Найти тему

Коррупция и ее классификация

​Коррупцию в самом широком смысле можно определить как совершение неких действий лицом, обладающим в силу своего служебного положения необходимыми возможностями, в пользу того, кто незаконно оплатил такое действие.

Коррупцию в самом широком смысле можно определить как совершение неких действий лицом, обладающим в силу своего служебного положения необходимыми возможностями, в пользу того, кто незаконно оплатил такое действие. При этом сами действия могут быть вполне законными.

Опасность коррупции определяется в первую очередь тем, что она наносит колоссальный материальный, нравственный и иной ущерб обществу, особенно, если она соединена с преступлениями в сфере экономической деятельности, организованной преступностью, крупными хищениями и растратами, служебными злоупотреблениями. По этому вопросу в мире опубликовано огромное количество фундаментальных научных исследований, множество публицистических книг и статей; проведены сотни международных и региональных конференций, симпозиумов, семинаров, «круглых столов», парламентских слушаний; разработаны и приняты международные и региональные договоры, соглашения, рекомендации о мерах предупреждения коррупции и борьбы с ней.

Проблема коррупции в последнее время носит массовый характер, затрагивает все сферы человеческой жизнедеятельности. Она настолько въелась в общественную жизнь, что не нуждается даже в синонимах. Коррупция превратилась в системную проблему.

В современной научной литературе существует множество вариантов классификаций проявлений коррупции, что определяется недостаточной проработанностью вопроса об основаниях подобной классификации. Следует заметить, что большинство представленных классификационных схем носит одномерный характер, то есть не претендует на всестороннее исчерпывающее отражение форм и видов коррупционных практик, а ограничивается единичными признаками исследуемого явления, которые полагаются в качестве оснований классификации.​

1. Понятие коррупции

На сегодняшний день существует четкое определение понятия «коррупция», установленное законом. Определение понятия «коррупция» приведено в Федеральном законе от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Коррупцией считается - злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.

Как социальное явление коррупция достаточно многолика и многогранна. Коррупция проявляется в совершении:

- преступлений коррупционной направленности (хищение материальных и денежных средств с использованием служебного положения, дача взятки, получение взятки, коммерческий подкуп и т.д.);

- административных правонарушений (мелкое хищение материальных и денежных средств с использованием служебного положения, нецелевое использование бюджетных средств и средств внебюджетных фондов и другие составы, подпадающие под составы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях);

- дисциплинарных правонарушений, т.е. использовании своего статуса для получения некоторых преимуществ, за которое предусмотрено дисциплинарное взыскание;

- запрещенных гражданско-правовых сделок (например, принятие в дар или дарение подарков, оказание услуг госслужащему третьими лицами).

Более подробно рассмотрим уголовно-наказуемые коррупционные деяния.

К коррупционным деяниям относятся следующие преступления: злоупотребление должностными полномочиями (статья 285 Уголовного кодекса Российской Федерации):

- превышение должностных полномочий (статья 286 УК РФ);

- получение взятки (статья 290 УК РФ)

- дача взятки (статья 291 УК РФ);

- злоупотребление полномочиями (статья 201 УК РФ);

- коммерческий подкуп (статья 204 УК РФ), а также иные деяния, попадающие под понятие «коррупция», указанное выше.

Основным коррупционным деянием является взятка. Взятка - это не только деньги, но и другие материальные и нематериальные ценности. Услуги, льготы, социальные выгоды - так называемый "блат", - полученные за осуществление или неосуществление должностным лицом своих полномочий, также относятся к взяткам.

Взяткой признается передача и получение материальных ценностей как за общее покровительство, так и за попустительство по службе. К общему покровительству по службе могут быть отнесены, в частности, действия, связанные с незаслуженным поощрением, внеочередным необоснованным повышением в должности, совершением других действий, не вызываемых необходимостью. К попустительству по службе следует относить, например, непринятие должностным лицом мер за упущения или нарушения в служебной деятельности взяткодателя или представляемых им лиц, недобросовестное реагирование на его неправомерные действия.

Злоупотребление полномочиями

Злоупотребление - это использование коррупционером своего служебного положения вопреки интересам службы (организации) либо явно выходящие за пределы его полномочий, если такие действия (бездействие) совершены им из корыстной или иной личной заинтересованности и влекут существенное нарушение прав и законных интересов общества.

