Владимир Путин на встрече с ректором Академии народного хозяйства и госслужбы поддержал идею возрождения Царскосельского лицея. Речь идет о создании учебного заведения. Пока не сообщается, будет ли оно на территории Музея-Лицея или на другой территории, но оно готовило бы молодежь к госслужбе и воспитывало ее в духе патриотизма, возрождая традиции Царскосельского лицея. Это инициатива ректора Российской Академии народного хозяйства и госслужбы Алексея Комиссарова. Что из традиций, о которых говорит Комиссаров, на Ваш взгляд, необходимо возрождать сегодня, и что возможно в сегодняшних реалиях возродить?
Сергей Михеев: Что касается Царскосельского лицея - не знаю. Я теоретически за, а практически не очень понятно, что будет в этой идее заключаться. Давайте - почему бы и нет. Что можно и что нельзя возродить - мне, если честно, трудно судить. Я мало об этом знаю. Понятно, что Пушкин, Кюхельбекер - это мы всё читали и знаем; понятно, что еще много выдающихся деятелей. Можете - возрождайте.
Вы спрашиваете, что можно возродить, а что нельзя: в принципе, можно пытаться возродить всё. Главная проблема в крайней развращённости современного человека. Благодаря современной массовой культуре, современным СМИ, Интернету миллиарды людей на планете Земля в свои души поместили столько грязи, сколько человек в те века за всю жизнь бы не увидел и не додумался. Вот эта массовая культура с помощью Интернета развратила миллиарды людей. Это вернуть будет очень сложно, точнее - практически невозможно. Это будет главная проблема.
Можно построить корпуса, дороги, снабдить компьютерами, аппаратурой и всем остальным, а душу очистить сложнее всего. Это в нынешних условиях сделать очень сложно. Наверное, надо что-то пробовать делать, но нужно понимать, что именно это главное, это проблема. Собрать деньги, купить что-то и даже построить- это несложно. Проблема – это внутренний мир человека. А внутренний мир, конечно, невероятно замаран за последние десятилетия(и не только десятилетия) тем, что мы называем западной массовой культурой. Он развращён.
Сергей Александрович, готовить к госслужбе буквально с детства - на Ваш взгляд, это актуальная сегодня задача?
Сергей Михеев: Думаю, почему бы и нет. У нас одна из главных проблем, которая касается госслужбы, состоит в том, что (внутренняя развращенность ведь бывает разная) стезю чиновника огромное количество молодых людей воспринимает как возможность неплохо устроиться. Служение Родине и людям или не рассматривается как мотив вообще, или находится на абсолютно последнем месте. Прививать идею служения Родине, отечеству и народу, конечно, надо с детства. С 25-30-летними говорить уже поздно. Эти вещи как идеалы должны закладываться с детства. Если с детства многие вещи не заложены, дальше уже очень тяжело что-то изменить. Можно, но тяжело. Чем позже это начинается, тем тяжелее.
Поэтому да, это делать необходимо. Если хотите получить людей, которые приходят на госслужбу не для того, чтобы воровать или строить личную карьеру, а еще для чего-нибудь, тогда начинать надо с детства. Природа человека такова, что на 100% эта задача решена быть не может. Но пытаться надо, необходимо. Вопрос только в том, кто и чему будет учить. Когда мы имитируем работу с молодёжью и проводим бесконечные фестивали, на которых пропагандируется та же самая западная массовая культура, только под российским флагом, от этого пользы немного, а может быть даже и вред.
Речь идёт о возрождении наших традиций, поэтому хочется верить и надеяться, что всё будет именно в традиционном русле.
Сергей Михеев: Надеемся.