпускников оценивают практическую применимость полученных знаний (табл. 3) на отлично, 27% — хорошо. Этот факт опровергает встречающиеся в СМИ высказывания о том, что выпускники получают на МВА только теоретические знания, мыслят схемами и шаблонами и поэтому сталкиваются с трудностью принятия решений на практике.
СЛОЖНОСТЬ ВЫПОЛНЕННЫХ ПРОЕКТОВ
Большинство учебных проектов привязано к изучению тех или иных дисциплин и, как правило, выполняется на материале собственной компании слушателя. Это дает возможность уже в процессе обучения изменить взгляд на существующие в организации бизнес-процессы и предложить более эффективные решения.
Проработка ключевых тем программы на примере конкретной компании — правильный подход, но есть детали, влияющие на его результативность. Идеальным будет вариант, когда слушатель является владельцем или топ-менеджером, т. е. лицом, принимающим стратегические решения. Если же это руководитель среднего звена или линейный менеджер с небольшими служебными полномочиями, ситуация сложнее. А если человек учится на МВА, не поставив в известность свое руководство, то проверить знания на практике ему не удастся.
В этом случае бизнес-школа должна предоставить возможность практической проработки темы в составе группы на базе реальной компании кого-то из других слушателей или на базе партнерской компании. Последний вариант используется сильными бизнес-школами и требует от них привлечения значительных ресурсов.
Бизнес-школы с ограниченными организационными и/или финансовыми возможностями вынуждены давать небольшие задания, которые также часто называют проектами. Поэтому параметр «сложность выполненных проектов» однозначно говорит о глубине проработки темы и качестве учебного процесса.
Важный момент — соответствие сложности проектов уровню подготовленности слушателей и способность бизнес-школы гибко его отслеживать. Сильные учащиеся оценивают проекты как более легкие и, как правило, слишком простыми заданиями бывают недовольны. Результаты опроса показывают, что слушатели всех бизнес-школ оценивают проекты как не очень сложные (табл. 4).
ДОСТУПНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И ИХ ПОМОЩЬ В ОСВОЕНИИ МАТЕРИАЛА
Во время обучения на МВА возникает много вопросов, требующих разрешения, и важна оперативная возможность получать ответы на них. Поэтому доступность преподавателя для слушателей играет важнейшую роль (табл. 5). Нештатные преподаватели-практики — люди занятые, помимо работы в бизнес-школе (иногда — в нескольких) многие ведут консалтинговую деятельность, пишут статьи и книги, выступают на конференциях. В большинстве бизнес-школ слушатель может связаться с преподавателем онлайн и получить необходимую консультацию через учебный портал.
ОНЛАЙН-ПОДДЕРЖКА ОБУЧЕНИЯ
У многих бизнес-школ есть учебные порталы, где слушатели имеют возможность получать задания и консультации, загружать результаты своей работы, общаться с преподавателями и между собой. От того, насколько удобно пользоваться таким ресурсом и как быстро там можно получить необходимую информацию, зависит качество усвоения материала. Как видно из табл. 6, оценки этого параметра в целом достаточно высоки.
Следует отметить, что приведенные данные не могут рассматриваться в качестве рейтинга бизнес-школ, поскольку для рейтинга важны оценки, отражающие результат обучения, а не его процесс. Тем не менее, полагаем, что такая информация будет полезна для тех, кто планирует поступать в бизнес-школу, поскольку обращает внимание на неочевидные для новичков, но критически важные составляющие учебного процесса.
От редакции:
XIV Народный рейтинг российских бизнес-школ, ежегодно составляемый порталом «МВА в Москве и России» (MBA.SU), будет опубликован в сентябрьском номере ВЕ.
***
РИА «Стандарты и качество»
Тел. +7 (495) 771-66-52, пишите на e-mail: podpiska@mirQ.ruили оставляйте заявку на нашем сайте https://ria-stk.ru
Присоединяйтесь к сообществам издательства «Стандарты и качество»:
VK: https://vk.com/be_mag
YouTube: https://www.youtube.com/channel/UCvW86WE6yIaFNZqK5swi70A
#СТандартыиКачество #BusinessExcellence