Должностное лицо или лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, в таких случаях действует в пределах своих полномочий по формальным основаниям либо выходит за пределы имеющихся у него полномочий. Это часто происходит вопреки интересам службы и организации.

Коммерческий подкуп

Схожим по своим признакам с составом таких преступлений, как дача взятки и получение взятки, является коммерческий подкуп, который также включен в понятие «коррупция».

Различие этих преступлений заключается в том, что при коммерческом подкупе получение материальных ценностей, а равно незаконное пользование услугами имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего (оказывающего), осуществляется лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации.

Также, как и за взяточничество, за коммерческий подкуп Уголовный кодексом Российской Федерации предусматривается уголовная ответственность, лица подкупаемого, так и лица подкупающего.

Противодействие коррупции — деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Борьбу с коррупцией в пределах своих полномочий осуществляют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

В целях обеспечения координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по реализации государственной политики в области противодействия коррупции по решению Президента Российской Федерации могут формироваться органы в составе представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных лиц.

При полученных данных о совершении коррупционных правонарушений органы по координации деятельности в области противодействия коррупции передают их в соответствующие государственные органы, уполномоченные проводить проверку таких данных и принимать по итогам проверки решения в установленном законом порядке.

Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами.

Основными направлениями деятельности государственных органов по повышению эффективности борьбы с коррупцией законодатель определил:

- проведение единой государственной политики в области противодействия коррупции;

- создание механизма взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов с общественными и парламентскими комиссиями по вопросам противодействия коррупции, а также с гражданами и институтами гражданского общества; принятие законодательных, административных и иных мер, направленных на привлечение государственных и муниципальных служащих, а также граждан к более активному участию в противодействии коррупции, на формирование в обществе негативного отношения к коррупционному поведению;

- совершенствование системы и структуры государственных органов, создание механизмов общественного контроля за их деятельностью;

- введение антикоррупционных стандартов, то есть установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области; унификация прав и ограничений, запретов и обязанностей, установленных для государственных служащих, а также для лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации;

- обеспечение доступа граждан к информации о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

- обеспечение независимости средств массовой информации;

- неукоснительное соблюдение принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность;

- совершенствование организации деятельности правоохранительных и контролирующих органов по противодействию коррупции; совершенствование порядка прохождения государственной и муниципальной службы; обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд;

- устранение необоснованных запретов и ограничений, особенно в области экономической деятельности; совершенствование порядка использования государственного и муниципального имущества, государственных и муниципальных ресурсов (в том числе при предоставлении государственной и муниципальной помощи), а таюке порядка передачи прав на использование такого имущества и его отчуждения;

- повышение уровня оплаты труда и социальной защищенности государственных и муниципальных служащих;

- укрепление международного сотрудничества и развитие эффективных форм сотрудничества с правоохранительными органами и со специальными службами, с подразделениями финансовой разведки и другими компетентными органами иностранных государств и международными организациями в области противодействия коррупции и розыска, конфискации и репатриации имущества, полученного коррупционным путем и находящегося за рубежом;

- усиление контроля за решением вопросов, содержащихся в обращениях граждан и юридических лиц;

- передача части функций государственных органов саморегулируемым организациям, а также иным негосударственным организациям;

- сокращение численности государственных и муниципальных служащих с одновременным привлечением на государственную и муниципальную службу квалифицированных специалистов;

- повышение ответственности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц за непринятие мер по устранению причин коррупции.

Таким образом, коррупция – это незаконное использование своего должностного положения физическим лицом вопреки законным интересам общества и государства.

2. Классификации коррупции

Коррупция многогранна и существуют различные системы ее классификации.

По периодичности (степени регулярности) – коррупция подразделяется на разовую (эпизоотическую), систематическую (институциональную) и клептократию (коррупция как неотъемлемый компонент властных отношений).

По характеру проявления – коррупция может выражаться как злоупотребление должностным положением, получение или дача взятки, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения; по субъекту злоупотребления служебным положением – выделяются государственная (коррупция госчиновников), коммерческая (менеджеры фирм) и политическая (политические деятели).

По инициатору коррупционных отношений – вымогательство руководящим лицом взяток; подкуп, осуществляемый просителем; по взяткодателю – гражданин дает индивидуальную взятку, легальная фирма – предпринимательскую, криминальные предприниматели осуществляют криминальный подкуп; по форме выгоды, которую от коррупции получает взяткополучатель – денежные взятки, взаимное оказание услуг (непотизм, патронаж); по цели коррупции – взятка для ускорения, тормозящая взятка и взятка «за доброе отношение» (чтобы не придирались).

В зависимости от степени организованности выделяют два вида коррупции - неорганизованная (повседневная, бытовая, низовая) и сетевая (организованная, системная, институциональная, высшая, крупная).

Неорганизованная коррупция (повседневная, бытовая, низовая) является индивидуальной, инцидентной коррупцией, осуществляемой отдельным гражданином в конкретном, эпизодическом случае: он подкупает должностное лицо.

Не существует правил игры, обмен нестабилен по своей сути и приводит к торговле между анонимными агентами, которые не знакомы между собой и поэтому не доверяют друг другу. Для неорганизованной коррупции характерна подчеркнутая неуверенность, как в отношении цены коррупционной сделки, так и в отношении ее исхода.

В рамках неорганизованной коррупции существует три составных элемента: выгода должностного лица, услуга конкретному гражданину, противозаконность связи между выгодой и услугой.

Сферы повседневной (бытовой) коррупции и искомые выгоды весьма разнообразны. Например, в здравоохранении или образовании взятки могут предлагаться из стремления повысить качество получаемой услуги; в ЖКХ-из желания ускорить процесс решения проблемы, а в строительстве - из стремления сокращения сроков ожидания визирования, сертификации, выдачи документов.

Некоторые наиболее распространенные ситуации бытовой коррупции:

- получение разрешений, лицензирование, сертификация;

- нотариальное удостоверение сделок;

- прием экзаменов на получение права вождения автомобиля и выдача водительских удостоверений;

- поступление в государственные высшие учебные заведения (для обучения на бюджетной основе);

- поступление в специализированные муниципальные общеобразовательные школы;

- прием в муниципальные дошкольные учреждения;

- вымогательство взяток у водителей сотрудниками службы безопасности дорожного движения;

- вымогательство незаконных вознаграждений за ускоренное принятие решений (выдачу документов);

- получение справок, копий документов;

- распределение выгодных участков под частное строительство;

- подкуп избирателей при организации выборов;

- неисполнение правоохранительными органами их функций за взятку и др.

Условия, способствующие распространению низовой (бытовой) коррупции:

- создание очереди для получения услуг (с помощью установления более длительных сроков исполнения процедур, введения ограничений и пр.);

- закрытость процедур проведения конкурсов и тендеров на поставки товаров, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;

- создание «карманных» общественных организаций для видимости участия общественности в принятии решений;

- жесткий контроль за средствами массовой информации;

- отсутствие регламентации деятельности органов власти (не прописаны процедуры, ответственность за нарушение правил);

- пренебрежение правовым просвещением граждан;

- противодействие общественному контролю за деятельностью органов власти, создание преград в деятельности общественных объединений;

- коммерциализация государственной и муниципальной деятельности в сферах оказания социальных услуг;

- закрытость кадровой политики в сфере муниципального управления.

Сетевая коррупция протекает в рамках коррупционной сети, является организованной институциональной коррупцией постоянно осуществляемого экономического, политического или социального обмена. Граждане и должностные лица общаются в рамках установленной системы стимулов, поощряющих подобные обмены. Они знакомы и между ними существует доверие.

При сетевой коррупции выгода для коррумпированного, как правило, носит более политический, нежели экономический характер. Часто предоставленная услуга не нарушает законных процедур, скорее, не соответствует демократическим стандартам. Сетевая коррупция является институциональной коррупцией, поскольку вред, который она наносит государственной власти и демократическому процессу намного превышает ущерб, причиненный неорганизованной коррупцией.

Сетевая коррупция - это системная коррупция, проникающая во все институции государства. Она включает неправомерное использование публичной должности в личных целях, когда служебные лица или граждане объединяются для достижения частных интересов, в обход демократического процесса.

Любое коррупционное действие затрагивает деленный объект - сферу общественной жизни: гражданскую, хозяйственную, политическую и т.д. В зависимости от объекта воздействия выделяют гражданскую, деловую и политическую коррупцию.

Гражданская коррупция (бытовая, повседневная, низовая, мелкая) затрагивает сферу гражданских взаимоотношений в обществе. Как правило, она осуществляется в форме однократной сделки, совершаемой отдельным гражданином в конкретном, эпизодическом случае (неорганизованная). Гражданская коррупция является еще «повседневной» коррупцией, совершаемой в постоянных контактах граждан с госучреждениями, местными властями, полицией, таможней, инспекторами и др.

При гражданской коррупции «коррупционная сделка» обычно имеет целью не достижение прибыли, а предоставление определенной услуги или избежание санкции за допущенное нарушение.

Гражданская коррупция это коррупция публичной администрации, которая характеризуется незначительным размером взятки (мелкая). Поэтому она называется еще и «мелкой» коррупцией. Мелкая коррупция может охватывать большой общественный сектор, если граждане регулярно сталкиваются с необходимостью ее совершения, когда обращаются за административной услугой, предоставляемой правительством или муниципальными властями. В таких случаях общие расходы, связанные с мелкой коррупцией, могут быть такими же большими, как и расходы, связанные с политической или деловой коррупцией.

Деловая коррупция затрагивает хозяйственную сферу взаимоотношений в обществе. Как правило, она осуществляется в форме коррупционной сделки между бизнесменом, представляющим юридическое лицо и должностным лицом государственной или муниципальной администрации. В литературе она часто представляется как «смазка», которая способствует экономическому развитию с помощью «скрытого стимула», компенсирующего неадекватность или «неуклюжесть» официальных процедур.

При деловой коррупции «коррупционная сделка» тесно связана с получением взаимной финансовой выгоды между получающим и дающим взятку. Как правило, коррупция в форме денег, ускоряющих определенный процесс, является однонаправленным каналом от частных предпринимателей к госслужащим, в целях более высокой эффективности. Каждый этап производства или продажи товаров и услуг может оказаться под воздействием коррупции: решение приобрести что-то, выбор участников договоров, вознаграждения по данному договору, контроль над осуществлением работы, конечная оплата и т.д.

Наиболее распространенные сферы проявления деловой коррупции

- государственный заказ на поставку товаров и услуг;

- строительство и ремонт за счет бюджетных средств, в том числе в сфере ЖКХ;

- операции с земельными участками;

- приватизация государственной и муниципальной собственности;

- лицензирование и регистрация предпринимательской, в том числе банковской деятельности, контроль соблюдения условий лицензирования;

- выдача разрешений на размещение и проведение банковских операций с бюджетными средствами всех уровней;

- получение государственных целевых кредитов;

- лицензирование внешнеэкономической деятельности, получение экспортных квот;

- таможенное оформление импортируемых товаров;

- сбор налогов и др.

Деловая коррупция может быть как неорганизованной (осуществляемой однократно в конкретном случае или периодически с учетом потребностей бизнесмена), так и сетевой коррупцией, совершаемой в рамках установленной коррупционной сети. Взятки могут оставаться у индивидуального получателя или распределяться по сложной долевой цепочке/сети.

Система деловой коррупции приводит к тому, что вознаграждаются (выигрывает тендер, получает госзаказ, земельный участок и пр.) не наиболее эффективные предприятия, способные выполнить возложенную задачу быстрее и за более низкую цену, а бизнесмены, способные создавать отношения приятельства и доверия с лицами, принимающими решения. Таким образом, наиболее производительные фирмы покидают публичный сектор и на смену им приходят менее эффективные.

Выгоды, которые заинтересованные стороны получают от деловой коррупции, имеют самые различные формы проявления:

- Получение доступа к бюджетным средствам через государственный заказ на выгодных условиях, распределение субсидий;

- Доступ к государственной собственности (активам государственный предприятий с последующей их приватизацией);

- Снижение платежей и штрафов

- Получение лицензий: например, концессия на застройку участков земли или эксплуатацию природного ресурса.

- Выигрыш времени: ускорение выдачи разрешений на осуществление позволенных законом видов деятельности

- Правовые результаты: изменение исхода судебного процесса, убеждение органов власти или МСУ игнорировать незаконные виды деятельности.

Все это принуждает управляющих небольшими фирмами лиц прибегать к незаконным платежам, чтобы избежать финансовых или нормативных затруднений, невыгодных условий конкуренции. Они могут быть подвержены коррупционному натиску с обеих сторон, что в комбинации с неэффективной судебной системой ставит их перед трудным выбором: участвовать в коррупционных сделках или прекратить свою хозяйственную деятельность.

Деловая коррупция подрывает нормальную и справедливую экономическую конкуренцию, препятствует развитию безнесструктур, привлечению (притоку) инвестиций (в том числе иностранных), приводит к возникновению монополизма и нелояльной конкуренции на международном рынке, к более слабому соответствию строительным, экологическим и другим нормам, снижает качество госуслуг, увеличивает бюджетные расходы.

Сетевая коррупция в бизнес-секторе характерна для развивающихся стран и государств, находящихся в стадии перехода к рыночной экономике. Основная «стратегия» бизнеса в этих странах заключается в разграблении государственной собственности.

Цели неидентифицированных, временных бизнессубъектов связаны с не развитием фирм, а с извлечением выгоды политическими партиями и личностями. Они направлены не на государственную собственность, а на оказание воздействия на решения политических институций. Бизнес может преуспеть, только если он лоялен правящей партии и политическому режиму. Это уже политическая коррупция.

Политическая коррупция. В российском законодательстве коррупция определяется как «злоупотребление служебным положением в целях получения выгоды имущественного характера». Однако через коррупцию может достигаться не только материальная, но и иная, в частности, политическая выгода, что позволяет рассматривать коррупцию не только как экономическое, но и как политическое явление, и выделять особый вид коррупции - политическая коррупция.

Политическая коррупция - это использование лицом, занимающим государственную должность, доверенных ему государственно-властных полномочий и прав, служебного положения и статуса в системе государственной власти, статуса органа государственной власти, который он представляет, в целях противоправного извлечения личной и (или) групповой, в том числе и в пользу третьих лиц, политической выгоды (политического обогащения).

Политическая коррупция затрагивает политическую сферу взаимоотношений в обществе, поражает политиков, государственных чиновников федерального, политические и административные центры власти и сопряжена с принятием законов и решений на высшем уровне: в Правительстве РФ, Федеральном Собрании РФ, Высшем Арбитражном Суде РФ, Верховном Суде РФ и иных федеральных органах, а также на уровне субъекта РФ. Поэтому ее называют также «вершинной», «высшей», «элитарной». Данный вид коррупции сопряжен с принятием решений, имеющих высокую цену - это принятие законов, изменение формы собственности (приватизация), государственные заказы, контракты, выдачи лицензий на использование недр и т.д., что позволяет также отнести ее к «крупной» коррупции.

Данный вид коррупции является и сетевым, и системным. Сетевым - поскольку приводит к созданию коррупционных сетей, в рамки которых включаются различные уровни и типы коррупции. Системным - так как охватывает в целом общественные сферы, в которых взятка начинает восприниматься как «нормальное действие. Целые министерства или банки могут быть захвачены коррупцией, а вынужденные взаимодействовать с ними фирмы или граждане без взятки не могли получить никакую услугу.

Она является наиболее прикрытой и поэтому, наиболее опасной коррупцией, поскольку определяет целостную структуру политических и экономических отношений в рамках определенной среды, непосредственно угрожая демократии и законности, подрывая принципы, равноправия граждан, прозрачность процесса принятия решений, приводя к делигитимизации органов власти. Часто политическая коррупция является выражением стремления держать народ в неведении о деятельности правительства.

Политическая коррупция использует поступления от коррупционных сделок для максимизации шансов на повторный выбор со стороны политических партий или достижения других политических целей. Частным случаем политической коррупции является электоральная коррупция.

Существуют и иные критерии классификации, в том числе основанные на специфике политических режимов. Согласно данной классификации коррупция возникает в антидемократических государствах вследствие перераспределения собственности и иных материальных благ в системе единоличного властвования или группы лиц, а в демократических государствах – в процессе перераспределения собственности и материальных благ в системе демократии. В первом случае коррупция – это вид изъятия собственности у противостоящего объекта (власть имущих), во втором случае – у населения.

Существующие критерии классификации коррупции позволяют опровергнуть мнение отдельных авторов и большинства обывателей, несправедливо связывающих коррупцию исключительно с «эшелонами власти», государственными и муниципальными служащими, работниками правоохранительных органов, государственных и муниципальных учреждений. Принятие таких выводов может выступать следствием невысокого уровня правовой культуры и серьезным препятствием в предотвращении и борьбе с коррупцией, необоснованно сужающим границы исследуемого явления до отдельных аспектов публичной сферы, оставляя иные проявления коррупции без должного внимания.

Ошибочность указанной точки зрения подтверждается действующим законодательством, в том числе Уголовным кодексом РФ, Кодексом РФ об административных правонарушениях, непосредственно Законом № 273-ФЗ, Антикоррупционной хартией российского бизнеса и другими правовыми актами, предусматривающими виды коррупционных правонарушений, в том числе не связанные с государственной и муниципальной службой, юридическую ответственность для физических и юридических лиц, устанавливающими всеобщие требования и закрепляющими меры, направленные на минимизацию и борьбу с коррупцией в целом.

При изучении феномена коррупции некоторые исследователи отмечают ее рост, который связывают со спецификой переживаемого Россией переходного периода – становления рыночных отношений, вызвавших изменение устоев общественной жизни и социальных ценностей, переделом собственности, модернизацией законодательства и власти. При этом они говорят о ее качественном изменении в последнем десятилетии за счет последовательного расширения зон влияния коррупции.

Так, ученые приходят у выводу об эволюции отечественной коррупции – от самостоятельного явления, поразившего отдельные социальные отношения, через сформировавшийся институт, имеющий устойчивую организационную форму и сложную разветвленную структуру, до системообразующего явления, охватившего практически все сферы жизнедеятельности российского общества и имеющего универсальный характер.

Однако проблема коррупции не является новой для нашего государства. В России коррупция имеет многовековую историю, связанную с ментальностью населения, традициями, особенностями функционирования институтов власти. Как отмечает Симанович А.А., история коррупции по древности не уступает известной нам истории человеческой цивилизации, истоки коррупции видят в первобытных обычаях делать подарки, чтобы добиться расположения. По мнению Хабриевой Т.Я., коррупция существует во всех государствах вне зависимости от уровня социально-экономического и политического развития, проникает во все сферы государственной и общественной жизни, приобретает транснациональные формы». Более того, международный опыт свидетельствует о том, что избавиться от коррупции полностью не удавалось еще ни одной стране в мире.

Несмотря на актуальность темы коррупции для российского государства и общества, ученые и практические работники не смогли сделать вывод об истинных причинах возникновения данного явления, который в том числе необходим для осуществления эффективной борьбы с коррупцией. Ссылаясь на тезис о том, что причины коррупции надо искать в характере правовой культуры и правосознания общества, которое сложилось в ходе его исторического развития, ученые называют такие основания ее возникновения, как сложившаяся система ценностей, интересов, приоритетов, национальной ментальности, на которые ориентируется общество, правовой нигилизм, пробелы действующего законодательства, возможности влиять на решения суда, наличие нечетких норм, позволяющих субъективно трактовать нормативные акты, избыточное государственное администрирование сфер общественной жизни, отсутствие прозрачности информации и общественного контроля, громоздкий и неэффективный бюрократический аппарат, относительно низкая оплата труда служащих и другие.

При этом авторы в основном сходятся во мнении, что и каждая из сторон коррупции имеет собственное происхождение и связана напрямую с особенностями жизни людей.

Итак, коррупция является одной из основных проблем каждого государства и находится в прямой зависимости от общественного развития и нежелания граждан и иных лиц, находящихся на территории соответствующего государства, соблюдать действующие правила и нормы.

Коррупция постоянно видоизменяется и эволюционирует, присутствует в публичной и частной сферах и представляет собой использование любым должностным лицом служебного положения с целью получения материальной выгоды либо нематериальных благ для себя либо иных лиц, сопровождаемое нарушением законности.

Изучение типологии коррупции, причин и условий, способствующих ее существованию и возникновению, играют важную роль не только в исследовании ее признаков, но и в антикоррупционной деятельности, так как без выработки критериев классификации коррупции осуществить реализацию поставленных в антикоррупционном законодательстве задач практически невозможно.